Честно говоря, Международный автодром Бахрейна (Bahrain International Circuit) радует своими возможностями по проведению различных соревнований: помимо кольца и картинга есть отличный дрэг-стрип, одна из асфальтированных площадок используется для дрифта, здесь же внедорожная трасса, тестовый полигон, а в паре километров мы наблюдали кроссовые заезды на мотоциклах.
Но, все же, главные мероприятия проходят на формульной трассе, построенной в свое время Германом Тилке — прежде всего это Formula 1, а также GP2, GP3, Formula 3 и, собственно, WEC. Длина круга здесь составляет 6,299 м, и рекорд трассы на сегодняшний день принадлежит Льюису Хэмильтону — 1.29.493. Для сравнения — лучшее время круга у прототипа категории LMP1 (Audi R18) составляет 1:38.828, а у прототипа LMP2 (Alpine-Nissan) — 1:49.68, что на 10 (!) секунд медленнее.
Главная особенность автодрома заключается в его совершенно невероятном ночном освещении: всю трассу заливает идеально ровный и яркий свет более чем 5000 ламп, и включаются они медленно и постепенно, не давая сумеркам опуститься на трек. Это удивительное зрелище, когда ты наблюдаешь закат солнца, а пространство вокруг тебя продолжает оставаться светлым, как днем.
Ночное освещение делает автодром невероятно красивым: пожалуй, это одно из самых живописных гоночных мест, в том числе благодаря национальным мотивам в архитектуре паддока, трибун, питбилдинга и домиков команд.
Так получилось, что на финалы чемпионата мира по эндурансу я приезжаю сюда второй год подряд, но если в прошлом году здесь царила атмосфера всеобщей радости, счастья и праздника, то в этом все было иначе.
Вспомним коротко итоги прошлого года: экипаж команды SMP Racing в составе Алексея Басова, Виктора Шайтара и Андреа Бертолини в категории LMGTE на Ferrari 458 становятся победителями сезона-2015, Роман Русинов и G-Drive Racing одерживают долгожданную победу в категории LMP2 на Ligier-Nissan, чемпионами года среди производителей (категория LMP1) вновь становятся Porsche, а Марк Вебер наконец-то впервые за всю свою долгую гоночную карьеру завоевывает титул чемпиона мира. Могу сказать, что очень давно я не видела такого взрыва радости в боксах и на питлейне, такого количества счастливых лиц и такого залпа из восторженных криков. Похоже, что именно 2015 год стал золотым временем WEC.
В этом году финал сезона был сильно смазан целым рядом событий, которые, безусловно, окажут сильнейшее влияние на состояние чемпионата в следующем году.
Самым главным провалом стало решение Audi покинуть чемпионат. 18 лет они принимали участие в гонках на выносливость, и вот в конце октября компания объявила о своем намерении «изменить курс» — теперь свои честолюбивые замыслы они связывают с участием в гонках Formula E. Фактически это означает, что в самом старшем классе LMP1 теперь остается лишь два производителя — это Porsche и Toyota плюс, возможно, кто-то из частников, но пока окончательно непонятно, кто. Дело в том, что, например, команда Rebellion объявила, что со следующего сезона переходит в категорию LMP2, и, скорее всего, заполнение LMP1 на этом и закончится.
Правда, помощь подоспела оттуда, откуда не ждали: SMP Racing объявили о том, что к 2018 году они совместно с компанией Dallara и командой специалистов из Art Grand Prix планируют разработать и построить прототип BR1 для участия в категории LMP1.
Возможно, SMP Racing и не пошли бы на этот шаг, если бы не изменение технического регламента в категории LMP2: с 2017 года к участию допускаются шасси только четырех производителей, и BR Engineering не вошла в их число. Это значит, что в случае продолжения участия в LMP2 им пришлось бы строить новую машину, да еще и на чужом шасси, а это никак не согласуется с национальной идеей, продвигаемой командой.
Что касается LMP2, тут пока тоже все непонятно. Ясно, что SMP Racing на ближайший сезон покидают WEC. Уходит из чемпионата и Strakka Racing — британцы заявили, что с 2017 года будут выступать в кузовной серии Blancpain GT Series. Аналогичные слухи ходят и про команду Manor, которые так и не сумели добиться результатов в эндурансе.
Самое грустное, что мы можем остаться в чемпионате и еще без одного российского пилота, а именно без Романа Русинова. Проблема заключается в присвоении ему «золотого» статуса, что поднимает ценность пилота в глазах общественности, но при этом налагает ряд ограничений как на него самого, так и на команду. Романа это не устраивает, и он пытается добиться того, чтобы его вновь понизили до «серебра». В противном же случае он грозится покинуть чемпионат и найти применение своей энергии и таланту в других соревнованиях, а возможно, и дисциплине.
Так что теперь при приблизительных подсчетах в категории прототипов вместо 18 машин может остаться в лучшем случае 12, а это, конечно, катастрофа.
С другой стороны — регламент изменили для того, чтобы снизить стоимость прототипов LMP2 за счет унификации шасси. Возможно, это привлечет другие команды, которые до этого в чемпионате не участвовали. Посмотрим.
