Судьба титула IndyCar решилась в финальной гонке сезона в калифорнийской Сономе.
Комментатор Viasat Sport Сергей Беднарук подводит итоги сезона.
Перед заключительным этапом сезона IndyCar на итоговую победу сохраняли шансы рекордное число пилотов — аж семеро. Но у двух из них — Александра Росси и Грэма Рейхола — они были исключительно математические. Спор за титул ожидался среди пятерки лидеров чемпионата, в которую в полном составе входил квартет гонщиков Penske — Джозеф Ньюгарден, Элио Кастроневес, Симон Пажено и Уилл Пауэр, — а также пилот Ganassi Скотт Диксон.
Лучшие шансы перед финалом были у Ньюгардена и Диксона, которых разделяли всего три очка. Это означало, что судьба титула находится в их руках — и американец, и новозеландец в случае победы в Сономе становились бы чемпионом вне зависимости от результатов соперников, тогда как трем другим соискателям главного трофея для завоевания чемпионства нужен был ряд условий.
Пажено побеждает, но выигрывает Ньюгарден
С самого начала уик-энда в Сономе стало понятно, что Диксону в соперничестве с пилотами Penske будет на калифорнийской трассе очень непросто — эффективность аэродинамического обвеса Chevrolet на этом автодроме превосходила пакет Honda. И в квалификации гонщики Роджера Пенске уверенно заняли первые четыре позиции, а поул — а с ним и дополнительное бонусное очко — завоевал лидер общего зачета Ньюгарден. Для американца, больше других одержавших побед в гонках 2017 года, этот успех в квалификации стал первым в нынешнем сезоне.
Диксону и Ganassi оставалось надеется, что в гонке удастся переиграть соперников за счет тактики — если получится удачно использовать вероятные появления на трассе машины безопасности.
Поэтому ожидаемо борьба впереди развернулась между пилотами Penske.
Ньюгарден со старта возглавил пелотон, преследуемый Пауэром, а Кастроневес смог в первом повороте обогнать Пажено. Но самое интересное началось после десятого круга, когда француз неожиданно рано отправился на свой первый пит-стоп — действующий чемпион выбрал стратегию с четырьмя дозаправками против более консервативной с тремя остановками, которой решили придерживаться его соперники.
Расчет был таков: провести два средних отрезка на мягких шинах на более легкой машине и за счет этого получить преимущество. И Пажено удалось блестяще реализовать этот план. На каждом отрезке прошлогодний чемпион был самым быстрым на трассе, что в конечном счете позволило ему создать необходимый задел, благодаря которому после заключительного пит-стопа он вернулся на трассу первым! Француз уверенно удержал лидирующую позицию до самого финиша, выиграв в Сономе второй год подряд. Но для победы в чемпионате на сей раз этого Пажено оказалось недостаточно.
Ньюгарден, хоть и уступил Пажено в Сономе, но, проведя надежную гонку, финишировал следом за ним — а второе место при таком раскладе вполне устраивало Джозефа, который и стал новым чемпионом IndyCar.
В итоговой классификации первенства Ньюгарден опередил Пажено на 17 очков. Так что, по сути, решающим эпизодом стала их памятная дуэль в Мэдисоне, где Джозеф незадолго до финиша провел агрессивную атаку на Симона, сумев отобрать победу у напарника, который из-за этого маневра откатился на третье место — именно потерянных на овале Gateway очков и не хватило французу, чтобы защитить титул.
Титул заслуживал каждый из пятерки претендентов, но для самой серии, пожалуй, именно Ньюгарден стал самым, скажем так, желаемым чемпионом. Во-первых, он стал первым с 2012 года американцем, ставшим сильнейшим гонщиком главной заокеанской формульной серии. А во-вторых, Джозеф представляет новое поколение пилотов, и он несомненно внес свежую струю в соперничество признанных фаворитов IndyCar — и абсолютно заслуженно одержал в этой борьбе верх. В общем, настоящая американская мечта.
Завершение эры
Завершившийся сезон IndyCar стал последним для шасси Dallara DW12 — со следующего года им на смену придет новое поколение «формул» итальянской компании с единой аэродинамикой для всех команд. Поэтому гонка в Сономе стала последней в эре противостояния Chevrolet и Honda в качестве поставщиков аэрообвесов — с 2018-го они снова будут заниматься только моторами.
Это должно сделать борьбу еще более плотной, поскольку в последние годы команды Chevrolet в целом имели преимущество над клиентами Honda. И хотя в этом сезоне японцы, в лагерь которых перешла Ganassi, заметно прибавили, но все же в зачете производителей американская компания вновь, в шестой раз подряд обеспечила себе победу.
Кроме дебюта нового поколения машин, в будущем году ожидается немало перестановок в составах команд — в том числе ведущих. Еще не все коллективы объявили своих пилотов на 2018-й, но нет сомнений, что ожидаемые переходы и появление новых гонщиков обещает интригующий сезон. Поскорее бы март!