Яна Сотова — настоящая гордость Кубка России по дрэг-рейсингу: единственная девушка, которая участвовала во всех этапах сезона, причем регулярно поднималась на подиум. И если бы не досадная поломка на последнем этапе, вполне могла бы поспорить за место в ТОП-3 своего класса. Сезон Яна завершила с четвертым результатом, но мы ведь знаем, что она заслуживает большего. О том, как она сама оценивает прошедший год, какие планы строит на следующий год, и какое немного неожиданное хобби у нее появилось, Яна рассказала нам в интервью.
В самом начале разговора хотим поздравить с окончанием сезона! Он получился непростым? Как ты оцениваешь его лично для себя?
— На самом деле, несмотря на то, что я осталась в полушаге от третьего места по итогам Кубка в классе FS-A, считаю этот сезон для себя очень успешным. Во-первых, получилось значительно улучшить свое время, ведь эти самые десятые, сотые и тысячные — это как раз то, за что борются все пилоты, помимо наград и званий. Во-вторых, получен бесценный опыт. Можно сказать, что мы просто пересмотрели всю идеологию постройки автомобиля для дрэга. Честно, все набитые шишки, упущенные призовые места и не поставленные нами рекорды — все это следствие принципа «у нас и так все хорошо работает, зачем трогать». Эти знания не вычитаешь в книжках и не «погуглишь» (за исключением действительно полезных статей Антона Сагдакова из команды AMS). Только собственный опыт поможет найти решение уравнения с двумя неизвестными: мощность и зацеп. Ну, и наконец, в-третьих, это было лучшее лето, удивительные люди и невероятные эмоции. Гонщику нужна настоящая гонка, и она была!
Ты говоришь, что можно было показать время еще лучше. Примерно на сколько десятых секунды можно было бы улучшить твои результаты? Ведь из 11 секунд, как ты мечтала, уже вышла — в Гродно на 4 этапе.
— Как мы знаем, на финальном этапе Кубка в Крыму большинство участников установило свои личные рекорды. Этому послужило множество факторов: впервые были проклеены все 402 метра дистанции, что, естественно, говорит о прекрасном зацепе, да и пилоты уже «вкатались» и довели свои действия до автоматизма, привыкли к телеметрии и свойствам проклеенного покрытия — валили на все деньги, короче говоря. Мне на этапе в Евпатории, к сожалению, не удалось снова побить свой рекорд из-за поломки КПП: сначала срезало зубья на задней и 4-й передачах, а потом и вовсе заклинило коробку. Судя по результатам моих «одноклассников», думаю, могла бы проехать в районе 10,3–10,5 секунд. Все ресурсы для этого были в тот день: мы неплохо поработали над развесовкой автомобиля перед финалом и добились лучшего в своем классе старта. Время прохождения первых 60 футов на «Хонде» 1,512 секунд. Для понимающего суть дрэг-рейсинга человека эти цифры о многом скажут. Ведь не даром «Хонда» считается одним из самых перспективных автомобилей для дрэга в переднем приводе!
Кстати, периодически разгорается дискуссия, что передний привод не подходит для дрэга. Ты, как мы видим, придерживаешься иного мнения. И подкрепляешь его своими результатами. Твои аргументы за передний привод, против высказывания скептиков?
— Глаза бы мои не видели этот передний привод! (Смеется). Наверно, трудно будет найти весомые аргументы для скептиков в пользу переднего привода, по сравнению, например, с полным.
Основное, безусловно, это отсутствие трансмиссионных потерь на протяжении дистанции после старта, а также меньший бюджет постройки, по сравнению с другими классами. Что ни говори, стоимость постройки действительно быстрого дрэгового Nissan GTR или дрэговой «Хонды» — это суммы абсолютно разных порядков.
A какая трансмиссия на твоем Civic? Вы ее меняли перед сезоном?
— КПП не меняли в течение сезона — «стоковая» от Honda Integra. На последнем этапе она как раз и не выдержала нагрузок. В следующем году планируем менять на кулачковую коробку передач. Это позволит снизить потери на переключениях, так как сейчас они составляют порядка 1,2 секунды.
Да, мы уже видели ваш отчет об идущих работах над Honda Civic! Вы планируете остаться в Кубке России или перейти в Чемпионат России?
— В следующем году мы планируем продолжить участие уже в Чемпионате, а не в Кубке. Такое решение было принято в первую очередь из-за разделения на классы и, конечно же, статуса самих соревнований. Постараемся проехать все этапы Чемпионата, в классе передний привод, если будут возможности, прежде всего финансовые. Это зависит от того, получится ли нам найти спонсоров на будущий сезон.
