За годы копания в истории американского дрэг-рейсинга, пришлось перелопатить сотни, если не тысячи различных фотографий. Некоторые из них пошли в печать, и их можно встретить на страницах этого ресурса. Однако, многие примечательные кадры никак не укладывались в формат статей, и я решил поделиться ими в этой фотоподборке, благо поделиться есть чем.
Именно в такую сумму старых добрых вечнозеленых бумажек обошлась Джеку Крисману победа в классе Top Eliminator на NHRA Nationals в далеком 1962 году. Для сравнения: цены у дилера на Cadillac Fleetwood в кузове хардтоп-седан на тот момент начинались примерно с $6300.
Легендарный Дон Гарлиц получил прозвище «Big Daddy» не просто так. И одной из причин стало то, что его дочери Гей Линн и Донна были частыми гостями на ивентах, где их титулованный папаша с легкостью разбирался с лучшими пилотами своего времени. Именно в том же 1962 году на NHRA Nationals комментатор Берни Патридж впервые подобным образом окрестил величайшего гонщика, выдав в микрофон: «Отлично, похоже самое время начать называть его Big Daddy». На фото Гей Линн и Донна верхом на дрэгстере Гарлица на «круге почета» в 1967 году.
Так же, как и его титулованный коллега, Конни Калитта обрел свое второе имя «Bounty Hunter» неспроста. Основатель целой династии талантливейших гонщиков снискал на заре карьеры известность в том числе и благодаря тому, что наносил на борт своего болида имена наиболее именитых соперников, ну а после победы над ними с чистой совестью вычеркивал их из этого списка. И стоит, признать «личное кладбище» его оппонентов определенно заслуживает уважения.
Сегодня развитая инфраструктура на ивентах хоть сколько-нибудь уважающей себя серии подразумевает паддоки со всеми необходимыми условиями, где команды могут круглые сутки работать над дрэгстерами, не задумываясь о наличии электроэнергии или же погодных условиях. В шестидесятых было совсем иначе. Большинство стрипов открывали свои двери только лишь в день гонки, а администрация запрещала оставлять болиды на ночь на территории трассы. Поэтому даже лучшим пилотам, не стесненным в финансах, приходилось перебирать двигатели и отстраивать технику на парковках близлежащих мотелей. На фото Том МакЮен собственноручно обслуживает свой дрэгстер. При этом на тот момент он являлся обладателем, возможно, самого жирного спонсорского контракта в индустрии.
Этот кадр отлично отражает, насколько безумным был класс Fuel Altered в семидесятых: короткая база, полнейшее отсутствие аэродинамики, никаких вилли-баров, в наддувные моторы топливные помпы щедро закачивали нитрометан, а о какой-либо безопасности можно было говорить лишь с большой натяжкой.
Даже опытнейшие пилоты порой не справляются с управлением. На фото Брэд Андерсон пытается догнать бросившихся врассыпную парней на стартовой линии, после того как задний мост не сдюжил с исполинским моментом двигателя. Этот заезд в итоге закончился для него на отбойнике. Андерсон так и не смог отремонтировать свой аппарат к следующему ивенту, поэтому был вынужден одолжить болид у Майка Грико, на котором благополучно и одержал победу несколькими неделями спустя.
А это очередной образчик техники из той эпохи, когда основным правилом среди гонщиков и механиков было: «Ты никогда не узнаешь, сработает это или нет, пока не попробуешь». Сложно представить, что можно было разглядеть через эту амбразуру вместо лобового стекла, но у Рея Каппса на сей счет, судя по всему, было свое мнение.
Это ужасный инцидент с участием Джерри Стадники произошел в 1972 году, и лишь спустя пару лет NHRA допустит реактивные дрэгстеры на свои ивенты. Фактической причиной возгорания внутри кокпита стала лопнувшая топливная магистраль, но по сути проблема была в том, что в классе Jet Dragster напрочь отсутствовал регламент, а вместе с ним и нормы безопасности как таковые. К счастью, пилот отделался незначительными ожогами, а хозяин адской повозки Ромео Паламидес после этого случая распилил этот злосчастный AMC Javelin Untouchable, который больше ни целиком ни частично никогда не участвовал в гонках.
Помимо того, что Дон Гарлиц в семидесятых крушил рекорды пачками и не особо церемонился со своими оппонентами, он никогда не забывал о шоу-составляющей заездов на квотер. И подобный прогрев шин в луже горящего бензина всегда являлся частью обязательной программы его показательных заездов. Естественно, вскоре лавочку прикрыли по соображениям все той же безопасности, однако многие старожилы очень часто приводят этот пример в пользу того, что дрэг-рейсинг уже не тот.
Продолжение следует…