В мире есть несколько автогонок, которые носят статус «легендарных». И носят его по праву. Очутившись в круговороте любой из них, ты оказываешься в самой гуще событий, которые в течение нескольких суток мелькают перед тобой как в безумном калейдоскопе.
Парад пилотов. Ле Ман
Коктейль из рева гоночных моторов, запаха жженой резины, неимоверных толп людей, жаркого солнца, кутерьмы в палаточных городках, отточенной работы механиков на питлейне и томительных часов ожидания когда твой экипаж мчится по трассе, развлечений на любой вкус от колеса обозрения до выездного тира.
Парад пилотов, напоминающий то выставку автомобилей, от ретро до суперсовременных, то карнавал. Волнительный момент старта, тягучие длинные часы, когда ты следишь за результатами, и внимательно смотришь на меняющиеся строчки таблицы. Комок в горле во время финиша, когда аплодисменты кажется заглушают надсадный рев мотора финиширующего болида. И пустеющий огромный город, который несколько недель назад был возведен ради одной единственной гонки — «24 часа Ле Мана».
Многое из того, что происходит в автоспорте можно описать словами. И сухие таблицы результатов, и борьбу на трассе. Можно рассказать про тесты и само соревнование. Можно интересно рассказать даже про работу механиков. Но передать то, что ощущаешь находясь на в круговороте суточного марафона, который проходит в провинциальном французском городке, крайне сложно.
Кажется он весь и все окрестности, начинают жить тем, ради чего готовились весь год. Ведь тут меняется все. Схема движения по улицам, дорожные знаки, расписание городских трамваев, работа кафе и ресторанчиков. Все подчинено его величеству «24 часам Ле Мана».
Жизнь кипит здесь буквально в каждом уголке, но везде своя. На трассе идет жаркая борьба быстрейших пилотов, которые мчатся не переставая сутки напролет. В паддоке все происходит «волнами». Сосредоточенная неторопливая подготовка и томительное ожидание сменяются ураганной скоростью выполнения всех действий в моменты, когда болид замирает напротив бокса команды. Ни одного лишнего движения, да даже взгляда. Все предельно кратко, четко и максимально быстро. Любое промедление — потеря очень ценных секунд с неимоверным трудом добытых пилотами на треке. Взмах «леденца», отстрел пневмосистемы, автомобиль срывается с места, и вновь ожидание.
Рядом с трассой — совсем иная жизнь. Она, разумеется, тоже о Ле Мане. Точнее рядом с ним, как по расположению, так и по атмосфере. Палаточные городки вырастают вокруг кольца Сарте и улиц, по которым пролегает 13 километровый трек в огромном количестве. Там можно встретить все, от супер современных дорогих домов на колесах, до ретро-автомобилей или суперкаров, рядом с которыми стоит палатка.
Вообще территория Ле Мана (не города, а гонки, разумеется) на протяжении двух дней напоминает огромный муравейник. Людские реки текут по разным направлениям то разделяясь, то соединяясь в огромный поток. Знаменитое колесо обозрения позволяет не полностью, но хотя бы отчасти охватить взглядом весь этот организм, который пульсирует какой-то неуемной энергией на протяжении тех самых двадцати четырех часов. И единственное, что можно посоветовать тем, кто хочет понять, что это за гонка, и ради чего вся гоночная Европа съезжается в начале лета во Францию — это приехать и вдохнуть воздух Ле Мана. Иначе, это, пожалуй, не объяснить.