Класс Pro Stock на стыке эпох
В конце 2015 года регламент в единственном атмосферном Pro-дивизионе претерпел глобальные изменения, которые кардинально отразились на расстановке сил в пользу одной единственной команды — КB Racing, ставшей буквально монополистом, недосягаемым для конкурентов. В этом сезоне ситуация ощутимо выровнялась, и техническое превосходство конюшни Кена Блека перестало быть настолько подавляющем. И это отлично видно, если взглянуть на список пилотов, побывавших на подиуме на протяжении всего национального первенства.
Однако после того как чемпионат перешел в стадию плей-офф, и, казалось бы, шансы на Большой Уолли номинально появились у всех гонщиков как минимум из топ-5, троица из KB Racing уделала всех остальных исключительно благодаря стабильности. В итоге, можно констатировать тот факт, что уровень конкуренции между пилотами за последние два сезона вырос, что толкает нас на заключение о том, что следующий год подарит нам нешуточный накал страстей и сумасшедшую интригу, но есть некоторые «но»…
Ветеран Аллен Джонсон завершил свою карьеру, а «Король Бернаутов» Дерик Крамер сменил свой Dodge Dart на Chevrolet Camaro. Таким образом, хоть сколько-нибудь конкурентоспособных или же ярких представителей марки Dodge в чемпионате не осталось. Ну а поскольку Ford уже давно представлен в высших эшелонах NHRA парочкой аутсайдеров в классе Funny Car, нас ожидает противостояние между пилотами на одинаковых болидах с одинаковыми по конструкции двигателями, зато с разными логотипами спонсоров на борту.
Боссы NHRA еще больше хотели усугубить ситуацию, снизив количество ивентов, на которых класс будет представлен, с 24 до 18, а позже сменили свое решение в пользу сокращения мест в стартовой решетки на нескольких этапах с 16 до 8. Естественно, тематическая общественность подобные новости восприняла в штыки, и на верху в кое-то веке прислушались к мнению участников чемпионата, а также к людям, для которых баталии в этом умирающем классе до сих пор еще представляют интерес. Как говорится, пронесло.
Рекорды после перехода с карбюраторов на электронный впрыск топлива так и не были переписаны, а большинство экспертов в области инженерии сходятся во мнении, что из этих двигателей при существующем регламенте уже попросту нечего выжимать. В этом аспекте техническая комиссия двигаться хотя бы в сторону увеличения максимальных оборотов не планирует, а посему эпохальных свершений в духе выезда из 6.4-секундной зоны ждать, определенно, не стоит. Возможно, мы раньше времени сгущаем краски, но на сегодняшний день реалии именно таковы. Остается лишь ждать следующего сезона.
В дрэге не только мужчины
Бриттани Форс стала третьей женщиной, кому удалось на четырех колесах стать чемпионом в Pro-классе, но и остальные представительницы прекрасного пола в этом году наделали немало шума. Победами отметились также Алексис ДеЖориа, Лиа Притчетт и Эрика Эндерс-Стивенс, а Кортни Форс неоднократно занимала первые места в квалификации. При этом в Эппинге и Брейнерде на подиуме красовались сразу же две пилотессы: Бриттани с Эрикой, и Алексис с Лией соответственно.
Лиа Притчетт очень уверенно стартовала в этом году, одержав две победы в самом начале сезона, что позволило ей сохранять лидерство в первой половине регулярного чемпионата, после чего гонщица немного сбавила обороты, но пополнила свою копилку еще двумя трофеями. Лиа дважды переписала рекорд чистого времени, и завершила сезон в статусе обладателя второго результата за всю историю NHRA. Учитывая все эти события, мы все очень надеемся увидеть напряженное противостояние двух девушек за рулем Top Fuel дрэгстеров в следующем году хотя бы потому, что подобного мировая история нитрометанового дрэг-рейсинга еще не видела никогда.
К Форс и Притчетт в следующем году также присоединится 23-летняя Эшли Сенфорд, дебютировавшая в конце лета на U.S. Nationals. Однако перспективы девушки на данный момент весьма туманны, потому что вопрос со спонсорами еще остается открытым, и от объема финансирования, собственно, и будет зависеть, на каком количестве этапов она примет участие в следующем сезоне. Вряд ли, она выступит в качестве полноценного участника на всех 24 ивентах, но от уровня ее выступлений и будет зависеть, насколько «жирный» контракт она сможет заключить в дальнейшем. Притчетт, к примеру, в прошлом году сменила 5 команд и далеко не всегда доходила до третьего раунда, а сейчас крушит рекорды и вовсю конкурирует с лучшими пилотами в дивизионе под покровительством самой богатой конюшни в спорте — Don Schumacher Racing.
Отставки и перестановки
Возможно, этот сезон был самым насыщенным на кадровые изменения в стане команд за последнее десятилетие. Большинство из них мы освещали в новостных заметках, но все же итоги будут неполноценными, если мы не остановимся на этом моменте еще раз.
Чемпион 2012 года Аллен Джонсон принял решение повесить шлем на гвоздь несколько месяцев назад после того, как 22 года защищал честь Dodge на стрипах по всей Америке. Это огромная утрата для всех фанатов марки, но сам ветеран назвал это решение единственно верным в сложившейся ситуации.
Алексис ДеЖориа также решила оставить спорт ради семьи. Гонщица пропустила начало сезона, а после этапа в Индианаполисе сделал официальное заявление о том, что уходит в отставку. С одной стороны 40 лет довольно рано для «пенсии» в этой индустрии, а с другой, я думаю мало кто ее осудит, ведь гонять до 68 лет, несмотря ни на какие семейные обстоятельства, может только единственный в своем роде Джон Форс, который попросту перенес все эти обстоятельства в полном объеме на стрип.
Чемпион 2013 года Шон Ленгдон, решивший во второй половине сезона наконец-то все свои проблемы со спонсорами, в феврале сменит свой Top Fuel дрэгстер на болид Funny Car и попытает счастья за рулем принципиально новой для себя техники в качестве постоянного участника национального первенства.
Ну и одна из важнейших интриг межсезонья заключается в том, что недавно Бриттани Форс получила лицензию пилота в классе Funny Car. Сама гонщица никак не прокомментировала свои планы на 2018 год, а старик Форс хитро улыбается в усы по этому поводу. Однако слухи о том, что у Бриттани есть вполне четко оформившееся стремление стать первой женщиной, кому покорились оба нитрометановых дивизиона, уже давно циркулируют в гоночной среде.