Уже после этапа в Шанхае был понятен финальный расклад сил, и никаких существенных пертурбаций не ожидалось. Было совершенно ясно, что чемпионский титул в этом году завоюет экипаж Porsche № 2 — Марк Либ, Нил Джани и Ромейн Дюма, уж слишком с большим отрывом они лидировали. Собственно, так и получилось: несмотря на то, что на этапе в Бахрейне у них возникли технические сложности с автомобилем, и они финишировали только шестыми, а их ближайшие соперники на Audi № 8 Лукас ди Грасси, Лоик Дюваль и Оливер Джарвис в гонке победили, последним все равно не хватило очков — слишком много неудач было у них в сезоне. Зато в финале Audi завоевали возможность уйти красиво — оба экипажа поднялись на высшие ступеньки подиума. Третьим стал экипаж Porsche № 1 — Марк Вебер, Тимо Бернхард и Брендон Хартли. Марк Вебер, который еще два этапа назад (на гонке в Фудзи) объявил, что покидает большой автоспорт, получил шанс подняться на финальный подиум и, конечно, все призовое шампанское (безалкогольное, разумеется) досталось именно ему, а не победителям.
Гонка вообще прошла очень ровно и довольно пресно, бывали в этом году этапы и поярче. Но именно этот финал запомнится всем поклонникам автоспорта совершенно необыкновенной и невероятной победой экипажа № 26 команды G-Drive Racing — Роман Русинов/Рене Раст/ Алекс Брандл.
Дело в том, что, завоевав поул-позицию по итогам квалификации в своей категории, уже через пару десятков минут они потеряли все свои достижения. Результат был аннулирован по причине того, что они сняли решетки воздухозаборников для охлаждения тормозов, что и раньше практиковали многие экипажи. Но в этот раз техинспекция была непреклонна и результат не засчитала, таким образом пилоты, стартовали не просто с последней позиции в категории, а из хвоста всего пелотона, с 31-й.
Понятно, что такой расклад оптимизма не придавал, но болельщики были уверены, что экипаж справится — и были правы. Уже к четвертому кругу № 26 успел обойти все автомобили GT и начал готовить атаки на своих одноклассников. Рене Раст, очень быстрый немецкий пилот, уже к концу своей смены поднялся до 5-го места, и Роман Русинов еще больше упрочил позиции, провел пит-стоп и передал руль Алексу Брандлу. И тут парням не повезло: из-за остановившегося в опасном месте автомобиля на трассе включают режим желтых флагов, чем и пользуются их соперники для ухода на пит-стоп. С таким трудом отыгранные позиции буквально уплывают сквозь пальцы.
На финальный отрезок выходит Рене Раст, который за 20 минут до финиша выходит на второе место и догоняет лидера. Безусловно, свою роль здесь сыграла и стратегия команды: для финального стинта G-Drive racing сэкономили абсолютно свежий комплект резины, и это дало им хорошее преимущество. В итоге Раст получает тот самый счастливый шанс и реализует его в полной мере: экипаж № 26, стартовав в самом конце пелотона, выигрывает гонку!
Что касается двух экипажей SMP Racing, то у обоих гонка прошла ровно и без происшествий, но, к сожалению, и без особо ярких событий. Что называется, «все путем».
Экипажи № 27 (Михаил Алешин/Николя Минасян/Маурицио Медиани) и № 37 (Кирилл Ладыгин/Виталий Петров/Виктор Шайтар) стартовали с 8-й и 9-й позиций в категории и находились на разных стратегиях.
Для экипажа № 37 уже во время первого пит-стопа поменяли резину и провели первую смену пилота: Виталия Петрова за рулем сменил Виктор Шайтар. Что касается экипажа № 27, то там стратегия была обратной: Михаил Алешин ехал две смены подряд и экономил резину. Все бы хорошо, но на прототипе гаснет одна из фар, и это означает обязательный пит-стоп для устранения неисправности. Затем, во время смены Медиани, возникает еще одна проблема: у прототипа заканчиваются тормоза, и машина вновь оказывается в боксах. В итоге из-за потери времени экипаж № 27 сумел финишировать лишь девятым.
Экипаж № 37 показал 8-й результат по итогам «6 часов Бахрейна» — они обошлись без форс-мажора.
Самый последний пит-стоп в истории прототипа BR01 на чемпионате WEC
Виталий Петров
В категории LMGTE Pro финальный этап и сезон в целом выиграл экипаж на Aston Martin Vantage V8 — Ники Тиим и Марко Соренсен.
В LMGTE Am победителями этапа в Бахрейне стал экипаж № 88 команды Abu Dhabi Proton racing на Porsche 911 RSR в составе Халеда Аль Кубаиси, Дэвида Хайнемайера Нахссона и Патрика Лонга, но в сезоне они оказались лишь вторыми. Первое место досталось экипажу № 78 (Франсуа Феродо/ Эммануэль Коллард/Руи Агуас) команды AF Corse (Ferrari 458).
Источник: Drom.ru