Есть, конечно, одно «но»: наблюдала я их, к сожалению, не в гонках, а в шоу-заездах, но впечатление от их красоты и харизмы было настолько сильным, что остальное не имело большого значения. Поэтому даже возможность просто постоять рядом, потрогать, рассмотреть и сфотографировать эти нереальные автомобили я уже расценивала как счастье.
…В 1970 году команда Porsche одержала первую из своих 19 абсолютных побед в знаменитом марафоне «24 часа Ле-Мана» — на красном Porsche 917 KH со стартовым номером 23. С того момента и до 1998 года подиум Ле-Мана принадлежал Порше. Но в 1998 году после двойной победы 911GT1 компания ушла из гонок. Шла разработка Porsche Cayenne и Porsche Panamera, и, по словам председателя наблюдательного совета Porsche AG доктора Вольфганга Порше, эти проекты потребовали максимального финансирования.
Когда настало время, для возвращения в автоспорт Porsche вновь выбрали Ле-Ман и гонки на выносливость — хотя того бюджета, с которым они пришли в WEC, вполне хватило бы и для Формулы 1. Во время одного из своих интервью с доктором Вольфгангом Порше я задала ему вопрос: «Почему не Формула 1?»
Создание нового прототипа компании Porsche пришлось начинать с чистого листа: за 16 лет, которые они отсутствовали, в чемпионате по гонкам на выносливость изменилось ВСЁ. Но в 2014 году в силу вступал новый регламент, так что вносить изменения в автомобили нужно было и другим командам. Это немного облегчало ситуацию.
Глупо было бы надеяться, что они смогут сразу одержать победу. 2014 год был необходим для вкатывания и боевых тестов. Время и деньги были потрачены не зря: начиная с 2015 года Porsche выиграли все гонки в Ле-Мане и все чемпионаты в абсолютном зачете. А в конце 2017-го они объявили, что вновь покидают Чемпионат по гонкам на выносливость в классе прототипов — уходят абсолютными победителями с 19-ю победами на счету. Наверное, это лучше, чем 20: так у болельщиков еще остается надежда, что они вернутся для круглого счета :)
В 2013 году в честь своего возвращения Porsche организовали на кольцевой трассе Хоккенхайм-ринга целый парад своих исторических автомобилей, участвовавших и побеждавших в Ле-Мане, и пригласили автоспортивных журналистов из основных стран и изданий, занимающихся освещением этой гонки. Среди них посчастливилось оказаться и мне. Эти автомобили не просто привезли сюда из музея, чтобы сделать выставку: они были готовы проехать по трассе, а на одном из них — Porsche 935 (который принимал участие в гонках с 1975 по 1981 годы) Тимо Бернхард прокатил желающих по Хоккенхайм-рингу.
Фото: Сергей Крестов
Но я и не предполагала, что помимо героических автомобилей в Хоккенхайме я встречу еще и героев прошлых лет, управлявших этими автомобилями. Хейс Ван Леннеп, Ханс Херманн, Ханс-Йоахим Штук, Ричард Эттвуд, Норберт Сингер и другие с удовольствием вспоминали прошедшие годы и рассказывали о своем опыте. Я и сейчас помню их восхищение автомобилями porsche, на которых они выступали, воспоминания о радости от побед, о борьбе на трассе и немного горькие сожаления о том, что сейчас автоспорт уже больше не нуждается в героях, каковыми были эти люди 40 лет тому назад.
А прошедшей осенью я снова встретила Ханса-Йоахима Штука на финалах WEC в Бахрейне. Мы говорили о многом, в том числе и о Формуле 1, и он сказал одну очень простую и очень жестокую вещь: «именно из-за своей безопасности гонки и теряют зрителей — ведь все приходят посмотреть на то, как мы можем умереть».
PORSCHE 917 KH COUPE (1969–1970) (№23)
• Год выпуска: 1970
• Класс: спортивный автомобиль
• Двигатель: V12 (180°)
• Рабочий объем: 4 494 cм³
• Мощность: 426 кВт (580 л.с.)
