Статьи на эту темуВлюбленный в аэродинамикуВлюбленный в аэродинамику. Часть 4Влюбленный в аэродинамику. Часть 5Влюбленный в аэродинамику. Часть 6
В середине 30-х годов, все еще молодой дизайнер, которому совсем недавно исполнилось 30 лет, сполна воспользовался пришедшей к нему знаменитостью после громких автомобильных успехов. Часы, радио и … педальные машинки
Не в последнюю очередь благодаря его интенсивным футуристическим публикациям (чего только стоил материал о streamline людях) (ССЫЛКУ) теперь уже на посту одного из редакторов мгновенно ставшего престижным издания Esquire, имя Алексиса де Сахноффски стало известно повсеместно.
Благодаря его воображению и таланту, графа начали привлекать к своим проектам множество фирм. Кто-то из них действительно желал, чтобы он привнес неповторимость их продукции, а кто-то преследовал исключительно маркетинговые цели.
В 1934 году заказчиком стал довольно известный американский производитель часов Gruen Watch Co. К этому моменту они получили право на производство оригинального дугообразного часового механизма наручных часов.
Из-за их искривленного корпуса они получили красноречивое название Curvex и позиционировались как «первые настоящие наручные часы». Чтобы усилить модерновый эффект Gruen привлек де Сахноффски к дизайну корпуса и циферблата. Де Сахноффски «нарисовал» несколько циферблатов, и именно две модели с его дизайном стали самыми популярными, а также базой для сменивших их поколений…
Современная история фирмы вообще не упоминает об участии де Сахноффски в создании ставших невероятно популярными часов, тогда как тогда, во время их премьеры, Gruen активно использовала его имя в рекламной продукции, которая гласила: «Стилизованы графом Алексисом де Сахноффски, этим гением индустриального дизайна…» или «Только всемирно известный гений графа Де Сахноффски, объединенный с мастерством Gruen…»
Спустя пару лет де Сахноффски ангажировал один из крупнейших производителей радиоприемников Emerson Radio & PhonograpPhonograph Corp. Для них Алексис разработал дизайн целой линейки приемников, появившейся в продаже в 1938 году. В то время как повсеместно царил консольный и прямоугольный тип приемников, Алексис придавал им совершено радикальные формы.
Среди них пара моделей отличалась совершенно необычной стилистикой. Так модель DB-197 стала известна всему миру, получив негласное название «Mae West» по имени голливудской дивы, чьи пышные формы своим дизайном напоминал этот приемник… Позже он стал настоящим коллекционным раритетом…
Другие модели также отличались оригинальностью, а для их изготовления требовалась особая технология изгибания дерева, чем по субподряду занималась известная часовая фирма из Бристоля.
Впоследствии дизайн де Сахноффски активно копировался другими фирмами, тем самым произведя настоящую революцию в этой сфере…
Еще одной необычной «подработкой» де Сахноффски в середине 30-х стал дизайн…велосипедов. Заказчиком выступила Murray-Ohio Mfg. Co. При этом компания не забывала активно использовать имя графа для «пиара», упоминая его как в рекламной продукции, так и заметках.
Помимо классических двухколесных моделей, де Сахноффски стал автором для целого ряда товаров для детей, включая маленькие трехколесные велосипеды и даже игрушечные автомобили. Последние продвигались на рынке под принадлежащей этой компании маркой Steelcraft.
Естественно, все это имело фирменный streamline дизайн, включая даже велосипед, который, как известно всем — изобрести не так просто. Тем не менее, фирменный почерк де Сахноффски в нем узнается сразу. Более того, графу даже принадлежит один патент на велосипед!
В те времена одним из самых больших сегментов рынка детских товаров являлись педальные машинки. Не удивительно, что им граф уделил больше всего внимания, создав для той же Steelcraft целый модельный ряд таких автомобильчиков. Естественно все они были со streamline дизайном, включая реплики тех же Chrysler Airflow, Super Charge и многих других…
Вместе с тем де Сахноффски оставался востребован и в автомобильной индустрии, причем не только с точки зрения легковых машин.
Новые ниши для streamline
Еще работая в Hayes, де Сахноффски выполнял работу и для производителей грузовых автомобилей. Ее плоды достоверно неизвестны, однако один из тогдашних заказчиков — компания White — впоследствии обратилась к графу. Результатом этого сотрудничества стала целая линейка грузовиков Writer 704, появившаяся в 1935 году. И хотя в рекламе заявлялось, что это первый в мире streamline грузовик, его формы хотя и отличались обтекаемостью спереди, особенно крыльев, все-таки не были столь радикальными.
