В феврале 2014 — все на Байкал!

Почему? Причин тому несколько: Красиво. Необычно. Круто.

А главное — на льду Байкала уже в третий раз будет построена гоночная трасса, где можно будет не только испытать возможности автомобиля и усовершенствовать свои навыки пилотирования, но и предпринять попытку установления рекорда скорости

Почему? Причин тому несколько: Красиво. Необычно. Круто.

А главное — на льду Байкала уже в третий раз будет построена гоночная трасса, где можно будет не только испытать возможности автомобиля и усовершенствовать свои навыки пилотирования, но и предпринять попытку установления рекорда скорости!

1. Тема рекордов в СССР, и в России

Тема рекордов скорости — неисчерпаемый источник вдохновения и адреналина всех времен и всех народов. Рекорды скорости ставили и ставят везде, где только можно: на грунте, асфальте, соли и даже льду.

К сожалению, в России тема рекордов скорости не слишком развита, и прежде всего в следствие неразвитой автомобильной промышленности и низкого уровня автоспорта в целом.

Однако даже в нашей стране происходили события, о которых следует знать.

Началось еще все до революции, когда 14 мая 1913 года на Волховском шоссе под Петербургом автомобили Benz, Opel, Mercedes, «Металлуржик» и «Руссо-Балтийский» (кстати, Руссо-балт не простой, а победитель ралли Монте-Карло 1912 года) соревновались на развитие максимальной скорости на трассе длиной в версту (1 066,8 метров). Победителем стал автомобиль Benz, который развил скорость в 189,5 км/ч, и преодолел расстояние за 19 секунд.

В 1937 году, в конце сентября под Киевом на Житомирском шоссе была проведена очередная гонка, соперниками на которой стали четыре серьезно подготовленных дрэгстера, построенных на базе ГАЗ-А. На этой гонке пилот А. Гирель поставил рекорд, набрав скорость 127,6 км/ч.

В начале 60-х годов новым местом проведения рекордных заездов выбрали бессточное озеро Баскунчак (Астраханская область): когда оно пересыхало, поверхность на его дне становилась ровной благодаря соляной корке. Длина новой трассы составила 13 километров, ширина — 8 километров. За три года на ней было установлено 29 всесоюзных рекордов скорости (19 из них превосходили международные), в том числе абсолютный всесоюзный рекорд — 311,4 км/ч (1963, И. Тихомиров, «Пионер-2»).

Позже, в связи с расширением добычи соли на озере и последовавшим ухудшением гидрогеологической обстановки поверхность дна стала непригодной для рекордных заездов.

Затем было еще две рекордные попытки: в 1972 Юрий Лесовский преодолел 1000 км со средней скоростью в 174 км/ч, а в 2004 — Сергей Ларин прошел ту же дистанцию со средней скоростью 212 км/ч.

В общем, на этом все.

2. Лед как рекордная поверхность

Лед — тоже весьма популярная поверхность для установления рекордов скорости. При этом ни в Советском Союзе, ни в России рекорды на льду не ставили вовсе, несмотря на то, что местами зима у нас длится по 9 месяцев.

Последний мировой рекорд скорости на льду по версии Книги Рекордов Гиннеса был установлен 9 марта 2013 года гонщиком-испытателем Nokian Tyres Янне Лайтиненом, управлявшим автомобилем Audi RS6. Заезд проходил на трассе в Ботническом заливе у города Оулу в Финляндии.

По правилам Книги Рекордов Гиннеса замеряется время прохождения автомобилем километровой дистанции в обоих направлениях. Мировым рекордом становится среднее значение от этих двух результатов. На попытку отводится ровно 1 час. При этом лед должен быть натуральным, а шины — находиться в открытой продаже и сертифицированы для страны, где устанавливается рекорд.

Audi RS6 смогла разогнаться до 335,713 км/ч, побив собственный рекорд, установленный в марте 2011 года там же в аналогичных условиях (331,61 км/ч). Забавно, что за месяц до этого был установлен другой рекорд: Bentley сумел развить 330,7 км/ч в феврале 2011.