• Собственная масса: 800 кг
• Maкс. скорость: 340 км/час
• Наибольший успех: победа в Ле-Мане в 1970 году
• Гонщики: Ханс Херрманн, Ричард Эттвуд
У компании Porsche нет недостатка в знаменитых индексах, однако, 9-1-7, пожалуй, самый известный в автоспорте. Эти цифры обозначают не просто самый быстрый и мощный в истории гоночный автомобиль Porsche, но и целое поколение спорткаров, которое не удалось превзойти конкурентам. Они выбыли из борьбы только в результате изменения правил. Когда в конце 1967 года был опубликован новый регламент мировых первенств среди спортивных автомобилей, в Штутгарт-Цуффенхаузене решили разработать новую модель для класса с объемом двигателя до 5 л. Преемник успешных моделей 907 и 908, Porsche 917 оснащался 12-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением, мощность которого в 1970 году достигала впечатляющих 426 кВт (580 л.с.) при 8 300 об/мин.
Этот «короткохвостый» 917-й известен прежде всего тем, что принес Porsche первую победу в абсолюте в гонке «24 часа Ле-Ман». Это случилось 14 июня 1970 года, а победителем стал экипаж команды Porsche Salzburg в составе Ханса Херрманна и Ричарда Эттвуда. Триумф Porsche был полным и окончательным: Porsche Martini-917 («длиннохвостый»), занял второе место, а Porsche 908/02 — третье.
Всего с тех пор Porsche одержали 19 (!) побед в Ле-Мане, включая три за последние годы (2015, 2016, 2017).
PORSCHE 917 KH COUPE (ПОБЕДИТЕЛЬ ЛЕ-МАНА 1971) (№22)
• Год выпуска: 1971
• Класс: спортивный автомобиль
• Двигатель: V12 (180°)
• Рабочий объем: 4 907 cм³
• Мощность: 441 кВт (600 л.с.)
• Собственная масса: 800 кг
• Maкс. скорость: 360 км/час
• Наибольший успех: победа в Ле-Мане в 1971 году
• Гонщики: Хельмут Марко, Гийс ван Леннеп
В 1971 за рулем одного из шести Porsche 917 под номером 22 выступал экипаж в составе голландца Гийса ван Леннепа и австрийца Хельмута Марко (да-да, того самого!). Этот автомобиль еще в апреле получил «обновку» — «акульи плавники», которые повысили стабильность хода и снизили коэффициент сопротивления на 11%.
Кроме того, это был первый гоночный Porsche 917 с рамой в виде трубной сетки из магния. Благодаря этому вес уменьшился столь значительно, что инженерам для корректировки весового баланса вынуждены были установить вместо 20-литрового масляного резервуара 55-литровый, чтобы общий вес сохранился на уровне 800 кг.
Они не только вновь победили в марафоне, но и установили рекорд километража: за 24 часа гонки они накрутили 397 кругов, преодолев 5335,313 км со средней скоростью 222,304 км/ч, и это с учетом всех пит-стопов и долгой ночной езды. Продержался этот рекорд 40 лет! Они также получили лучшие баллы в «Index of Performance» и награду за минимальный расход топлива относительно объема двигателя.
Это была последняя гонка Ле-Мана, когда старт еще давался сходу, но в него уже были внесены изменения: один из пилотов сидел пристегнутым за рулем, а второй пилот экипажа бежал с противоположной стороны трассы, чтобы вставить ключ и завести машину. С тех пор ключ у Porsche традиционно вставляется с левой стороны.
PORSCHE 935/77 (1977) (№41)
• Год выпуска: 1977
• Класс: группа 5
• Двигатель: шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо
• Рабочий объем: 2 857 cм³
• Мощность: 463 кВт (630 л.с.)
• Собственная масса: 970 кг
• Maкс. скорость: 366 км/час
• Наибольший успех: чемпион мира в среди автопроизводителей 1977 г.