Тем не менее, не в последнюю очередь благодаря хорошей рекламной компании, к моменту запуска в серию на заводе уже было 500 заказов на новый грузовик. Одной из изюминок новой рабочей лошадки являлась первая в истории данного сегмента кабина с кондиционером! Компания настолько гордилась и была уверена в творении де Сахноффски, что впервые за 20 лет отправилась на знаменитое Автошоу в Нью Йорке!
Грузовик действительно получился успешным, однако где самым привлекательным стала модификация аэродромного бензовоза, которая не в последнюю очередь благодаря самой цистерне, по-настоящему выглядела streamline.
Более того, де Сахноффски нарисовал еще несколько эскизов streamline грузовиков, в том числе бензовозов на этом же шасси.
Правда, справедливости ради нужно сказать, что знаменитые обтекаемые бензовозы Texaco были нарисованы двумя другими дизайнерами еще в самом начале 30-х, тогда как к середине 30-х они уже активно использовались…
Однако в данном случае граф уже перенял те самые требования и создавал проекты машин на основе массово-серийных образцов, тогда как бензовозы Texaco являли собой настоящий единичный коуч-билд ручной сборки…
Помимо собственно White, де Сахноффски стал автором стилистики грузовиков их дочерней компании Indiana, однако более известно их совместное творение вместе с Bender Body Co.
Для престижной выставки Great Lakes Exposition эти две компании совместно изготавливали автопоезда с полуприцепами-автобусами для туров, являвшимися фирменной чертой этой выставки. Вот тут можно сказать, де Сахноффски дал волю своему воображению. К выставке 1937-го года он создал действительно аэродинамический тандем для посетителей…
Эти прицепы привлекли компанию Budd Mnf. Co. Чуть позже она заказала графу подобные полуприцепы-автобусы. Он создал сразу несколько эскизов. К сожалению, их не воплотили в металле. Однако во время войны о них вспомнили — самые неказистые из них пошли в серию и использовались для перевозки рабочих на заводах…
Однако основным плодом кооперирования White c Bender, причем уже много лет, являлись автобусы, которые базировались на узлах грузовиков.
Естественно с появлением нового грузовика родился и куда более современный автобус на его базе, автором которого также стал де Сахноффски. Этот необычный автобус-кабриолет с тентовой крышей на 15-19-мест был выпущен партией 37 штук для Glacier Park Transpotration Co., осуществлявшей туристические поездки по известному парку в Монтане…
Сотрудничество Bender с де Сахноффски пошло еще дальше. Параллельно с этими разработками был создан настоящий автобус-мечта, представленный на той же выставке в 1937 году. Он позиционировался как «автобус 1950-го года» и это не было простым рекламным слоганом. Речь шла о супер-комфортабельном междугороднем лайнере. Согласно фирме, он стал первым в мире автобусом, оборудованном кондиционером.
Главным же вкладом де Сахноффски стал действительно необычный дизайн с закругленными боковинами и крышей, тогда как все стойки имели наклон. Этот настоящий streamline существенно экономил бы топливо, что для междугородних транспортников было не немаловажно…
Вместе с несколькими другими творениями графа, он стал визитной карточкой этой выставки, которая печаталась в виде открыток. На них же фигурировали и первые пивные автопоезда Labatts, благодаря которым впоследствии дизайнерский талант де Сахноффски стал известен еще более широкому кругу людей.
Пожалуй, именно Labatts, вошедшие в учебники и хрестоматии по дизайну, в итоге стали известны даже больше, чем победоносный Cord L29 Hayes или серийные Nash и Auburn кистей Алексиса. И причина этого многогранна.
Streamline-видение опередившее десятилетия
Несмотря на отмену «Сухого закона» в большинстве штатов Канады еще в 20-х, в силе остался запрет на рекламу алкоголя, который в некоторых районах действовал и до середины 50-х. Хитрые канадские пивовары нашли лазейку в законе, начав выпускать грузовики, одновременно являвшиеся рекламными. Считается, что «основателем» этого тренда стал именно де Сахноффски, уже предлагавший аэродинамический автопоезд White.
Streamline-видение опередившее десятилетия
Несмотря на отмену «Сухого закона» в большинстве штатов Канады еще в 20-х, в силе остался запрет на рекламу алкоголя, который в некоторых районах действовал и до середины 50-х. Хитрые канадские пивовары нашли лазейку в законе, начав выпускать грузовики, одновременно являвшиеся рекламными. Считается, что «основателем» этого тренда стал именно де Сахноффски, уже предлагавший аэродинамический автопоезд White.
