Porsche 918 Spyder Hybrid — один из легендарнейших автомобилей в модельной линейке Porsche: самый быстрый, самый мощный и пока что самый дорогой за всю историю это великой фирмы. Этот гиперкар можно назвать продолжением предыдущего флагмана — родстера Carrera GT.
Машина, созданная талантливой группой инженеров Porsche Motorsport, была впервые представлена на Франкфуртском автосалоне 2013 как автомобиль 2015 года. Производство Porsche 918 Spyder символично стартовало 18 сентября 2013 года и по плану закончится в феврале 2015 года. К слову, количество планируемых к выпуску автомобилей тоже символично — ровно 918.
ДВИГАТЕЛЬ
Двухместный родстер Porshe 918 Spyder имеет следующие габаритные размеры: 464.3 х 194 х 116.7 см. Колесная база длиной 273 см. Снаряженная масса — около 1674 кг. Суперкар оснащен тремя двигателями — ДВС и двумя электромоторами. Основной двигатель V8 (с непосредственным впрыском топлива и с 32-мя клапанами) объемом 4593 см³ имеет мощность 608 л.с. при 8700 об/ мин.
Совместно с электродвигателями мощностью 286 л.с. при 6500 об/ мин они выдают суммарную мощность 887 л.с. при 8500 об/мин. При этом крутящий момент составляет от 917 до 1280 Нм.
Аккумуляторная литий-ионная батарея с напряжением 385 В емкостью 6,8 кВт/ч и массой 138 кг способна отдавать в пике до 230 кВт при 430 В и 606 А. Двигатель из алюминия весит всего 135 кг, имеет тонкостенный блок и степень сжатия 13.5:1, оснащён непосредственным впрыском (давление до 200 бар) и механизмом изменения фаз газораспределения на впуске (25º) и выпуске (27º).
У двигателя высочайшая удельная мощность — 132 л.с./л, но при этом он схож с гоночным двигателем спортпрототипа RS Spyder только концепцией. Развал блоков выполнен под прямым углом, «плоский» коленчатый вал (шейки титановых шатунов разнесены на 180º), система смазки с сухим картером. Коленвал весом 13 кг — пустотелый, с масляной магистралью для охлаждения шатунных подшипников. Впускной коллектор проложен прямо внутри каркаса несущего модуля, для каждого блока — индивидуальная дроссельная заслонка. Стартером выступает задний тяговый электромотор, который почти всегда в движении, поэтому в режиме start/stop при остановке ДВС положение поршней не принимается во внимание.
Гибридная силовая установка скомпонована с поправкой на расположение двигателя V8 и трансмиссии: задний тяговый электромотор зажат между ДВС и коробкой передач. При этом передние колеса Spyder вращаются только электромотором, о чем сообщает аббревиатура ePTM. В системе управления используются CAN-шины, связывающие 55 электронных блоков управления.
Задний 115-киловаттный синхронный электродвигатель с водяным охлаждением статора соединён с трансмиссией сухим сцеплением. Ротор дополнен вентиляционной турбиной для отвода тепла. Преселективная роботизированная коробка передач PDK с двумя сцеплениями установлена особым образом: трансмиссия расположена кверху ногами ради снижения центра масс. Передний электродвигатель способен набирать до 16 000 об/мин, что соответствует скорости 265 км/ч. Превысив данную скорость, встроенное в трансмиссию сцепление размыкается, делая супер-гибрид заднеприводным.
У Spyder пять независимых контуров охлаждения с семью теплообменниками. Номинальная температура в контуре силовой электроники — 85 ºC, масло в двигателе V8 в норме — 150ºC.
Популярности Порше 918 Спайдер поспособствовали гибридные Ferrari LaFerrari (963 л.с.) и McLaren P1 (916 л.с.). Porsche Spyder более экономичный и технологичный суперкар, превосходящий по скорости в поворотах указанных конкурентов. Этого удалось добиться за счет активной аэродинамики Porsche Active Aerodynamic (PAA), полноуправляемого шасси (задние колеса могут поворачиваться на угол до трех градусов), адаптивной подвески PASM и низкого центра тяжести, который находится чуть выше ступиц.
ПОДВЕСКА
Ходовая часть Spyder состоит из двух независимых пружинных подвесок (передняя — двухрычажная, задняя — многорычажная) c электромеханическими актуаторами поворота колёс с максимальным углом 3º. То есть задние колёса поворачиваются либо в противоположную передним сторону (на скоростях до 50 км/ч, улучшая маневренность), либо в ту же (на высоких скоростях, машина становится стабильнее). Небольшой дорожный просвет — около 10 см.