• Гонщики: Жаки Икс, Йохен Масс
Porsche 935 — спортивная версия 911, которая в 1976 году после пятилетнего перерыва вновь принесла победу на мировом первенстве.
После заката гоночной эпохи прототипов в 1976 году настал звездный час серийных гоночных моделей группы 5. Модель 935 мощностью почти 441 кВт (600 л.с.) — это модификация 911, которая после пятилетнего перерыва вновь привезла в Цуффенхаузен победу на мировом первенстве. Совместно с Porsche 936 гонщики на этом автомобиле в 1976 году стали чемпионами мира и благодаря значительному числу клиентских команд доминировали в гонках группы 5 до 1981 года. Среди успешных пилотов Porsche 935 были Жаки Икс, Йохен Масс, Клаус Людвиг, Рольф Штоммелен, Манфред Винкельхок и Боб Воллек. В техническом плане 935-й создавался на базе 911 Turbo, внешние отличия обусловлены аэродинамической плоской передней частью и оригинальным задним двойным спойлером. В 1977 году аэродинамика модели 935 была еще больше оптимизирована. В силовом агрегате появилась еще одна турбина, в результате мощность выросла до 463 кВт (630 л.с.). На этом автомобиле гонщики отстояли титул чемпионов мира среди производителей, а Рольф Штоммелен на Porsche 935 частной команды Loos стал также чемпионом Германии. В последующие годы многие гонщики заводской и частных команд одерживали победы на Porsche 935.
Porsche 935 дебютировал в 1976 году в гонках чемпионата IMSA. Он существенно отличался от своего предшественника Porsche 934, т.к. по сути был уже силуэт-прототипом, построенным на базовых агрегатах Porsche 930 (911 Turbo). Регламент группы 5, по которому строился автомобиль, допускал большое количество всевозможных модификаций, в том числе и аэродинамических элементов. Так у 935-го появился огромный задний спойлер и раздутые колесные арки, а заодно и плоский нос — ибо месторасположение и высота фар также не были регламентированы.
Автомобиль был весьма успешным и участвовал во многих гонках на выносливость, включая Чемпионат мира среди спортивных автомобилей, 24 часа Ле-Мана, IMSA и отдельные гонки вроде 1000 км Нюрбургринга.
1977 год также был весьма успешным для Porsche 935, даже была представлена версия “baby” (для класса автомобилей с объемом двигателя до 2 литров), а в 1978 году появился Moby Dick.
PORSCHE 935/78 «MOBY DICK» (1978) (№43)
• Год выпуска: 1978
• Класс: Группа 5
• Двигатель: шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо
• Рабочий объем: 3 211 cм³
• Мощность: 621 кВт (845 л.с.)
• Собственная масса: 1 025 кг
• Maкс. скорость: 366 км/час
• Наибольший успех: победа в шестичасовой гонке Silverstone, 8-е место в Ле-Мане
• Гонщики: Рольф Штоммелен, Манфред Шурти
Porsche 935/78, выпущенный в 1978 году, считается наивысшим достижением конструкторского проекта 935: он до сих пор он остается самым мощным среди «одиннадцатых».
Он был назван «Moby Dick» в честь знаменитого белого кита. Это название он получил за свою широкую корму и длинный задний свес, призванные еще больше улучшить аэродинамику автомобиля и снизить сопротивление. Кроме того, он отличался собой конструкцией рамы и правосторонним рулем.
Для большей мощности и устойчивости автомобиля был разработан уникальный силовой агрегат. Учитывая возникавшие проблемы с головками блока цилиндров, их просто объединили друг с другом при помощи сварки. Для системы охлаждения также был найден компромисс: жидкость охлаждала головки цилиндров, а воздух — цилиндры. Новая четырехклапанная технология для оппозитного двигателя появилась благодаря наличию двух турбоагрегатов с воздушным охлаждением. В результате увеличения объема двигателя до 3 211 cм³ мощность его достигла 621 кВт (845 л.с.). После многих лет лидерства компания Porsche в 1978 году прекратила участие в мировых первенствах в гонках на выносливость, поэтому Moby Dick участвовал лишь в нескольких соревнованиях.
