Жизнь и смерть ради рекорда

Когда Малькольм Кэмпбелл пал в битве за рекорд, когда его «Синяя птица» была еще не готова, и пилот не мог вернуться на трассу, тогда англичанин Джон Пэрри Томас поймал за хвост свою птицу удачи и шанс стать рекордсменом. Технический директор фирмы «Лейланд» и по совместительству гонщик проектировал и строил, рассчитывал и мечтал, и все его действия были направлены на преодоление рубежа в заоблачные 200 миль в час. Вместе с французским инженером Т. Андрэ на базе своего восьмицилиндрового «Лейланда» Томас построил гоночную машину и три года подряд — с 1924 по1926 годы — держал рекорд скоростной езды на один час, подняв его со 175,56 до 195,92 км.

Когда Малькольм Кэмпбелл пал в битве за рекорд, когда его «Синяя птица» была еще не готова, и пилот не мог вернуться на трассу, тогда англичанин Джон Пэрри Томас поймал за хвост свою птицу удачи и шанс стать рекордсменом. Технический директор фирмы «Лейланд» и по совместительству гонщик проектировал и строил, рассчитывал и мечтал, и все его действия были направлены на преодоление рубежа в заоблачные 200 миль в час. Вместе с французским инженером Т. Андрэ на базе своего восьмицилиндрового «Лейланда» Томас построил гоночную машину и три года подряд — с 1924 по1926 годы — держал рекорд скоростной езды на один час, подняв его со 175,56 до 195,92 км.

Человек, который жил рекордами и погиб за рекорд, что мы знаем о нем?

Пэрри Томас родился в Рексеме, Уэльс (Wrexham,Wales). С детства он интересовался конструкторами, машинками и различными головоломками. Когда мальчику исполнилось пять лет, его семья перебралась в город Освестри (Oswestry), где Джон окончил школу. Позже юноша выбрал один из лондонских колледжей и решил выучиться на инженера. Его тяга к экспериментам и автомобилям росла с каждым днем.

Получив диплом инженера, Пэрри Томас устроился в Leyland Motors — компанию, специализировавшуюся на производстве разного рода транспортных средств. В свободное от работы время молодой англичанин активно занимался изобретательской деятельностью, и даже сумел получить серию патентов.

Сразу же после Первой мировой войны Джон построил несколько легковых автомобилей высшего класса. Внутри их располагались 8-цилиндровые двигатели, и в каждом по два карбюратора. На автомобильной выставке в Лондоне в 1920 году машины Пэрри Томаса произвели настоящий фурор. Еще бы! Их мощность была 145л.с.!

Но Пэрри Томас действовал не один. Его ассистент Рид Рейлтон (Reid Railton) работал вместе с инженером над разработкой автомобиля Leyland Eight — элитная модель составила знатную конкуренцию Rolls-Royce и была одной из самых дорогих машин 20-х годов прошлого века.

В начале 20-х годов вместе с новозеландским инженером Мэйджором Кеном Томпсоном (Major Ken Thomson) Пэрри Томас создал компанию Thomas Inventions Development Co. На выбранной стезе им удалось добиться немалых успехов — автомобили их фирмы за 5 сезонов выиграли 38 гонок и установили серию рекордов.

Несмотря на столь великие продвижения в автомобилестроении, с 1923 года Пэрри Томас стал жить в бунгало. Его образ жизни был воистину аскетичный. Кто знает, может у гения так лучше рождались новые идеи?

Однако, два года спустя Джон осознал, что настоящего успеха в коммерческом плане его предприятие не добьется до тех пор, пока он не начнет выступать на престижных соревнованиях. Вопреки всеобщей любви Великобритании к скоростным машинам и зрелищу на гоночных трассах, Пэрри Томас решил в качестве рекламы и достижения успеха сконцентрироваться на установке нового скоростного рекорда для наземного транспорта.

Большинство пилотов того времени использовали чрезвычайно популярную модель Napier Lion, которая постоянно била свои же рекордные скорости. Но Пэрри Томас просто не мог позволить себе столь роскошную машину, поэтому изобретателю пришлось работать с более доступным материалом.