3. Кто такой Андрей Леонтьев

Андрей Леонтьев — главный организатор ледовых заездов на Байкале. Андрей — известный российский телеведущий и автожурналист, руководитель студии LAV Pro и 9-кратный рекордсмен России. Андрей очень давно увлечен темой рекордов, проводил несколько рекордных заездов на территории Дмитровского полигона, и вот уже два года проводит рекордные заезды на льду озера Байкал, в которых сам также принимает участие.

4. Как это все происходит на Байкале

Первая попытка установления Рекорда скорости на природном льду Байкала состоялась в марте 2012 года. Хотя это, конечно, скорее была «проба пера» или генеральная репетиция перед событиями февраля 2013.

В 2012 году на Байкал была привезена Mazda MX-5, на которой Андрей Леонтьев установил рекорд скорости с хода на расстояние в 1 км — 139 км/ч (это средняя скорость за заезды в две стороны) для автомобилей в классе 2 литра.

Тогда подготовка была непростой, и сложным оказалось прежде всего получить одобрение РАФ. Дело в том, что в Спортивном Кодексе FIA (международной автомобильной Федерации) вообще не было такого понятия как «рекорд скорости на льду», а только «на земной поверхности», и Российскую Федерацию это смущало больше всего. Однако после длительных уговоров РАФ все же дал разрешение и не пожалел об этом. После установленного Андреем Леонтьевым в марте 2012 года рекорда FIA внесла дополнение в свой Кодекс, указав дополнительно «лед» в качестве возможного отдельного варианта твердой поверхности начиная с 2013 года!

Был и еще один важный момент. Организаторы всего мероприятия поняли и проверили логистику и механизм проведения подобных заездов, поэтому когда они собрались в экспедицию на лед Байкала во второй раз в конце февраля 2013, все уже было намного проще.

Более того, прошедшее в феврале 2013 года мероприятие было гораздо более сложным и основательным: на Байкал привезли Nissan GT-R, за руль которого сел наш российский пилот Роман Русинов, который в этом году вместе со своим экипажем поднялся на третью ступеньку пъедестала в одном из самых сложных чемпионатов — мировой серии гонок на выносливость (World Endurance Championship).

В итоге на льду Байкала Роман сумел разогнать полностью серийный Nissan GT-R до 294,8 км/ч.

5. Трасса

Для того, чтобы зафиксировать официальный рекорд, необходимо сначала получить паспорт трассы. А для того, чтобы получить паспорт трассы, надо… построить саму трассу!

Для начала выбирается ровный отрезок льда протяженностью порядка 7 км на Байкале. Эту задачу взял на себя президент Лиги Ледовых Капитанов Александр Бурмейстер. Затем из Иркутска приглашаются геодезисты, которые размечают этот участок. В прошлом году было отмерено 3,5 км для разгона, 1 мерный километр для установления рекорда и 2,5 км для зоны торможения. Погрешность мерного участка составила… 5 мм! Ширина трассы в 2013 году равнялась примерно 25 метрам. На будущий раз длину трассы планируется увеличить за счет отрезков для разгона и, прежде всего, торможения примерно до 10–13 км.

Самое главное, что тут нужно отметить, что трасса не подвергается никакой специальной обработке. Она не выравнивается, не заливается дополнительным льдом, и на нее не наносят никакие вещества для улучшения сцепления. Это естественный лед озера Байкал, толщина которого на участке трассы составляла в среднем 130 см.

6. Экология

Экология всего происходящего — очень важный момент. Байкал — фантастическое место необыкновенной красоты и чистоты. Все происходящее было полностью согласовано со всеми экологическими службами, и все разрешения получены.

Ледовая переправа по Байкалу в принципе не запрещена, более того, зимой это чуть ли не единственный короткий способ попасть на другой берег. Дорога прямо по льду размечена специальными дорожными знаками, а в сложных местах дежурят автомобили МЧС, которые помогают транзитам миновать опасные участки.