Первая тестовая гонка «6 часов Сильверстоуна» оказалась весьма успешной, Моби Дик одержал победу, но вот на марафоне «24 часа Ле-Мана» автомобиль хотя и оказался быстрейшим, развив скорость в 360 км/ч на прямой Мюльсанн, победу одержать не смог. Манфред Шурти и Рольф Штоммелен заняли в результате восьмое почетное место в общей классификации. После гонки Moby Dick был отправлен в Музей Porsche.
PORSCHE 936 SPYDER (1976) (№4)
• Год выпуска: 1976
• Класс: группа 6
• Двигатель: шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо
• Рабочий объем: 2 142 cм³
• Мощность: 397 кВт (540 л.с.)
• Собственная масса: 740 кг
• Maкс. скорость: 360 км/час
• Наибольший успех: победы в Ле-Мане 1976, 1977, 1981 гг.
• Гонщики, 1977 год: Жаки Икс, Юрген Барт, Харли Хейвуд
Разработанный и построенный специально в соответствии с регламентом 1976 года группы 6 Чемпионата мира для спортивных автомобилей (World Sports Car Championships), Porsche 936 Spyder стал своего рода наследником Porsche 935, выступавшего в Чемпионате производителей. Типичными характерными особенностями двухместного гоночного автомобиля с турбонаддувом является большой воздухозаборник над кокпитом и высокие «плавники» в задней части.
В техническом плане разработчики, создавая Spyder с открытым верхом ориентировались на проверенные конструкции 908/03 и 917/10. Поэтому здесь появилась алюминиевая трубчатая рама каркасной конструкции и кузов c полиэфирным покрытием. Для привода выбран шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо объемом 2,1 л от 911 Turbo RSR мощностью 397 кВт (540 л.с.).
Премьера прошла успешно. Уже после четырех из семи заездов компания Porsche заранее обеспечила себе победу в мировом чемпионате. 936 Spyder выиграл все гонки у заводских Renault-Alpine — а в Ле-Мане впервые победил турбированный Porsche 936, управляемый Жаки Иксом и Гийсом ван Леннепом.
Хотя компания Porsche в 1977 году и сконцентрировала все свое внимание на группе 5 (тип гоночного автомобиля в классификации ФИА, созданная для обозначения спортивных автомобилей выпущенных небольшой серией), в которой выступал 935, в Ле-Мане модифицированный и усовершенствованный 936 Spyder получил новый шанс — и использовал его: после 1970, 1971 и 1976 года это была уже четвертая победа Porsche в общем зачете.
В итоге Porsche 936 3 раза выиграл гонку «24 часа Ле-Мана» в 1976,1977 и 1981 года.
PORSCHE 956 COUPE (2)
• Год выпуска: 1982
• Класс: группа C
• Двигатель: шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо
• Рабочий объем: 2 649 cм³
• Мощность: 456 кВт (620 л.с.)
• Собственная масса: 820 кг
• Maкс. скорость: 350 км/час
• Наибольший успех: победы в Ле-Мане 1982, 1983, 1984, 1985 гг.
• Гонщики, 1982 год: Йохен Масс, Верн Шуппан
При производстве Porsche 956 инженеры использовали аэродинамические разработки из Формулы 1 и некоторые технологии из других серий. Например, именно здесь был впервые использован цельно-алюминиевый шасси-монокок, изготовленный по регламенту возрожденной группы С. На автомобиль был установлен 6-ти цилиндровый битурбо-двигатель объемом 2,6 литра и мощностью 630 л.с., сумевший развить на прямой Мюльсанн скорость в 378 км/ч.
В 1982 году на подиуме в Ле-Мане все три места заняли автомобили Porsche 956, а Жаки Икс и Дерек Белл поднялись на главную ступень пьедестала почета. Для Жаки Икса это была уже шестая победа.
