Главное автоспортивное событие этого года пройдет на «Сочи Автодроме» 11 октября, а пока, в ожидании «Формулы-1», трек готов принять у себя всех желающих, в том числе и любительские серии по тайм-аттак. Впрочем, даже если каждый день проводить трек-дни, то автодром окупится лишь в 2138 году.
Любители, добро пожаловать на трек!
Справедливости ради стоит отметить, что если на Нюрбургринге сезон открыли только весной, то на Сочинском автодроме любители быстрой езды стартовали 2 января. Трек-дни устраивали два раза в месяц, а уже с мая планируется проводить их каждый уикенд. Стоимость одной сессии составляет 4000 рублей.
«Как только стартует любая машина на треке, мне всегда страшно за участников. С любителями нервов тратится больше. Но вообще-то, если не будут кататься любители, то не появятся и профессионалы с правильной подготовкой», — рассказал Дмитрий Плешаков, заместитель руководителя дирекции по организации мероприятий «Сочи Автодром», известный как Чемпион России по дрэг-рейсингу 2008 года и обладатель Кубка России 2009.
Придя в дирекцию трассы, он не повесил свой шлем на гвоздь, хотя его самый быстрый боевой Evo VIII и находится в музее, который также располагается на территории автодрома.
Каждое утро и вечер Дмитрий открывает и закрывает трассу, проезжая ее на одном из автомобилей (чаще всего это Porsche 996 Turbo).
Капля дождя — не помеха?
В прошедший уикенд питлейн был заполнен до отказа. Здесь встретились два любительских чемпионата — MaxPowerCars и Porsche Sport Cup.
Первыми выступали участники соревнования MaxPowerCars — колыбели российского тайм-аттак, которая ведет свое существование с 2006 года.
В прошлом году MaxPowerCars успели побывать на треке буквально следом за «Формулой-1», проведя внеплановый этап гонок, но тогда заезды пришлось приостановить из-за разбушевавшейся погоды. Поскольку трасса находится в Имеретинской низменности рядом с горами и морем, то погода здесь может поменяться три раза в день.
Corvette установил новый рекорд
В этом году в Сочи было запланировано открытие сезона тайм-аттак.
Заявились 69 участников, в арсенале которых были доработанные Subaru Impreza WRX STI, Mitsubishi Evolution VI и VIII, BMW 325i E30 и M3, Honda S2000, Lexus IS-F, Volkswagen Golf R, Lotus Exige S, Audi (R8, TT RS и RS Q3), Toyota Celica GT-Four, Ford Focus ST, Nissan Juke-R и целое полчище Porsche (911 GT3 и GT2, Cayman GTS, Boxster Spyder).
Впрочем, это и не удивительно, ведь «Сочи Автодром» — самая скоростная трасса из всех существующих в России. Ее длина — 5854 метров, а самая длинная прямая — 650 метров. Ну как не попробовать такой автодром на себе!
В «Формуле-1» самый быстрый круг составил 1 минуту 36,9 секунд, а среди кузовных автомобилей лучшее время в прошлом году показал краснодарец Дмитрий Нихаев (2:28) и его 400-сильный Mitsubishi Evo VIII: «Если честно, мне больше нравится эта трасса в дождь. Она тогда опаснее и многие повороты на мокрой трассе создают хорошие адреналиновые всплески. В сухом конфиге это самая моторная и быстрая трасса в России, но на моем „Эво“ там скучновато».
Его рекорд был побит Степаном Крумиловым на 603-сильном Chevrolet Corvette (2:16,9).
— Ты установил новый рекорд, мы тебя поздравляем! Ты доволен результатом?
— Время должно было быть 2:12, но мы расслабились, поэтому получили только 2:16. Сочи — очень быстрый трек, рассчитанный для «Формулы» и здесь нет затычных поворотов. Это как раз секрет успеха «Корвета».
— Расскажи о своем автомобиле, что вы дорабатывали?
— У меня прекрасный автомобиль, который мы готовили всю зиму. У него 603 лошадиные силы и 670 Нм крутящего момента, он весит 1409 килограмм с полным баком, что позволяет ему ставить шикарные времена на треке. Установлены стандартные тормоза, в салоне по-прежнему есть «музыка», панели и сиденья. Спереди поставили слики Hankook, а сзади — Michelin.
— Как считаешь, какие автомобили лучше подходят для этого трека?