Монокок и его крепеж выполнены из углепластика (как в «Формуле-1» и прототипах Le Man). Задние модули для крепления силового агрегата произведены австрийской компанией Carbotech по технической документации Porsche. Алюминиевые рычаги соединяются с монококом при помощи жестких шарниров, как принято в автоспорте, вместо податливых сайлент-блоков. В результате жёсткость на кручение всей конструкции с открытой крышей сравнима с наипрочнейшим кузовом Cayman — это 40 000 Н•м. При торможении срабатывает система рекуперации энергии.
Автомобиль напичкан грамотно настроенной электроникой: в ручном режиме коробки передач автоматика по интенсивности замедления определяет степень сложности поворота и, соответственно, номер передачи. На небольших перепадах высот и ходовых дугах с отрицательным поперечным уклоном 918 Spyder ведет себя стабильно и позволяет выровняться прежде, чем задействуется система стабилизации. Острый руль в два с четвертью оборота от упора до упора откликается на действия водителя без задержек и нервозности. Углы установки колёс и геометрия рулевой трапеции прекрасно сбалансированы, привод поворота задних колёс настроен крайне четко.
Передние и задние тормоза — дисковые перфорированные, тормозные колодки выполнены из карбоно-керамики, которые практически невозможно перегреть. Колеса «обуты» в новейшие шины-полуслики Michelin Pilot Sport Cup 2 со специально подобранным для Porsche составом, спереди размерностью 265/35 ZR20, сзади — 325/30 ZR21. И все-таки производители заранее предупреждают, что полуслик с символическим протектором грешит сносами и ранним аквапланированием. Поскольку зимней резины у Porsche 918 никогда не будет, так что Spyder — автомобиль для исключительно летних поездок.
РЕЖИМЫ РАБОТЫ
В Porshe 918 Spyder, алгоритм работы активных аэродинамических элементов (PAA) изменяется в зависимости от выбранного режима движения. Всего режимов — пять.
1. Е-Power — полностью электрический режим. В этом режиме Spyder способен проехать до 30 км со скоростью до 150 км/ч и разогнаться от 0 до 100 км/ч за 6 секунд.
2. Hybrid — режим, подключающий мотор V8. Именно этот режим считается оптимальным для ежедневной езды — электронный интеллект сам определяет момент для запуска двигателя при разгоне или для подзарядки аккумуляторов, или отключения его для экономии топлива.
При выборе режимов E-Power или Hybrid складывается задний спойлер, для уменьшения лобового сопротивления закрываются заслонки в днище, которые направляют часть воздушного потока в диффузор, и регулируемые отверстия под фарами.
3. Sport Hybrid — здесь мотор V8 подключается для постоянной работы (функция Boost), кроме того, дополнительный спойлер остаётся поднятым, но угол атаки заднего спойлера уменьшается. Отверстия под фарами остаются открытыми для лучшего охлаждения силовой установки.
4. Race-Hybrid — отключается стабилизация, все три мотора выходят на пиковую мощность. Зарядка батарей происходит интенсивнее, напоминает функцию KERS в современных болидах Формулы-1.
5. Hot Lap — самый экстремальный режим, предназначен для максимальной атаки, когда все имеющиеся ресурсы полностью используют свой потенциал. Бензиновая силовая установка работает в запредельном режиме, абсолютно не тратится энергия на зарядку. Электромоторы могут подключаться и помогать машине при разгоне. Задний спойлер выставляется на максимальный угол, чем обеспечивает достойную прижимную силу и должное сцепление с дорогой. Открытые заслонки в днище засасывают воздух, образуя подобие воздушной подушки, которая препятствует созданию встречными потоками турбулентности под днищем.
СКОРОСТЬ И ЗАРЯДКА
Суперкар имеет полный привод и оснащен роботизированной 7-ступенчатой коробкой передач (PDK). Максимальная возможная скорость — 345 км/ч, максимальная скорость на электротяге — 150 км/ч, запас хода в этом режиме — всего 30 км. Разгон от 0 до 100 км/ч происходит всего за 2,6 сек. Средний расход топлива — около 3 литров на 100 км пути, топливный бак вмещает 70 литров бензина.
Зарядка аккумуляторов возможна от бытовой электросети (220В) за 4 часа. При наличии стационарного зарядного устройства, выдающего постоянный ток высокого напряжения, время зарядки сократится до получаса.
Что касается гоночного режима, тут батарея никогда не пустует фактически: рекуперация задействуется при остатке в 30–50% заряда. Система срабатывает, когда акселератор утоплен на три четверти хода — компьютер открывает дроссель полностью, но четверть отдачи использует для заряда батареи, поэтому на пополнение аккумулятора требуется не более 4.5 минут.
