Моя привязанность к этому бренду не секрет. Когда я произношу “Porsche” — я слышу шелест шин по сухому асфальту трека. Porsche для меня прежде всего автоспорт — но и не только.
Во всем мире Porsche это технологии. Поэтому совершенно неудивительно, что именно Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche), конструктор, инженер и основатель знаменитого бренда, придумал и построил первый в мире электрический автомобиль, который передвигался со скоростью 40 км/ч. Удивительно другое: произошло это в 1900 году, когда молодому австрийцу было всего 23 года. Затем, совершенствуя свое создание, Порше придумал добавить к электротяге два двигателя внутреннего сгорания, и автомобиль получил имя «Вечно живой» — «Semper Vivus». Так появился первый в истории гибридный автомобиль.
120 лет тому назад электрические автомобили и гибридные двигатели не получили свое развитие. Артур Хейли в своем романе «Колеса», рассказывающем про автомобильную промышленность США в 50-60-е годы, также поднимает тему электромобилей, но говорит, что для развития этой идеи в те времена явно не хватало технологий. Однако за время истории автопромышленности тема электрических двигателей поднималась не один и не два раза.
Сейчас гибридные двигатели вернулись в автомобилестроение, и становятся все более популярными. Свой первый гибридный прототип Porsche продемонстрировали в 2007 году — 10 лет тому назад. Это был гибридный Cayenne, вслед за которым через три года, в 2010 году, последовали 911 GT3 R Hybrid, Cayenne S Hybrid и, наконец, что кажется мне наиболее важным — Porsche 918 Spyder концепт, так как именно он стал вестником возвращения Porsche в Ле-Ман на гибридных прототипах 919 и дальнейшим развитием технологий.
И если первое поколение новых гибридных Porsche было обычным неподключаемым гибридом, то все последующие уже могли подключаться к зарядной станции — и делать это без особых капризов.
Зимой 2015 года я принимала участие в экспедиции по Сибири на гибридных Porsche — в распоряжении журналистов было два гибридных автомобиля: Panamera и Cayenne, и большего удовольствия от путешествия сложно было получить, а на ночь мы просто выкидывали из окна гостиницы удлинители от обычных розеток и подключали автомобили для зарядки. Это было немного «дико», но весело и интересно.
Совсем другой историей стал гибридный прототип Porsche 919 Hybrid класса LMP1, с которым производитель вернулся в большие гонки после 16-летнего отсутствия. Теперь уже на нем обкатывали новые технологии, которые пришли из гражданского машиностроения и вновь туда вернулись. И если в 2014 победу в Ле-Мане и чемпионате WEC Porsche одержать не сумели, то вот три следующих года они ее ни разу не упустили из рук.
Каждый последующий год Porsche показывали что-то новое в области гибридизации —Boxster E, Panamera S E-Hybrid, Cayenne S E-Hybrid, и вот 2017 принес новое развитие и целый букет гибридных Panamera — новое поколение и новые технологии: Panamera 4 E-Hybrid, Turbo S E-Hybrid, 4 E-Hybrid Executive, Turbo S E-Hybrid и в кузове Panamera Sport Turismo — 4 E-Hybrid и Turbo S E-Hybrid. И сейчас среди всех Panamera самой мощной является именно гибридная версия — Turbo S E-Hybrid мощностью 680 лс., с 850 Нм крутящего момента, разгоном до 100 км/ч за 3,4 секунды и максимальной скоростью в 310 км/ч. Запас хода на электротяге при этом существенно не изменился и составляет до 50 км в повседневных условиях эксплуатации.
Любопытно, что рассказывая о внедрении гибридных технологий, специалисты компании сообщили, что общий объем инвестиций в это направление в Штутгарте составил порядка 1 миллиарда евро, а занимается развитием в области электротехнологий и автономной мобильности более 200 специалистов.
Это развитие подразумевает под собой не только работу над двигателями, но и над всей инфраструктурой, с этим связанной. Параллельным курсом предполагается развивать и «гибридизацию» города — например, внудрение зарядных станций постоянного тока на общественных парковках и торговых центрах, а также на международных шоссе и в центрах Porsche. Такая станция представляет из себя установку примерно в человеческий рост, удобную для транспортировки и использования. Владельцы же гибридных машин могут купить себе в пользование зарядную станцию переменного тока, которая представляет из себя инвертор напряжения и может подключаться к обычной розетке.
В принципе, как сказали специалисты из Porsche, ничто не помешает владельцам подзаряжаться и от обычной розетки, как это делали мы в Сибири в 2015 году, но все же лучше приобрести инвертор.
Ну и да — в 2020 году мы уже 100% должны увидеть полностью электрический Porsche. И несмотря на то, что внешне и концептуально он будет немного напоминать Panamera (прежде всего четырьмя дверями), это будет совершенно другой автомобиль, построенный на принципиально другой платформе.
Что же касается нового Porsche Cayenne, которого все так ждут, в том числе и гибридной версии, то он будет доступен к заказу с 15 января 2018 года, а уже в мае следующего года в России уже появятся первые автомобили.