Хозяин одной из самых больших канадских пивоварен Артур Лабатт обратился в White, дизайн-отдел которой в свою очередь перепоручили задачу де Сахноффски и он не просто удовлетворил запрос, а всего за несколько дней смог по-настоящему опередить время, причем на десятилетия! Дело в том, что граф нарисовал сразу четыре варианта дизайна, в виде эволюции, которая воплощалась в жизнь в течение почти 20 лет!
Первые автопоезда Labatts были выпущены к «Канадской Национальной выставке» в 1936-го года. Они включали в себя немного измененный тягач White, с тем, что сегодня именуется аэродинамической юбкой, и полуприцеп каплевидной формы совершенно невообразимой даже по нынешним временам для серийной фуры.
Эти прицепы, как и все последующие, изготавливали вручную в коучбилдинговой компании Smiht Bros. из Торонто. За основу брался «ломаный» полуприцеп фирмы Fruehauf, на котором строилась деревянная пространственная ферма. Ее покрывали алюминиевыми листами, которые «выстукивали» молотками 30 различных типов на деревянных пуансонах. Красились они в домашних условиях самой компанией Labatt.
Они дебютировали все на выставке в 1937 году, привлекая немало внимания.
Таких автопоездов изготовили всего четыре, так как на подходе было уже второе поколение.
Оно изготавливалось в менее сжатые сроки, поэтому их «головы» на основе тягача White 812, имеющего компоновку кабина над двигателем (COE), что давало куда больше пространства для креативизма.
Второе поколение стало по-настоящему streamline, не только привлекая внимание своим футуристическим видом, но и экономя горючее, что для развозного грузовика немаловажно. Благодаря активному использованию алюминия, при собственном весе такой фуры около 10 тонн она могла перевозить 8,5 тонны груза, развивая скорость свыше 50 миль в час. Уже их изготовили в количестве 12 автопоездов.
Спустя два года, уже активно работая, именно это поколение получило престижную награду «Лучший Дизайн» на «Мировой ярмарке-1939» в Нью Йорке.
Самым малочисленным оказалось третье поколение — к сожалению, война прервала их выпуск на всего двух. А ведь насколько отличался их дизайн с необычно наклоненными вперед стойками кабины…
В 1947-м наконец свет увидело 4-е и последнее поколение этих траков. Их по-прежнему изготавливали по дизайну де Сахноффски с кабиной, радикально отличающейся не только от предыдущих поколений, но и от всего, что существовало в принципе в мире! Пожалуй, если не считать концепт-траки, даже сегодня сравнить эти автопоезда не с чем.
Необычным тут стало все: невообразимая форма самой кабины, панорамные задние стекла и непривычной формы боковые. Последние, равно как и сильно скошенная задняя стенка, тем самым увеличивающая обычно «глухое» пространство между кабиной и полуприцепом, являлись не только стилистическим решением, а и практическим — улучшение обзорности при движении задом и разворотах…
Новые прицепы соответствовали стилистике кабины, которая считается первой в мире настоящей аэродинамической…
Каждый автопоезд стоил около 16 тысяч $, а всего их было построено 10 экземпляров. Они проработали до середины 50-х, когда запрет на рекламу алкоголя окончательно был снят. Однако и по сей день этот автопоезд, который был в 80-х годах восстановлен одним энтузиастом, заставляет восхищаться всех при одном взгляде на него.
При этом стоит еще раз уточнить — все четыре поколения были нарисованы графом в один присест, в далеком 1936 году!...
Причем с появлением streamline траков Labatts, их примеру, в том числе и после войны, последовало множество последователей, как включая саму Labatts, так и множество их конкурентов.
Еще более разнообразно
Так во многих домах Америки во второй половине 30-х годов появились streamline холодильники фирмы Kelvinator Corp. Являясь и без того лидером в этом сегменте, компания решила добавить модерности своей продукции и благодаря де Сахноффски цель была достигнута с лихвой. Как гласила пресса: «… его холодильники даже стоя на месте, кажется, хотят улететь в стратосферу…»
Еще более необычной работой для де Сахноффски стал дизайн… музыкальных инструментов. Более того, заказчиком стал Фил Спитални, организатор полностью женского оркестра. Того самого, который оказался впоследствии увековечен в кинокомедии «В джазе только девушки». Самым видимым на сцене элементом разработанным графом стали барабаны необычной формы сырных головок, на которых «зажигала» ударница Виола Смит…
В реалии граф приложил руку к нескольким инструментам. Согласно историкам самым интересным из них является рояль с «аэродинамическими формами», «напоминавший капот, скрывавший 16-цилиндровый двигатель». Его верхняя крышка была не открываемой, а звук исходил из боковых прорезей, похожих стилистически на выхлопные трубы!... Правда, до конца неизвестно, был ли воплощен этот замысел, так как на существующих видео выступлений оркестра этого инструмента либо вообще нет, либо присутствует куда более классический образец…
Алексис успел поработать и на съемочных площадках, причем этот факт был признан много лет спустя, в частности речь шла о популярной в то время комедии «Topper». Графа привлекали также для дизайна интерьеров ночных клубов. Некоторые из них так и остались на бумаге, однако одно из заведений — «Театр Ёрла Кэрролла», расположенное в Лос-Анджелесе, — все-таки было выстроено и стало одним из самых «горячих» голливудских заведений.
