В эти выходные в Монте-Карло стартует 42-ой по счету чемпионат мира по ралли — главная раллийная серия на планете. Миллионы, если не миллиард болельщиков ждут начала нового сезона World Rally Championship. Чего же именно они ждут? Давайте разберемся…
Для начала пару слов об изменениях в правилах проведения чемпионата — их немного, но они настолько существенны, что трудно выделить самое-самое. Во-первых, отныне запрещено передавать экипажам информацию о сплитах, результатах на спецучастках и вообще ходе борьбы. Любопытно будет посмотреть, как гонщики будут сражаться «вслепую» и как команды будут выходить из положения, ведь очень часто руководители заводских коллективов прибегали к командной тактике, притормаживая вторых и третьих пилотов своих команд.
Во-вторых, в очередной раз изменился порядок старта участников. С этого года в первый и второй дни гонки участники будут стартовать в соответствии с положением в личном зачете чемпионата мира. Таким образом, скажем, на гравийных и снежно-ледовом этапах WRC лидер чемпионата рискует оказаться в положении «бульдозериста», расчищающего трассу для остальных участников. А вот в третий день гонки все останется по-прежнему — стартовка будет формироваться в порядке, обратном таблице результатов гонки по итогам второго дня. Это изменение вызвало нешуточный скандал — ни для кого не секрет, что это пойдет во вред двукратному чемпиону мира Себастьяну Ожье, поэтому и пилот, и команда Volkswagen не испытывают энтузиазма в отношении этой поправки в правилах.
И, наконец, в-третьих — сошедшие участники при возвращении в гонку будут получать за каждый пропущенный спецучасток не пятиминутный, а семиминутный штраф.
Общая техническая новинка, по сути, одна — под предлогом маркетинговых соображений Volkswagen Motorsport пролоббировал возвращение подрулевого переключателя коробки передач. Ну еще бы — «лепестки» устанавливаются на множество серийных автомобилей, а на самых совершенных раллийных машинах их нет. Непорядок! Сказано — сделано, с этого года они вновь появятся на рулевой колонке автомобилей категории WRC.
Это техническое изменение коснулось всех автомобилей заводских команд. А что придумали инженеры и конструкторы команд?
Количество заводских команд не изменилось — как и в прошлом году их осталось четыре: Volkswagen Motorsport, Citroën Total Abu Dhabi WRT, Hyundai Shell World Rally Team и M-Sport World Rally Team.
Непобедимая и самая богатая команда Volkswagen Motorsport начала работу над обновленной версией своего Polo R WRC еще в марте прошлого года, поэтому в отличие от своих соперников успела довести дело до завершения — на старт первого же этапа WRC 2015 пилоты команды выведут машину второго поколения. Основными внешними отличиями машины стали новая цветовая схема и заднее антикрыло — автомобиль теперь окрашен в синий, голубой и белый цвет, при этом преобладающим стал синий. Под капотом изменений куда больше. Была проведена тщательная ревизия 75 процентов элементов шасси, после чего значительное их количество было улучшено. Двигатель стал легче и мощнее — по правилам мощность двигателя не должна превышать 300 л.с., но всем давно понятно, что это требование никем не соблюдается. Помимо мотора Volkswagen обзавелся и новой коробкой передач.
В Hyundai пошли еще дальше — вместо обновления прошлогодней модели команда готовит абсолютно новый раллийный болид, но уже на базе трехдверного купе Hyundai i20. Впрочем, дата появления новой на спецучастках этапов чемпионата мира неизвестна, а на тестах пилоты команды и вовсе обкатывают «мул» в кузове пятидверного хэтчбека i20. А на чем же тогда начнут сезон экипажи команды? Формулировки официальных заявлений довольно расплывчаты — по словам руководителя команды Мишеля Нандана команда начинает сезон с модифицированным автомобилем, продолжает дорабатывать его и планирует в первой половине сезона обновить двигатель.