Вы также пытаетесь поменять развесовку автомобиля. Пробуете, исходя из полученного за сезон собственного опыта, или советуетесь с кем-то еще?
— Основной поток нужной нам информации в этом плане мы берем из опыта построения американских дрэговых «Сивиков»: видео заездов, описание конкретных автомобилей на зарубежных ресурсах. До чего-то дошли сами методом «тыка», какие-то моменты подсказали наши единомышленники из клуба Speedfreak.ru, а также ребята из AlaniaMotorSport.
Вы ищете описания на зарубежных ресурсах, но не общаетесь ни с кем? Или удалось познакомиться с кем-то из зарубежных специалистов?
— Мы просто смотрим информацию в интернете, мы ведь так называемые «самоучки». Кстати, многие думают, что наш «Сивик» обслуживает целая команда механиков и слесарей. Это не так самом деле. Большая часть работ была произведена нами в съемном гараже смешных размеров без ямы, отопления и прочих радостей жизни. Конечно, всю работу делает мой супруг Сергей (за что ему огромное спасибо), я как могу помогаю, но все равно в основном выполняю роль «Яна, ключ на 12!» (смеется).
Кстати, Сергей тоже участвовал в трех этапах Кубка России. Вы планируете и в следующем году выставить две машины?
— В следующем году обязательно привезем и автомобиль Сергея (Porshce 911 Turbo), если вопрос с доставкой машин участников будет решаться таким же образом, как и в этом году. Своими силами доставить автомобили мы вряд ли сможем.
Яна, поделись секретом, как тебе удается все успевать? Ведь ты не только занимаешься дрэг-рейсингом и работаешь, но у тебя еще есть неожиданное для многих увлечение — танцы на пилоне.
— И почему в сутках не 36 часов? (Смеется). Действительно, страдаю от острой нехватки времени! Полдэнс — это вторая моя страсть после гонок и автомобилей. Занимаюсь в одной из самарских школ по акробатике на пилоне, а с недавнего времени стала преподавать там же (помимо работы в банке). Это именно та активность, которая заменила мне скучный спортзал и занятия кик-боксингом. Полдэнс весьма травмоопасный, но в то же время очень красивый и, я бы даже сказала, магический вид спорта, где я могу выплеснуть свою энергию и эмоции, а их у меня всегда в достатке (улыбается). В следующем году планирую принять участие в Чемпионате в категории Pole Acrobatic, в которой участники демонстрируют различные немыслимые трюки, исполненные на пилоне. Надеюсь, у меня все получится!
А как же ты увлеклась полдэнсом?
— Случайно. Но, как говорят, случайности не случайны. Позвала подруга, и на первом же занятии я поняла — это мое!
Как отреагировал муж на такое увлечение? Ведь полдэнс вроде бы не самый обычный вид спорта или танца...
— Он, честно сказать, обрадовался и с удовольствием ходит на мои выступления.
Где ты выступаешь?
— На отчетных концертах школы, в которой занимаюсь.
Значит, в следующем году тебя ждут выступления сразу в двух серьезных чемпионатах — по дрэг-рейсингу и полдэнсу! Желаем удачи в обоих! Скажи, занятия полдэнсом помогают в плане физической подготовки к автоспорту?
— Безусловно. Во-первых, развивает выносливость. Ни для кого не секрет, что заезды в крупных соревнованиях порой идут один за другим. Нужно быть в хорошей физической форме, чтобы выдерживать несколько заездов подряд, сидя в напряжении в полном обмундировании в автомобиле без единого окошка, и ждать старта. Во-вторых, концентрация внимания. Тут даже объяснять нечего. И, наконец, в-третьих, облегчение пилота (смеется) — шутка!
В каждой шутке лишь доля шутки, как известно. Ты прекрасно выглядишь, добиваешься поставленных целей, и у тебя много болельщиков. Желаем оставаться такой же яркой и целеустремленной и в следующем сезоне! Кстати, совсем скоро Новый год. Что ты хотела бы пожелать своим близким, друзьям, болельщикам и другим участникам Чемпионата и Кубка России по дрэг-рейсингу?
— Хочу пожелать всем в следующем году быть немножечко добрее, научиться радоваться за других и не завидовать, научиться доверию и пониманию. Нам часто в жизни так не хватает этих простых вещей, а ведь именно они делают нас счастливыми! И еще желаю, чтобы техника была надежной, не подводила, и, конечно, удачи нам всем!
Яна, спасибо! И тебе счастливого и удачного Нового года!