Горные лыжи и заснеженные склоны. Это не для них. Начало года, для определенной части любителей автомобильных приключений, это всегда жаркие пески и пустыня. В первые дни января караваны покорителей бескрайних дюн и скал отправляются в путь на две недели. Аргентина, Боливия, Чили. По этим странам прошел самый знаменитый внедорожный марафон образца 2014 года.
По мнению большинства экспертов, ключевым в гонке стал пятый скоростной участок. На нем был 18к-илометровый, так называемый «ор-пист», местность, на которой нет никаких опознавательных знаков, которые могут помочь штурману сориентироваться. Эта навигационная головоломка и определила судьбу золотых бедуинов.
В зачете мотоциклистов самым хорошим чутьем отличился Марк Кома. Создав себе почти часовой запас по времени, он так и финишировал первым. Никто из соперников к нему даже не приблизился. У автомобилистов лучше всех пятый спецучасток одолел Хуан Рома. Он же и стал победителем зачета. Хотя, строго говоря, быстрейшим гонщиком этого Дакара все без исключения признали Нассера Аль-Аттию. Но, не найденная контрольная точка, час штрафа и 57 минут отставания от Ромы. Если бы не штраф... А вообще, это была скорее командная победа. Как только к Роме опасно приближался сокомандник Стефан Петрансель, руководство «придерживало» француза. Дошло до того, что на финальном спецучастке Петрансель демонстративно остановился и подождал, пока его объедет Хуан. В итоге вся команда X-raid заняла подиум, но ощущение украденной интриги и спортивности не оставляет.
Давно забытые интриги в борьбе грузовиков в этом году проявились как никогда. В начале марафона, с места в карьер взял Жерар де Рой. Его основным соперником считался ван Влит на MAN. Но после блужданий в пустыне соперничать де Рою, как выяснилось, предстоит с нашими Камазами. Айрат Мардеев (сын известного камазовского пилота Ильгизара Мардеева), на которого делалась ставка, в первый день «уложил» свой грузовик из-за обвалившегося грунта. И, хотя команда починила машину, из строя вышла система навигации и техническая комиссия не выпустила машину на трассу. Головоломку пятого допа лучше всех решил экипаж Дмитрия Сотникова, который ехал как быстрая техничка нагруженная запасными частями для помощи коллегам по команде. Но успешное прохождение пятого допа изменило планы команды. Основная ставка была сделана на Андрея Каргинова, Сотников прикрывал тылы, а обязанности технички взял на себя Антон Шибалов.
Дуэль Каргинов — де Рой заслуживает отдельной статьи. Но если коротко, то Андрей сумел отыграть 32 минуты отставания после 5 скоростного участка отчаянно атакуя и рискуя буквально в каждом повороте. Такой борьбы Дакар не видел давно. Обычно к середине дистанции разрывы между участниками были такие, что положение дел меняла только поломка или случайная авария. Финиш с разницей в несколько минут (!), для дистанции в тысячи километров и двухнедельной гонки, это посильнее, даже, чем сотые доли секунд в Формуле 1.
«Дакар» редко обходится без чудесных спасений. В этом году в самую эффектную аварию угодил двукратный победитель ралли-рейда в зачете квадроциклов Маркос Патронелли. На третьем «допе» аргентинец едва не сиганул в пропасть вместе с квардроциклом. Не удержавшись на вершине горной гряды машина рухнула вниз. В последний момент Патронелли выпрыгнул из сиденья. А вместе с Ямахой в свободный полет отправился запас воды и GPS-навигатор, способный вывести Патронелли с необитаемых скал. Благо коллеги ко квадроцеху не уехали далеко и один из них подал сигнал о спасении. К моменту, когда прибыли спасатели, Маркос уже был обезвожен.
Но квадроциклы запомнятся нам не только происшествиями. Впервые в этом зачете стартовал «простой уральский парень» Сергея Карякин. Который не только финишировал на седьмой позиции, но и по ходу гонки выиграл один из этапов! Похоже суровые уральские мужики, наряду с мастерами из Татарстана начинают активное наступление по всем фронтам Дакара.