Современные street-legal дрэгстеры с наддувными двигателями, оснащенными электронными системами управления, пролетают квотер за 8 секунд. Было бы глупо их сравнивать с этим ветераном из прошлого, который вряд ли сможет выехать из 11. Но ведь не всегда все решают цифры…
Ревущий Big Block Chevy под целиковой стеклопластиковой «мордой», посреди которой торчат патрубки механического впрыска Hilborn, громоподобный выхлоп и высоченная подвеска, делают из этого Chevrolet ’55 «Brutal Bastard» идеальный шоу-стоппер. На сегодняшний день внешность этого классического гессера (gasser) иначе как гротескной не назвать, но в свое время она была оправдана исключительно технологической целесообразностью.
Гессеры в 60-х годах были очень популярным классом в дрэг-рейсинге, а большинство самых быстрых представителей были построены в Огайо. У механиков и гонщиков из Огайо было много времени в течение долгих зимних месяцев на то, чтобы совершенствовать свои дрэгстеры к сезону, в то время как в солнечной Калифорнии парни гонялись круглый год и на выходе выглядели очень бледно на фоне пилотов с северо-востока Америки. Почему гессеры? Название этих дрэгстеров пошло от слова «gasoline», т. к. в качестве топлива в их баки лили бензин, доступный на любой заправке, в то время как на заре легализации дрэг-рейсинга в начале 50-х, хот-роддеры вовсю экспериментировали с более производительными топливными смесями.
Необычайно быстрыми гессерами для своего времени были легкие Willys с компрессорными моторами, однако классические Chevy также были востребованы в связи со своей доступностью и близкой к идеалу для гессеров развесовкой по осям. Ранние гессеры были полноценными дорожными автомобилями, со всеми необходимыми для каждодневной езды атрибутами вплоть до салона и оптики.
Сегодня идеальной развесовкой считается 50/50, но создатели гессеров любыми возможными путями стремились сместить вес на заднюю ось для лучшего сцепления ведущих колес с полотном стрипа. Это достигалось путем нарочито завышенного дорожного просвета спереди, максимального облегчения передней части кузова вплоть до полной замены капота и крыльев на целиковую «морду» из стеклопластика, а также заполнения свинцом установленной вместо заднего бампера стальной трубы. До введения ограничения на использования свинца для утяжеления задней части дрэгстера масса импровизированного бампера могла доходить до ста килограмм. В конце 60-х гессеры обзавелись двигателями с механическими нагнетателями и полностью пластиковыми кузовами, став прародителями одного из самых популярных классов в дрэг-рейсинге — Funny Car.
На дороге Brutal Bastard ведет себя, со слов владельца, как классический американский автомобиль из 50-х, для которого родная стихия это прямые хайвеи с минимумом поворотов. Тем не менее, нынешний хозяин Brutal Bastard финн Аки Хайредтин (Aki Hairedtin) проделал путь в 200 километров до выставки American Car Show по дорогам общего пользования. «Если привыкнуть к грохоту выхлопа и прочим шумам в салоне, то поездка дарит немало удовольствия», — делится впечатлениями Аки.
Этот Chevy ’55 впервые предстал в качестве гессера на выставке Good Guys в Огайо, где был продан новому владельцу. К слову, продавец изначально не планировал расставаться с автомобилем, который ему принадлежал с 14 лет, но не смог устоять перед заманчивым предложением. После этого Brutal Bastard подвергся ряду доработок в мастерской Performance Clinic. Была установлена «идейно» правильная передняя балка от Ford Econoline начала 60-х, а барабанные тормоза заменены на дисковые.
Под капотом Chevy ’55 стоит 396-й Big Block Chevy от Chevrolet Chevelle ‘69 и усиленная коробка ТН350. Двигатель оборудован очень редким механическим впрыском Hilborn, который был найден специально для этого автомобиля в Новой Зеландии. Выхлоп разведен под порогами без всяких глушителей, выпускные коллекторы заменены на равнодлинные хедеры Stahl. Салон гессера проработан на весьма высоком уровне: раздельные передние сиденья и дверные карты обшиты серебристым винилом, а место заднего дивана заняла панель из формованных листов алюминия. Приборная доска полностью оригинальна за исключением трех дополнительных приборов на рулевой колонке.
Именно в таком состоянии Brutal Bastard попал к нынешнему владельцу Аки, который и дал ему это название. С одной стороны, этот гессер абсолютно не практичен и на нем не получится добиться выдающихся результатов на стрипе. С другой стороны, это памятник давно ушедшей эпохе, который будет неизменно вызывать восторженную реакцию публики и дарить ничем не замыленные эмоции своему владельцу. Те самые эмоции, которыми жили хот-роддеры в 60-х.
Фото: Vasili Harvonen и Machete Speed Crew