Технически исправный автомобиль, движущийся по льду Байкал, не может нанести урон экологии. Ну а организаторы позаботились о том, чтобы не осталось мусора и других вредных следов пребывания человека. Кстати, в этот раз в состав экспедиции входили и местные жители, которые помогали найти нужные локации, проводили через сложные участки льда и контролировали чистоту окружающей среды.

7. Требования по установлению рекордов

Международная автомобильная Федерация (FIA) разработала целую систему правил и регламентаций относительно того, как это должно быть сделано, и дала определение самому понятию рекорда скорости.

«Рекорд — наивысшее достижение, полученное при соблюдении требований настоящих правил» — говорится в одной из статей правил FIA. Национальные автомобильные федерации, в том числе и РАФ, как правило, принимают эти правила целиком, дополняя лишь некоторыми национальными особенностями.

Так, при установлении рекорда скорости в России, официальные документы на установление рекорда подаются не менее чем за 48 часов. К сожалению, заявленную попытку нельзя перенести по погодным условиям или другим обстоятельствам — она должна состояться точно в назначенный календарный день, в любое удобное время в течение 24 часов. Любой час отводится на тренировки, и затем еще час — на саму попытку: начиная с того момента, как пилот произнес слова «я готов».

Для отсечки времени используется сертифицированная система хронометража, которая устанавливается на двух створах в начале и конце трассы. Называется это «устройство фиксации времени».

Каждый из створов контролируется судьями. Параллельно все происходящее снимается на фото и видео.

Перед стартом автомобили проходят проверку техническими комиссарами, а пилоты — медицинское освидетельствование.

8. Как все происходило в феврале 2013 года

Во время предыдущей попытки происходящее было в некоторой степени осложнено погодными условиями. Дело в том, что накануне рекордных заездов сильный ветер сдул с поверхности озера весь снег, попутно опрокинув лагерь. Таким образом, практически не было места для хорошего зацепа и разгоняться приходилось по голому льду. Только уже ближе к мерному километру начинали появляться снежные наносы, которые Роман Русинов назвал «островками счастья».

«Это был фактически единственный шанс получить хороший зацеп и увеличить скорость», — сказал пилот. — «Все остальное время приходилось очень тщательно выбирать режим езды и давать исключительно дозированное усилие на педаль газа. В противном случае чуть перегазуешь — машина включает системы стабилизации, и ты тут же теряешь всю с таким трудом набранную скорость. Стабилизацию мы не отключали принципиально, она нам здорово помогала. При этом, конечно, приходилось учитывать порывы ветра, которые сносили автомобиль с траектории движения».

Для повышения результата все настройки автомобиля были установлены в спортивный режим «R» — Racing, который немного ослабляет контроль электронного мозга над усилиями пилота. И все равно большую часть дистанции автомобиль уходил в пробуксовку той или иной степени тяжести. Казалось бы, что заявленные производителем 530 л.с. в таких условиях и не нужны, однако в те редкие моменты, когда автомобиль получал хороший зацеп, именно эти полтысячи лошадей и ухитрялись быстро разгонять японское чудо техники.

По словам Русинова, на скорости примерно до 270 км/ч автомобиль шел довольно гладко, однако после этого рубежа машину начинало сотрясать как «космическую капсулу, заходящую на посадку в аварийном режиме».

Два слова про остальное или инструкция по эксплуатации

 — Летим до Иркутска. Оттуда пара сотен километров до озера.

 — Живем на турбазе. Вполне комфортабельной теплой и уютной. Не стыдно даже взять с собой жен и подруг.

 — На тренировки, заезды и рекордные попытки отводится два дня, но по желанию это может быть и больше.

 — Способ доставки автомобилей и все цены согласуются с организатором.

 — Гоночный комбинезон и шлем обязательны.

 — Теплая одежда настоятельно приветствуется, т.к. в это время года там может быть до —30 и даже ниже.