Следующий год оказался еще плодотворнее — машины модели Porsche 956 заняли первые восемь мест. Победителями гонки стали Гурлей Гейвуд, Верн Шуппан и Аль Гольберт. Непобедимым остался 956-й и в следующем, 1984 году, правда, возглавляла турнирную таблицу частная команда Рейнхольда Жоэста (Joest Racing), а не заводской экипаж. Победителями стали Анри Пескароло и Клаус Людвиг. В 1985 году Joest Racing вновь повторил свой успех. Но в 1986 году 956-й уступил победу. Его извиняет тот факт, что победителем стал новейший Porsche 962, которым управляли Ханс-Йоахим Штук, Дерек Белл и Эл Холберт.
Модель 956 стала для Porsche очень успешной, четыре года подряд побеждая в Ле-Мане, доминируя в группе С и в чемпионате World Endurance, в 1984 году победив на каждом этапе.
PORSCHE 911 GT1 (№26)
• Год выпуска: 1998
• Класс: GT1
• Двигатель: шестицилиндровый оппозитный двигатель битурбо
• Рабочий объем: 3 164 cм³
• Мощность: 404 кВт (550 л.с.)
• Собственная масса: 950 кг
• Maкс. скорость: 350 км/час
• Наибольший успех: победа в Ле-Мане в 1998 году
• Гонщики: Лоран Айелло, Алан Мак-Ниш и Штефане Ортелли
В 1996 году состоялся дебют модели 911 GT1, которая в дальнейшем поставлялась не только в заводские команды, но и в клиентские. 911 GT1 выпуска 1998 года был первым Porsche с углеродоволоконным шасси.
Кроме того, шестицилиндровый оппозитный двигатель располагался перед задней осью. Наряду с удачным распределением нагрузки по осям, он давал преимущества в аэродинамике. Вслед за TWR-Porsche WSC 95 команды Joest новый GT в 1996 году в Ле-Мане сразу занимает второе и третье места в общей классификации и одерживает двойную победу в классе GT1. В 1997 году в Ле-Мане оба 911 GT1 незадолго до финиша сошли с дистанции из-за технических проблем. На следующий год Porsche выводит на старт обновленную версию 911 GT1. Инженеры разработали новую, облегченную конструкцию передней подвески, благодаря чему вес 911 GT1 98 по сравнению с предшественником уменьшился на 50 кг. Доработали и электронные «мозги», сократив расход топлива. Еще одним новшеством стала трехдисковая гоночная трансмиссия из углеволокна. 50-летие компании Porsche модель 911 GT1 в 1998 году ознаменовала двойной победой в «24 часах Ле-Мана». В победном экипаже выступали Лорент Айелло, Алан МакНиш и Стефан Ортелли. Да-да, до того, как начать выступать за заводскую команду Audi, Алан МакНиш играл на стороне Porsche.
…На этом можно было бы и закончить материал, если бы не одно «но». Прошлым летом я работала на гонке «1000 км Поль Рикара», входящей в календарь Blancpain Endurance Series. Создатель и руководитель серии Стефан Раттель всегда старается собрать в одном месте максимум невероятных автомобилей, вот и здесь в этот раз было на что посмотреть. В течение двух дней гоночного уикэнда в клиентских заездах UltraCar GT One Sports Club на трассу выходили автомобили, которые и увидеть-то вживую не всегда удается, не то что наблюдать на гоночной трассе: например, Mclaren P1 GTR, Pagani Huayra или Zonda R, Ferrari LaFerrari или Gumpert Apollo. Но был среди них еще один автомобиль, который для меня если и не мечта, то уж фетиш точно. Это дорожная версия Porsche 911 GT1.
PORSCHE 911 GT1 ROADCAR STRAßENVERSION
Porsche 911 GT1 Straßenversion можно в полном смысле слова назвать побочным ребенком автоспорта. Дело в том, что регламент 24-часовой гонки в Ле-Мане допускал участие практически любых автомобилей при наличии дорожной версии. Так что и у новой разработки гоночного Porsche 911 GT1 должна была иметься версия для дорог общего пользования.