— Сочи предназначен для быстрых и мощных автомобилей на слике, тут нет места Subaru и Mitsubishi, здесь нужны Lamborghini, Ferrari, Corvette и Porsche.
Несгораемая экипировка, лопата для снега и танцы с бубном
Справедливости ради нужно сказать, что это не только самый скоростной, но и самый опасный трек, ведь зон вылетов здесь нет, а максимальная скорость болидов «Формулы-1» составляет 334 км/ч.
Не все пилоты смогли справиться со своими автомобилями. Были случаи возгорания на треке, в частности — у Александра Бобровникова на Mitsubishi Evo VIII: «На треке случилось несколько вещей. По непонятной причине упало давление топлива, которое и загорелось. А самое неприятное то, что не сработала кнопка пожаротушения. Все, кто ездил на гоночных машинах, знают, что существуют разные риски. Это была штатная ситуация. Когда появились языки пламени из-под капота, я остановился, снял массу, нажал кнопку, вылез из машины и отбежал подальше».
К счастью, пилот не пострадал, а вот автомобиль придется реанимировать.
Особое внимание привлекал привезенный из Санкт-Петербурга пестрый Nissan Juke-R, который либо нравится с первого взгляда, либо же заставляет улыбнуться. Кстати, он привезен не только для танцев Владимира Уланова на крыше автомобиля, но и чтобы показать неплохое время на треке — 2:30,4.
Также стоит отметить, что не все быстрые пилоты привезли свои мощные автомобили. Так, Дмитрий Рыжак выступал не на своем Nissan GT-R, а на стоковом Golf R, где были доработаны только тормоза.
Впрочем, совсем скоро ему подготовят автомобиль, и он вернется в более привычном амплуа.
Также как и Максим Елизаров, который вместо карбонового 600-сильного Evo VI приехал на зимней машине, в багажнике которой лежала лопата, чтобы откапываться в сугробах, а в техничке — зимняя резина: «Слышал рекламу, что Сочи — это горнолыжный курорт, вот и взял с собой зимнюю резину, а на случай глобального потепления — слики. Когда приехал на трек, выяснилось, что Сочи- это не лыжный курорт, а вполне себе автоспортивный. Очень длинный трек с потрясающими видами на горы, на которые я и засмотрелся, поэтому ехал медленно и разглядывал окрестности».
Кстати, Дмитрий Плешаков подметил, что наиболее частными гостями на треке становятся автомобили Honda, 911-е Porsche и 35-е GT-R.
Не хотите в «Формулу»? Идите в ралли!
В общем, в Сочи скучать не приходится. Если у вас появится время, то обязательно стоит заехать на трек. Машину здесь всегда можно взять напрокат, к примеру, MitJet. Но стоит помнить о том, что это «формульная» трасса. Она широкая, но любая ошибка — это не только возможность списать автомобиль, но и нанести урон автодрому, за который придется заплатить отдельно.
Дмитрий Плешаков отметил и несколько грубых ошибок, которыми грешат новички. Так, зачастую участники вместо финиша могут поехать на второй круг лишь потому, что толком заранее не выяснили, где им следует съезжать обратно в падок. Некоторые при развороте на треке совершенно теряют навигацию и могут поехать «против шерсти». Но самое недопустимое и в тоже время одно из самых распространенных нарушений — нахождение на питлейне детей в колясках, а также велосипедов, самокатов, маленьких собачек.
Кстати, очень многие, покатавшись по треку, говорят, что он сильно дезориентирует. Это подтвердил мастер спорта и чемпион России по автоспорту Сергей Борисов: «Сочи — первая трасса, которая вся в бетоне. Здесь любая ошибка заканчивается жестким уроком, что очень многих сковывает. Обычно я учу трассу за два круга, а здесь — за семь или восемь. Тяжело понять, где ты находишься, нельзя нарисовать себе ориентир, вокруг бетон. Есть несколько очень техничных участков, которые ни на что не похожи, они завораживают. Более того, у нас в России нет мест, где можно было бы подготовиться к этой трассе — только приехав сюда».
В общем, сезон в самом разгаре! А уже в эти выходные 25 и 26 апреля на автодроме проходит Открытый этап кубка России по классическому ралли. Да-да, впервые в российских раллийных гонках задействован кольцевой трек!
Фото: Ксения Турок, PhotoOctopus, Антон Сумин