ОПЦИЯ «ВАЙСАХ»
При покупке Porshe 918 Spyder с опцией «Вайсах» (Weissach Package) в комплектации подразумеваются облегчённые керамические подшипники колёс и пружины без дополнительного демпфера. Тормозная система — с электрическим насосом гидросистемы. Задний стабилизатор для пакета Weissach сделан из углепластика, что позволяет облегчить машину на 1.3 кг. Разумеется, удаляются аудиосистема, климат-контроль и часть внутренней дверной обшивки.
В Weissach Package всё посчитано: выполнены из композита задний стабилизатор и подрулевые гашетки (экономия 200 граммов). Колёсные диски из магниевого сплава настолько невесомы, что их можно поднять одним пальцем. Пакет «Вайсах» включает в себя также дополнительные аэродинамические элементы, шеститочечные ремни безопасности, и возможность выбора плёнки вместо лакокрасочного покрытия, чтобы ещё больше облегчить автомобиль.
Впрочем, прибавка в динамике небольшая: Weissach Package приносит всего 0.1 с на разгоне с места до 200 км/ч и секунду при спурте до 300, плюс шумоизоляция хуже, облегчённые пружины жёстче. Но становится выше прижимная сила (в том числе благодаря дополнительным боковым закрылкам на заднем бампере) и лучше времена на треке.
Масса Porsche 918 Spyder равна 1 675 кг (ее распределение 43:57 в пользу задней оси), а с опциональным пакетом Weissach — 1 640, правда за снижение веса на 35 килограмм придется существенно доплатить.
АЭРОДИНАМИКА
На Spyder всегда действует прижимная сила, эквивалентная более 132 кг на скорости 300 км/ч. Коэффициент аэродинамического сопротивления зависит от модификации и положения антикрыла: 0,36 для стандартной машины с опущенным крылом и 0,41 с поднятым. Weissach Packege делает Spyder чуть эффективнее: Сх равен 0,35 и 0,40 соответственно.
Заднее антикрыло на Spyder подвергается большим нагрузкам, имеет в верхнем положении два режима (стандартный и с увеличенным углом наклона на 12º), управляется отдельным гидравлическим приводом. Передние воздухозаборники, для снижения воздушного сопротивления, перекрываются моторизованными шторками, когда не требуется дополнительное охлаждение. В режиме максимальной прижимной силы гибкие шторки под днищем уходят внутрь, отводя часть потока к тормозам.
ЭКОЛОГИЯ
При расчётах вредных выбросов производители учитывали даже пары бензина, попадающие в атмосферу при остановленном ДВС, поэтому топливный бак герметизирован под давлением. Чтобы открыть бак, надо стравить давление, нажав специальную клавишу — пары топлива поглотятся угольным фильтром. Компактная выпускная система выполнена из инконеля с низким сопротивлением и весит 29 кг.
Автомобиль соответствует норме токсичности Евро-5, топливный бак вмещает в себя 70 л бензина 98-АИ. Благодаря электротяге Porsche расходует всего три литра на сотню по стандарту NEDC при 70 г/км выбросов СО2. Что касается экономии топлива, то Porsche 918 Spyder в гибридном режиме расходует в среднем 3.3 литра бензина на 100 километров пути. До таких показателей конкурентам из Ferrari и McLaren очень далеко.
ДИЗАЙН И ИНТЕРЬЕР
Porsche 918 Spyder имеет уникальный дизайн, в котором при этом сразу же читается фамильный стиль марки. Плавные и спокойные линии выстраиваются в единый образец динамичности и очень напоминают гоночный RS Spyder LMP2.
Всем своим видом автомобиль вызывает исключительное восхищение. Восторга добавляют детали. От дождя салон закрывают две съемные панели из практически невесомого углепластика, складывающиеся в багажник. Багажник, к слову, маловат — рассчитан всего на 100 литров. Светодиодные фары с регулируемой мощностью — 18 Вт в нормальном режиме и 25 Вт в режимах Sport и Race — весят менее 1 кг каждая.
Ручки дверей замаскированы, чтобы попасть в салон нужно преодолеть высокий крупный порог. Сиденья, по традиции, расположены очень глубоко. Посадка специфическая, регулировать кресло можно только вертикально и продольно. Внутри салона свободного пространства тоже не много. Руль регулируется только по вылету. Кресла и руль отделаны лёгкой огнеупорной тканью и алькантарой. В отделке используются так же кожа и качественная фурнитура, но преобладает углепластик, из него выполнены даже корпусы внешних зеркал и подвесная педаль тормоза. Даже если покажется, что-то алюминиевым — не надейтесь, это гальванизированный углепластик, из металла выполнены только каркас руля и декоративные накладки.
