Концепция двигателей оказалась успешной для серийных и раллийных моделей. А с 2010 года двигатель 2.5 TFSI семь раз подряд становился лауреатом премии Engine of the Year («Двигатель года»)
40 лет назад бренд Audi представил первый пятицилиндровый бензиновый двигатель, которым была оснащена модель Audi 100 второго поколения. Затем последовали различные модификации и новые разработки: с турбонаддувом, системой очистки выхлопных газов, четырьмя клапанами на цилиндр, а также двигатели для раллийных моделей и дизельные пятицилиндровые двигатели. Сегодня славную традицию пятицилиндровых силовых агрегатов продолжает двигатель 2.5 TFSI, устанавливаемый на Audi RS 3 Sportback и Audi TT RS.
Пятицилиндровые двигатели Audi уже приобрели статус культовых — как благодаря их успешному использованию в автоспорте, так и за свою надежность и экономичность. Они в значительной мере обеспечили то самое «превосходство высоких технологий» (Vorsprung durch Technik) и до сегодняшнего времени продолжают обеспечивать великолепные эмоции от вождения, подчеркивая их своим характерным звуком.
Первый пятицилиндровый бензиновый двигатель был установлен на модели Audi 100 (C2) в 1976 году. Модель с внутренним обозначением «Тип 43» должна была позиционироваться на рынке выше своего предшественника. По мнению разработчиков, в то время решить подобную задачу, используя четырехцилиндровый двигатель, было невозможно. В начале 1970-х годов инженеры Audi регулярно обсуждали возможность использования пяти- и шестицилиндровых рядных двигателей. Однако от шестицилиндровых двигателей пришлось отказаться, поскольку они требовали значительного пространства для установки и неблагоприятно влияли на распределение масс в автомобиле. Вполне обоснованная ставка была сделана на пятицилиндровый рядный двигатель, который базировался на новой в то время концепции двигателя EA 827. В семидесятых годах этот двигатель с четырьмя цилиндрами широко применялся в концерне Volkswagen, к примеру — для моделей Audi 80 и Audi 100. Созданный на его базе пятицилиндровый агрегат с рабочим объемом 2,1 л развивал мощность 136 л. с. Современная система впрыска топлива повышала как мощностные характеристики, так и экономичность этого двигателя. Первые автомобили Audi 100 5E были переданы клиентам в марте 1977 года.
Уже в 1978 году брендом Audi была представлена первая дизельная версия: атмосферный двигатель с рабочим объемом 2 л, имевший мощность 70 л. с. Год спустя состоялся дебют первого пятицилиндрового бензинового двигателя с турбонаддувом, который стал еще одним новаторским достижением Audi. Развивая мощность 170 л. с. и имея крутящий момент 265 Нм, он использовался на новой топ-модели в линейке — Audi 200 5T.
Появившийся в 1980 году на автомобиле Audi “Ur-quattro” пятицилиндровый бензиновый двигатель имел еще более впечатляющие характеристики. Имея турбонаддув с промежуточным охлаждением (интеркулером) и работая с системой постоянного полного привода — он представлял из себя мощное техническое решение для использования как на дорогах общего пользования, так и в гонках. Изначально его мощность составляла 200 л. с. В 1983 г. финский гонщик Ханну Миккола (Hannu Mikkola) на таком автомобиле завоевал титул чемпиона мира по ралли. В том же году Audi представил версию Audi Sport quattro, отличавшуюся расширенной колеей и бывшую на 24 см короче. Под ее капотом был установлен новый 306-сильный пятицилиндровый двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, в конструкции которого был использован алюминий.
Благодаря этому двигателю модель Audi Sport quattro стала на тот момент самым мощным автомобилем, когда-либо предложенным немецким брендом для использования на дорогах общего пользования. Эта модель легла в основу нового раллийного автомобиля «группы B», в котором от двигателя с четырьмя клапанами на цилиндр сразу же удалось добиться отдачи 450 л. с. Впервые он был использован на предпоследнем этапе сезона 1984 года — Ivory Coast rally («Ралли Берег Слоновой Кости»). На остальных одиннадцати этапах сезона швед Стиг Блумквист (Stig Blomqvist) выводил на старт другой автомобиль «группы В» — 360-сильный Audi quattro A2. В итоге швед стал чемпионом мира в зачете пилотов, а Audi завоевала чемпионский титул в зачете производителей.
После того, как 1986 году Audi покинула соревнования по ралли, последовали и другие яркие события на гоночных трассах. В 1987 году Вальтер Рёрль (Walter Röhrl) на автомобиле Audi Sport quattro S1 (E2) выиграл знаменитую горную гонку Pikes Peak в США. Мощность его автомобиля составляла 598 л. с. В 1989 году великолепные результаты в американских гонках кузовных автомобилей показала модель IMSA-GTO, имевшая мощность 720 л. с. при рабочем объеме двигателя лишь немного превосходившем два литра.
Еще одной вехой в истории автомобилестроения стала презентация на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне (IAA) в 1989 году модели Audi 100 TDI. Это был первый серийный автомобиль, оснащенный пятицилиндровым турбодизелем с непосредственным впрыском топлива и полностью электронной системой управления двигателем. Двигатель объемом 2,5 литра имел мощность 120 л. с. Продолжалось и совершенствование линейки пятицилиндровых бензиновых двигателей Audi. В 1994 году на рынок вышел Audi RS 2 с двигателем мощностью 315 л. с. В версии Avant — сочетая кузов «универсал» с мощью спортивного автомобиля — он положил основу для появления нового класса автомобилей.
В 1994 году, с выходом на рынок модели Audi A4 (B5), пятицилиндровые двигатели покинули сегмент B. В середине 1990-х годов им на смену постепенно пришли новые агрегаты V6. Последними из устанавливавшихся пятицилиндровых двигателей стали 2.5 TDI на модели Audi A6 и 2.3 Turbo на Audi S6. Они уступили место преемникам в 1997 году.
В 2009 году произошло триумфальное возвращение такого типа двигателей: оснащенный турбонаддувом бензиновый агрегат с непосредственным впрыском топлива появился на модели Audi TT RS. Разработанный компанией quattro GmbH имел рабочий объем 2,5 литра, развивал мощность 340 л. с. и был установлен поперечно. Этот же двигатель обеспечивал и великолепную динамику моделей Audi RS 3 Sportback и Audi RS Q3. Модель Audi TT RS plus, представленная Audi в 2012 году, подняла планку мощности до 360 л. с. Двигатель 2.5 TFSI, который устанавливается на Audi TT RS в наши дни — уже развивает мощность 400 л. с. Международное жюри автомобильных журналистов, начиная с 2010 года, присуждало этому пятицилиндровому агрегату титул «Двигатель года» (Engine of the Year) в своем классе семь раз подряд.
Сегодня самый первый автомобиль Audi с пятицилиндровым двигателем можно увидеть в выставочном зале Audi Forum в Неккарзульме (Neckarsulm). На выставке исторических автомобилей «От нуля до сотни» представлены многочисленные экспонаты, благодаря которым можно познакомиться с волнующей историей Audi. Здесь представлен и один из самых первых экземпляров пятицилиндрового дизельного двигателя TDI, устанавливавшийся на модель Audi 100 1989 года.
Выставка открыта до 6 ноября 2016 года.