К концу сезона чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC 2016 Марк Уэббер заканчивает карьеру профессионального гонщика и становится специальным представителем марки Porsche. В шестичасовой гонке в Бахрейне 19 ноября действующий Чемпион мира из Австралии в последний раз выступит в качестве заводского пилота. Дальше девятикратного победителя Гран-при Формулы-1 ждут новые задачи: 40-летний Марк Уэббер будет выступать в качестве представителя Porsche на мероприятиях и делиться своим опытом в качестве консультанта по автоспортивным программам. Среди прочего сюда входит поиск талантов, а также тренинги по вождению для начинающих профессиональных пилотов и многочисленных гонщиков-любителей Porsche во всем мире. Наряду с легендой раллийного спорта Вальтером Рерлем Уэббер теперь является вторым официальным представителем компании. Их обоих кроме успешной гоночной карьеры отличает большая любовь к марке Porsche.
Фриц Энцингер, руководитель LMP1, с сожалением отпускает пилота: «Марк с его большим опытом усилил программу на важном начальном этапе и плавно влился в команду. За рулем он показал себя как честный борец, который не боится самой жесткой дуэли „колесо в колесо“. При этом он мыслит стратегически и думает о команде. Эти качества делают его особенно ценным пилотом марафонских гонок. Так что победа в зачете пилотов в чемпионате мира в 2015 году вместе с Тимо Бернхардом и Брендоном Хартли была почти логическим следствием этого. В 2016 мы надеемся, в том числе благодаря его достижению, вновь завоевать чемпионские титулы в зачете производителей и в зачете пилотов».
В настоящее время команда Porsche в обеих таблицах чемпионата мира находится на первом месте. В зачете производителей Porsche лидирует с 263 очками, опережая Audi (204 очков) и Toyota (174 очков). В зачете пилотов Ромен Дюма/Нил Яни/Марк Либ имеют преимущество в 23 очка впереди лучшего трио Audi. Осталось еще две гонки.
Его показатели прохождения круга на высшем уровне, он в прекрасной спортивной форме, его опыт бесценен, а отношения с коллегами по команде вылились в крепкую дружбу. После своей успешной карьеры в Формуле-1 Уэббер точно знал, чего он хотел бы в будущем.
С 1991 года Марк Уэббер все в своей жизни подчинил автоспорту. Картинг, Формула Ford, Формула 3, Формула 3000, в общей совокупности 215 Гран-при Формулы-1 с девятью победами и 42 призовыми местами в королевском классе. В 2013 году он наконец-то нашел свой родной причал на Porsche. А уже в 2015 последовал чемпионский титул в чемпионате мира по гонкам на выносливость FIA WEC, который он завоевал вместе с Тимо Бернхардом и Брендоном Хартли в ходе жесткой борьбы на Ле-Мановском прототипе 919 Hybrid. 2016 год стал переломным в жизни популярного австралийца: в начале лета он женился на своей спутнице Анн, а 27 августа ему исполнилось 40 лет. И вот в конце года он заканчивает профессиональную гоночную карьеру и посвящает себя роли официального представителя Porsche и консультанта.
Уэббер прямолинеен и честен с самим собой. В своей книге «Aussie Grit: My Formula One Journey», опубликованной в 2015 году, он подробно рассказывает о своем становлении. 19-летним юношей он покинул свой родной город Куинбиан в Новом Южном Уэльсе в Австралии с четкой целью построить себе в Англии карьеру гонщика. Он был одним из многих и одним из тех, кто не имел спонсоров. Только талант от природы. Он одержал победу в престижном фестивале Формулы Ford в Брэндс-Хэтч, участвовал в Формуле 3 и Формуле 3000. Он получил место в программе спортивных автомобилей Mercedes. Кульминацией сезона 1999 должна была стать гонка 24 часа Ле-Мана. Автомобиль и команда считались фаворитами, но подвела несовершенная аэродинамика автомобиля: Mercedes нижним потоком подняло в воздух. Уэббер поучаствовал лишь в квалификации и затем в разогревочном круге. Два драматических приземления он перенес целым и невредимым, но развитие его карьеры замедлилось. Все переменилось после успешного тестового заезда в Формуле-1 за команду Benetton, результатом которого стало приглашение в качестве резервного и тест-пилота на сезон 2001.
Дебют Уэббера в Формуле-1 был примечательным: в 2002 году в гонках на своей родине в Мельбурне он занял пятое место — выступая за не самую сильную команду Minardi. В 2005 году он завоевал свое первое призовое место в составе команды BMW WilliamsF1 Team. В 2009 году в 131-м Гран-при в Германии, выступая за Red Bull Racing, ему удалось привезти свою первую победу в Формуле-1. В 2010 и 2012 годах он выиграл Гран-при Монако.
Через 15 лет, в 2014 году, повзрослевший и набравшийся опыта Уэббер вернулся на трассу Сарта. События 1999 года остались далеко позади, но большой хэппи-энд в Ле-Мане ему так и не удался: в 2014, за два часа до финиша, когда он шел на втором месте, мечта лопнула. В 2015 Porsche 919, который он снова пилотировал вместе с Тимо Бернхардом и Брендоном Хартли, первую треть гонки лидировал, но затем из-за штрафного времени был отброшен назад. Трио продолжало борьбу и в итоге заняло второе место. В 2016 одержать победу Уэбберу и его коллегам по команде помешала неисправность водяного насоса. Самый большой триумф состоялся в ноябре 2015 года в нервном финале в Бахрейне. Под конец гонки вышли из строя оба рычага привода дроссельного узла, 919-й оставался на ходу только благодаря высокому профессионализму инженеров, разработавших его конструкцию, и нечеловеческим усилиям пилота, удерживающего его на трассе. Речь шла о титуле. «Выиграть мой первый чемпионат мира вместе с Тимо и Брендоном в Porsche очень многое для меня значит», — считает Уэббер. Он никогда не говорит об этом успехе, не упоминая своих коллег по команде.
Его любовь к марке Porsche не нова. Подростком он ездил на одолженном у друга «девятьсот одиннадцатом», его первым собственным Porsche был Turbo. Сегодня в его коллекции 918 Spyder, 911 R, 911 GT3 RS (991), 911 GT2 RS (997), 911 GT3 RS 4.0, 356 Cabriolet 1954 года и 2.7 Carrera 1974 года.
Фото: Porsche.