«Сиди спокойно на берегу реки, и мимо проплывёт труп твоего врага».
Конфуций
Последнее время усиливается тенденция сравнивать современный автоспорт с тем, что было лет сорок тому назад — и сравнение в большинстве случаев не в пользу современности. Наибольшим нападкам подвергается Формула 1 — за то, что стала слишком гладкой и бесхарактерной, но и другим тоже достается.
Но даже несмотря на то, что управлять современными машинами стало проще, а в гоночных кузовах класса GT устанавливаются кондиционеры, гонки на выносливость все равно остаются настоящим испытанием для пилотов и автомобилей, и прошедший 17–18 сентября этап Чемпионата мира по эндурансу на техасской трассе Circuit of the Americas еще раз подтвердил это.
При дневной температуре воздуха выше 35 градусов внутри автомобиля столбик термометра поднимался до отметки в 60 градусов, а дежурившие по правилам на автодроме автомобили Скорой помощи неоднократно за 6-часовой этап увозили в медицинский центр пилотов с тепловым ударом, полученным после смены на трассе.
Трасса в Остине — суперсовременный автодром протяженностью чуть более 5,5 километров. Здесь проходит и Формула 1, и WEC, и даже MotoGP. COTA (Circuit of the Americas) принадлежит перу Германа Тильке и известна своими перепадами высот (41 метр) и обилием поворотов (их здесь 20).
Одно из самых знаменитых мест на трассе — первый поворот, который расположен сразу после крутого подъема стартово-финишной прямой. Любопытно, но так же как и Поль Рикар, СОТА включает в свою конфигурацию элементы других знаменитых трасс — и Шпильберга, и Сильверстоуна, и Истамбул-парка.
WEC приезжает сюда уже четвертый год подряд примерно в одно и то же время года, так что команды уже хорошо представляют, к чему себя готовить. Более того, естественно, заводские команды и не только — планируют свою стратегию исходя из температурного режима и особенностей своих автомобилей. Так Porsche с самого начала ставили задачу ровно проехать первую, наиболее жаркую часть гонки, когда королями на трассе будут Audi, и начать атаку уже после захода солнца, так как для них благоприятна менее жаркая погода, и именно она должна была дать им преимущество. Так всё и получилось.
Как и на предыдущем этапе в Мексике наиболее успешными во время квалификации оказались Audi: в Остине они полностью оккупировали первый ряд стартовой решетки, предоставив Porsche и Toyota делить между собой в шахматном порядке второй и третий ряды.
Андре Лоттерер, пилот экипажа Audi #7, после квалификации сказал, что машина «буквально летела — благодаря ребятам из департамента аэродинамики, и что больше всего им хотелось бы повторить квалификационный результат и в гонке». Но вот уже вторую гонку подряд Audi просто не везет.
Что касается интересной российскими пилотами категории LMP2, то здесь в квалификации были и сюрпризы. Два экипажа SMP Racing #37 (Ладыгин/Петров/Шайтар) квалифицировались шестыми, а Минасян и Медиани (№37) — восьмыми. Сюрприз же преподнесли в G-Drive Racing, чьи результаты были аннулированы, и экипаж №26 стартовал с последнего, 31-го места. Дело в том, что во время квалификационных заездов Алекс Брандл на трех своих быстрых кругах, как выяснилось, всеми колесами выезжал за пределы трассы, в результате чего его времена были не засчитаны.
Первая треть гонки прошла довольно гладко, а ее безусловным героем стал Алекс Брандл, который за 45 минут своей первой смены сумел обогнать 18 автомобилей и подняться с последнего места до 13-й позиции. Марк Вебер, который стартовал в Остине, сначала сумел отыграть одно место, но затем вернул его обратно Audi, а затем после питстопа и смены пилотов Porsche #1 и вовсе стали четвертыми уступив Toyota #6.