Алексис стал соавтором как интерьера огромного концертного зада на 1000 мест, так и экстерьера, украшенного на входе 6-метровой неоновой статуей, изображавшей подругу хозяина заведения Берил Воллас и подсвечивающимися поручнями…
Помимо плавных линий вдоль стен и на потолке в виде освещения, в зале главенствует огромная 24-метровая сцена с поворачивающимся «столом» диаметром 18 метров, подвижными ступенями и тремя свисающими с потолка качелями — все это приписывается именно де Сахноффски…
Алексис успел поработать и на съемочных площадках, причем этот факт был признан много лет спустя, в частности речь шла о популярной в то время комедии «Topper». Графа привлекали также для дизайна интерьеров ночных клубов. Некоторые из них так и остались на бумаге, однако одно из заведений — «Театр Ёрла Кэрролла», расположенное в Лос-Анджелесе, — все-таки было выстроено и стало одним из самых «горячих» голливудских заведений.
Алексис стал соавтором как интерьера огромного концертного зада на 1000 мест, так и экстерьера, украшенного на входе 6-метровой неоновой статуей, изображавшей подругу хозяина заведения Берил Воллас и подсвечивающимися поручнями…
Помимо плавных линий вдоль стен и на потолке в виде освещения, в зале главенствует огромная 24-метровая сцена с поворачивающимся «столом» диаметром 18 метров, подвижными ступенями и тремя свисающими с потолка качелями — все это приписывается именно де Сахноффски…
Схожее решение стало центральной частью… интерьера квартиры будущего, которое предложил граф. По его видению в будущем стол в трапезной должен был свисать на шесте с потолка, выполненном в вид подсвечиваемой прозрачной трубки (!), и не иметь никаких ножек. Между гостиной и спальней в стене размещался бы вращающийся вокруг своей оси шкаф! Правда, нельзя не сказать, что, идею вращающихся шкафов граф подсмотрел от вращающихся книжных полок, использовавшихся в библиотеках еще в XVIII веке… Примечательно, что аналогичное решении граф предлагал и для камина, тоже располагавшегося бы между гостиной и столовой!...
Да, этот футуристический проект был воплощен лишь в виде инсталляции с активным использованием пластика, неоновой подсветки, стеклянных стен в известном нью-йорском универмаге «Блумингдейл» в 1939 году и никогда не увидел свет. Однако нанявшая де Сахноффски известная мебельная фирма Heywoоd-Wakefield в 1939 году начала выпускать целую линейку мебели, функциональность и особенно формы которой серьезно опередили свое время. К примеру, этот комод можно увидеть на том самом эскизе…
***
А ведь граф видел в интерьерах домов будущего тележки для коктейлей с невидимыми колесиками, спрятанными под аэродинамическими юбками, которые как бы парили бы над полом и еще немало смелых и новаторских идей, включая футуристический рабочий стол для кабинета, скорее напоминающий пульт управления космическими полетами или кухонный, на котором термометр и часы выглядели бы как автомобильная приборная панель…
И это далеко не все, что успел Алексис де Сахноффски, видение которого порой значительно опережало время, в котором он жил. Однако впереди уже «маячила» война, а за ней большая неизвестность и, как это не прискорбно будет звучать, почти забвение для этого выдающегося дизайнера…
Продолжение следует
А ведь граф видел в интерьерах домов будущего тележки для коктейлей с невидимыми колесиками, спрятанными под аэродинамическими юбками, которые как бы парили бы над полом и еще немало смелых и новаторских идей, включая футуристический рабочий стол для кабинета, скорее напоминающий пульт управления космическими полетами или кухонный, на котором термометр и часы выглядели бы как автомобильная приборная панель…
И это далеко не все, что успел Алексис де Сахноффски, видение которого порой значительно опережало время, в котором он жил. Однако впереди уже «маячила» война, а за ней большая неизвестность и, как это не прискорбно будет звучать, почти забвение для этого выдающегося дизайнера…
Продолжение следует
Фото coachbuilt.com и из открытых источников