Необычная центральная консоль протянута почти через весь салон. При повороте ключа подсвечиваются сенсорные дисплеи и клавиши. Приборная панель исполнена в узнаваемом стиле: три основных прибора. На небольшом стильном и многофункциональном руле размещены регулятор Map Switch (переключение ходовых режимов), кнопки и лепестки переключения передач. Мультимедийная система напичкана функциями, есть возможность подключения смартфона для управления им штатными кнопками. Все кнопки управления расположены максимально близко и удобно: нажатием пальца можно отрегулировать стабилизацию, перевести амортизаторы в спортивный режим или поднять переднюю часть кузова.
Клавиша увеличения клиренса на 30 мм расположена рядом с кнопкой жёсткого режима амортизаторов. Основной информационный дисплей управляется сенсорно, парковку упрощает камера заднего вида, а езду с открытой крышей — специальный дефлектор, который монтируется на рамку лобового стекла.
В базовую комплектацию входят шесть подушек безопасности, отличная климатическая установка, аудиосистема с 11-ю динамиками и 7-дюймовый экран с сенсорным управлением на центральной консоли, а за доплату — аудиосистема Burmester, и пневмоопоры передней подвески для въезда на пандусы и «лежачих полицейских».
ЦЕНА
Эксклюзивный и экономичный автомобиль от Porshe — воистину дорогое удовольствие. Стартовая цена гибридного суперкара 918 Spyder в России начинается от 991 300 евро (более 40 миллионов рублей) за обычный Spyder. В Европе базовая модель стоит от 645 тысяч евро.
Дополнительные траты последуют в 23 000 евро при выборе кожаной обшивки сидений премиум-класса, в 47 600 евро — уникальная окраска кузова в цвет «металлик», в 20 230 евро сверхбыстрое зарядное устройство, наполняющее аккумуляторы автомобиля всего за полчаса. За опциональный пакет Weissach придется заплатить сверху стоимости еще около 80 000 евро (столько же стоит базовая версия Porsche 911 Carrera).
Квота на продажи в России составила всего семь экземпляров и один из них уже продан!. Компания Porshe получила предоплаченный заказ за первый гибридный суперкар, о чем еще в сентябре 2013 во Франкфурте изданию «Мотор» сообщил Томас Штэрцель, генеральный директор российского представительства немецкого производителя. С момента получения заказа до доставки готового автомобиля пройдет год-полтора.
Впрочем, кому-кому, а россиянам не стоит жаловаться на дороговизну — на китайском рынке за базовую версию просят от 13 388 000 юаней (около 1 623 000 евро), а с опциональным пакетом Weissach — и вовсе 14 635 000 юаней, т.е. около 1 775 000 евро.
ПРО РЕКОРД НА СЕВЕРНОЙ ПЕТЛЕ НЮРБУРГРИНГА
На тест-драйве Porshe 918 Spyder журналист издания «Клаксон» Юрий Урюков выяснил, что же было самым сложным в доводке автомобиля у двукратного чемпиона мира Вальтера Рерля.
Вальтер Рерль: «Не проблема поставить хоть десять разных моторов. Сложнее согласовать их работу. К примеру, у нас поначалу передние колеса „убегали“ вперед, вращаясь быстрее задних. В итоге процесс контролируют свыше полусотни электронных блоков, теперь ты знаешь, что электромоторы — не фиговый листок, которым мы прикрылись от экологов. Без помощи гибридного привода мы бы не смогли поставить на этом суперкаре рекорд Северной петли Нюрбургринга. Пробовали, и время оказывалось секунд на десять хуже».
Рекордный круг Нордшляйфе за 6:57 сек. был поставлен Марком Либом на стандартном Spyder с пакетом Weissach. Тимо Клюк, заводской тестовый пилот, считает, что если бы им разрешили рисковать, чтобы выжать 100 %, можно было бы уложиться в 6:53 сек.
Резюмируем. По словам Ричарда Этвуда, выигравшего Ле-Ман в 1970-м на прототипе Porsche 917, любимая машина гонщика та, что привозит остальным секунду с круга и делает работу легче. Вероятно, оценить по достоинству Spyder сможет только настоящий гонщик. По управляемости Spyder настолько близок к гоночному болиду, насколько это может быть позволено дорожному автомобилю. Звуковая палитра и уровень комфорта сравнимы с самолетными: в салоне шумно, рев электромоторов очень напоминает звучание турбореактивных двигателей. Производители осознают, что большинство Porshe 918 Spyder будут красоваться в коллекциях ценителей спортивных автомобилей, и только единицы действительно будут грызть асфальт на треках.