Но после заката судьба гонки изменилась. Тимо Бернхард начал прорываться вперед, и во многом ему в этом помогла правильная тактика по питстопам, которые удивительным образом получалось сочетать с виртуальным режимом безопасности. Тем временем G-Drive Racing с питстопами как раз не везло. За счет агрессивного вождения им приходилось заезжать на дозаправку на 1–2 круга раньше остальных, и несколько раз они «промахивались» мимо Full Corse Yellow, который работал на руку их соперникам. Тем не менее к середине гонки они сумели подняться до 2-го места в категории и сдаваться не собирались. Их главный соперник экипаж Signatec Alpine #36 также проводили безукоризненную гонку, не допуская ошибок ни на трассе, ни на питлейне.
Менее удачно складывалась гонка у команды SMP Racing. У экипажа №37 одна за другой возникали технические проблемы, вплоть до того, что во время смены Кирилла Ладыгина машина вдруг заглохла и отказалась снова заводиться. Кирилл сумел найти решение, принудительно перезагрузил автомобиль с помощью аварийной кнопки, но минуты были потеряны. Затем через какое-то время отказала система трекшн-контроля, но здесь уже было принято коллективное решение не заезжать в боксы для ремонта, а ехать как есть.
Все основные события в старшем классе начались примерно во второй половине гонки. Первым проблемы испытал Лоик Дюваль на лидирующей Audi #8. У машины начались проблемы с электричеством, и прежде, чем она снова завелась, прошло более минуты. Это помогло второй Audi выйти на первую позицию.
Затем происходит контакт у Manor LMP2 с одним из автомобилей Ford GT (#66), что вызывает очередной режим FCY, затем Бенуа Трелуйе (Audi #7) не смог удержать автомобиль и оказался в стенке, правда, с весьма легкими последствиями, что позволило ем уже через 4 круга вернуться вновь на трек. Благодаря всем этим событиям Porsche #1, фактически «пересидев» соперников, выходит на первое место и продолжает удерживать его с комфортным заделом по времени порядка 25 секунд, что позволяет сохранять лидерство даже после питстопов. Впрочем, именно это и есть «выносливость» — грамотные тактика и стратегия, позволяющие увидеть, как «мимо проплывет труп твоего врага».
Еще чуть позже сходит Porsche #88 Abu-Dabi Proton racing, а еще через несколько минут и Manor возвращается в боксы из-за проблем с подвеской (видимо, последствия контакта).
За минуту до финиша у Audi #7 фактически случается катастрофа: они вынуждены заехать на незапланированный питстоп для дозаправки — в противном случае топлива просто не хватит.
В итоге — первое место в абсолюте для экипажа №1 и четвертое место для автомобиля №2, и 5 победа в сезоне для команды Porsche.
Toyota, которой в начале сезона очень не хватало как раз выносливости, уже второй раз подряд поднимается на подиум и, кажется, команде это придает веры в свои силы. В этот раз экипаж под номером 6 в составе Стефана Сарразана, Майка Конвея и Камуи Кобаяши стали третьими с абсолютном зачете. Их второй экипаж финиширует на 5 месте.
В категории LMP2 #26 G-Drive Racing все же возвращают одну позицию и в итоге Роман Русинов/Рене Раст и Алекс Брандл финишируют третьими, и после целой серии неудач заработанные ими в Остине 15 очков становятся символом возвращения удачи.
У SMP Racing экипаж #27 сумел финишировать 4-м в категории LMP2 — а вот #37 закончил гонку на шестом месте. «Было очень жарко, — сказал Виктор Шайтар. — Наверное, это моя самая сложная гонка в карьере по физическому состоянию. В таких условиях остается только терпеть. Хотелось бы финишировать на более высокой позиции, но досадные технические проблемы два раза отбрасывали нас далеко назад».
Следующий этап WEC состоится 14–16 октября в Японии.
Фото: SMP Racing, G-Drive, AdrenalinMedia