Для установления мирового рекорда Пэрри Томас выбрал автомобиль Higham Special. Конечно же ему пришлось что-то добавить и изменить, но результат должен был сразить всех наповал. На доработку ушло несколько месяцев, ведь Джон задумал создать идеально аэродинамичный корпус. К тому же, Томас снабдил машину новым двигателем — 27-литровым Liberty V-12.

Впервые в 1925 году автомобиль усовершенствованный Джоном вышел на трассу, но запланированную скорость так и не набрал. Инженер взялся за разработку нового автомобиля «Tomas Spechial». Исторические автоиздания гласят: «Он взял шасси от автомобиля „Higham Special“, принадлежавшего графу Зборовскому, некогда известному бруклендскому гонщику и значительно модернизировал его. Конечно, Джон спешил, да так оставил без внимания цепные бортовые передачи, шедшие по бокам сиденья гонщика к задним колесам. Пэрри Томас понимал, что если на огромной скорости цепь лопнет, ему не поздоровится. Но время поджимало, и меры безопасности свелись к тому, что над цепями поставили легкие заграждения».

Есть такое выражение: «смелым иногда везет». И действительно, 27 апреля 1926 года показал 270,47 км/ч на одной миле и 272,454 на километре. Это был новый рекорд, который продержался почти год.

День спустя, не обращая внимания на предостережения и на то, что из выхлопных труб валил подозрительный черный дым, он вновь бросил вызов скорости и достиг 275,222 км/ч! Мечта осуществилась, но после того, как Мальколм Кэмпбелл (Malcolm Campbell) побил рекорд Джона, инженер решил вернуть себе лавры славы и почета. Джон перестал спокойно спать. Зимой 1927 года автомобиль Пэрри Томаса получил новый корпус. Он спешно модернизировал свой «Tomas Special»: улучшил аэродинамику, модернизировал мотор и трансмиссию. Гонщик намеревался превысить скорость 300 км/ч. Но судьбы решила иначе…

В начале марта 1927 года Джон был нетерпелив, раздражен и все время твердил, что непременно поедет, хотя и беспрерывно кашлял, еще не оправившись от недавней простуды. В итоге 3 марта он выкатил свое авто на пляж в Пендине. Из выхлопных труб по-прежнему валил черный, пугающий механиков дым. При этом автомобиль мелко дрожал при пробных заездах, но англичанин настолько рвался в бой, что не отложил старта ни когда отказали судейские хронометры, ни когда забарахлил карбюратор… Джон Пэрри Томас должен был стать рекордсменом!

Гонщик настоял на своем и провел пять заездов, постепенно повышая скорость. Судьбу рекорда должна была решить шестая попытка. Взревел двигатель, за машиной потянулась полоса темного дыма. Скорость нарастала… Затем автомобиль вдруг задергался, начал вилять из стороны в сторону, резко вильнул и опрокинулся. И в тот же момент превратился в огромный факел. Прибежавшие механики увидели страшную картину. Опаленный гонщик был убит злополучной цепной передачей. Цепь все-таки оборвалась и хлестанула гонщика по голове.

Однако позже было установлено, что пилот погиб из-за полученных во время крушения травм, ведь его машина перевернулась на скорости в 160 км/ч.

Так погиб талантливый инженер и спортсмен Джон Пэрри Томас. Его похоронили в Байфлите, Суррей (Byfleet, Surrey), неподалеку от хорошо знакомых ему гоночных трасс. Машину Пэрри Томаса закопали в дюнах Пендин-Сэндс (Pendine Sands), а через 42 года машина была откопана и восстановлена. Сейчас автомобиль Пэрри Томаса демонстрируется на выставке музея Pendine Museum.

С кончиной Томаса Пэрри закончилось и эпоха дорожных скоростных машин, которые были еще способны побить абсолютные рекорды скорости. Теперь на передовые рубежи выдвигались специально построенные рекордные автомобили и среди них оказалась «Синяя Птица-2» Малкольма Кэмпбелла.

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.