Первые автомобили Porsche 911 GT1 Road Version в кузове 993 появились в продаже в 1996 г. Под капотом у него также был установлен шестицилиндровый двигатель объемом 3,2 литра, но дефорсированный до 544 л.с. Максимальная скорость составляла 310 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 3,7 секунды.
Porsche 911 GT1 выпускался в двух вариантах кузова — 993 и 996. 996 изготавливался полностью из углеволокна и весил 950 кг, а 993 был не столь прогрессивным, некоторые детали были выполены из других материалов, и весил такой автомобиль на 200 кг больше: 1150 кг.
У 996го есть и еще одно отличие: его двери открываются вертикально вверх, а передний спойлер и большое актикрыло сзади автоматически меняют свое положение, в зависимости от текущей скорости.
Всего было выпущено 20 автомобилей Porsche 911 GT1, и стоили они в то время полтора миллиона немецких марок (около миллиона долларов США). Сейчас же цена такого автомобиля увеличилась более, чем в 2 раза: на одном из аукционов Porsche 911 GT1 был продан за 2 325 000 долларов.
…И снова это еще не конец материала :)
В том же 2016, но только парой месяцев позже, в Москву — вернее на подмосковный автодром Moscow Raceway — в рамках Porsche Festival российское представительство Porsche привезли сразу три великолепных гоночных автомобиля. Два из них мне были уже знакомы: 917-й под номером 23 и 911 GT1 под номером 26. А вот третий я еще не видела. Им оказался Porsche 962, победитель Ле-Мана 1994 года. И это был не гоночный прототип, а дорожная версия автомобиля!
DAUER PORSCHE 962
После изменений в регламенте Чемпионата мира среди спортивных автомобилей, Porsche искали дополнительные возможности для продолжения участия в соревнованиях. Гоночные прототипы предыдущих лет Porsche 962-е все еще проходили по регламенту, но уже не были столь конкурентоспособными как раньше.
В 1993 году в регламенте Чемпионата появилась случайная лазейка: в требованиях о наличии дорожных версий для омологации не было указано необходимое число экземпляров этих версий. Этим-то и воспользовались Porsche.
В 1993 году был произведен первый серийный дорожный автомобиль Porsche 962. Как у любого дорожного автомобиля, у него должен был иметься багажный отсек. 962-й такой отсек получил. Для участия в гонках в класс GT было необходимо соблюсти еще несколько требований: установить более узкие шины, чем у прототипов; увеличить объем топливного бака до 120 литров и заменить рестриктер на двигателе.
Увеличенный объем топливного бака играл на руку Porsche: гоночные инженеры резонно полагали, что благодаря этому они смогут отыграть время за счет меньшего количества питстопов, несмотря на то, что машина будет тяжелее и, как следствие, медленнее в начале. И оказались правы. Более того, и квалификацию Dauer 962 провели почти идеально, показав 5-й и 7-й результаты. Ближайший от них автомобиль класса GT1 занял лишь 12 место на гриде.
В течение гонки Dauer 962 Le Mans медленно, но верно пробирались в голову пелотона в то время как их конкуренты теряли время на питстопах. Многие из них к тому же испытывали технические проблемы, им приходилось часто заезжать в боксы.
В итоге в марафоне 1994 года Dauer 962 Le Mans одержали совершенно невероятную победу, и конкуренцию им попыталась составить только Toyota 94C-V группы C, которая заняла 2-е место по итогам соревнования. Третье же место досталось сестринскому автомобилю Dauer 962 Le Mans той же команды.
Вскоре после этой гонки ACO постарались заделать лазейку в регламенте GT, установив минимальные требования к стандартам омологации. Это привело к тому, что Dauer 962 никогда более не выходили на старт гонок, да и история с прототипом был окончательно закрыта.
Фото автора, если не указано иное.