Провалившая прошлый сезон Citroën Total Abu Dhabi WRT — для этой команды сезон без побед иначе как провалом назвать нельзя — взялась за автомобиль. Переброска всего инженерного персонала на кольцевую программу в WTCC сыграла злую шутку с раллийной командой. Citroen DS3 WRC по ходу минувшего сезона выглядел откровенно бледно и выводы были сделаны — в межсезонье были обновлены практически все ключевые элементы: двигатель, подвеска и коробка передач. Мотор стал мощнее, вырос и крутящий момент, надежность двигателя при этом повышена. Изменилась кинематика задней подвески. Обещают французы и обновление аэродинамики, но «в ближайшие месяцы». Экипажам команды придется подождать…
Перед началом сезона команда M-Sport, пилоты которой выступают на Ford Fiesta RS WRC, завалила журналистов пресс-релизами, рассказывая о тех или иных новостях. В очередной раз обновилась окраска машин, правда это не связано с появлением новых спонсоров, а является напоминанием о славном гоночном прошлом «голубого овала». Как это поможет в борьбе с командами-соперниками? Загадка…
Может быть глава M-Sport надеется на обновленный состав экипажей? Элфин Эванс пошел на повышение и стал первым пилотом, а завершившего карьеру Микко Хирвонена сменит Отт Тянак. Британец показал себя в минувшем сезоне не самым быстрым, но достаточно стабильным пилотом — на его счету 10 финишей «в очках». А вот эстонец абсолютно непредсказуем — он быстр, но слишком часто совершает ошибки. В 2014 году основным для него был чемпионат WRC2, в котором он занял только шестое место. Пожелаем удачи британской команде. Она ей пригодится!
Дебютировавшая в прошлом году команда Hyundai потратила свой первый сезон на селекцию экипажей. По итогам чемпионата-2014 Тьерри Невилль по-прежнему будет выступать в качестве первого пилота. Опытный испанец Дани Сордо официально получил статус второго пилота и выступит как минимум на десяти этапах чемпионата. Продолжит сотрудничество с командой и новозеландец Хейден Пэддон — его программа выступлений состоит из девяти гонок и начнется с ралли Швеции. Корейская команда также подписала контракт с Кевином Аббрингом — он стал официальным тест-пилотом, а также примет участие в нескольких этапах WRC. А вот от услуг Юхо Хяннинена и Криса Аткинсона команда отказалась — финну и австралийцу никак не удается зацепиться в чемпионате мира…
Руководство Citroen очень долго думало над составом экипажей, но в итоге все осталось по-прежнему — о продолжении контракта с Крисом Миком было объявлено в середине ноября, а Мадс Остберг был подтвержден в начале декабря. Быстрые и стабильные пилоты словно потеряли свой запал и энтузиазм во французской команде. По итогам прошлого сезона они заняли лишь седьмое и пятое места соответственно, не одержав ни единой победы. Такого Citroen не знал никогда за все время своих выступлений с 2001 года. По всей видимости, уверенности в силах Криса и Мадса у боссов «двойного шеврона» нет, иначе зачем они пригласили на ралли Монте-Карло самого Себастьяна Лёба? Французу вполне по силам одержать победу на своей любимой гонке, размочив счет. А там уж как пойдет сезон.
Про чемпионский коллектив Volkswagen Motorsport говорить нечего — состав не изменился: Себастьян Ожье, Яри-Матти Латвала, Андреас Миккельсен.
Пока рано говорить о том, какое количество «частников» мы увидим на этапах чемпионата 2015 года. О своих намерениях четко заявили Мартин Прокоп и Лоренцо Бертелли — их команды заявлены в командном зачете. Кстати, для Бертелли грядущий сезон станет решающим — если он не добьется прогресса, то будет вынужден закончить раллийную карьеру и займется семейным бизнесом. Каким? Он сын Миуччи Прады, хозяйки дома Prada и основательницы марки Miu Miu.
Останется в чемпионате мира и экс-пилот «Формулы 1» Роберт Кубица. Он планирует проехать все этапы за рулем Ford Fiesta RS WRC.
Об остальных «частниках» можно судить пока только по стартовкам ралли Монте-Карло и Швеции — на старт гонок за рулем автомобилей класса WRC выйдут Бриан Буффье, Хеннинг Солберг и Михал Соловов (Ford), а также Юрий Протасов, Себастьян Шардоннэ и Юхо Хяннинен (Citroen).
До старта первого этапа чемпионата мира по ралли 2015 года остаются считанные часы. Ждать осталось совсем недолго…