Бельгийский автодром любим многими гонщиками и болельщиками. Скоростные длинные прямики здесь соседствуют с извилистым сектором, сумасшедший поворот «Красная вода», который участники проходят «в полный газ» находится после затычной шпильки.
Здесь всегда — если не в каждой гонке, то в каждой второй точно — бывают аварии и завалы на старте, вылеты в «Красной воде», безумные обгоны на подъёме «Кеммель», непонимание и инциденты в «Автобусной остановке». Погода может преподнести любые сюрпризы — жаркое солнце внезапно может смениться дождём и наоборот.
Раз за разом в Бельгии происходят неожиданности как в квалификации, так и в гонке. Не стал исключением и Гран При Бельгии этого года — он вобрал в себя практически весь «джентльменский набор»!
Первый подарок преподнесла погода — ну кто мог ожидать, что в конце августа вместо прохлады и дождей в Бельгию придёт жара? В результате абсолютно все команды, сделавшие выбор резины задолго до начала Гран При, оказались совершенно не готовы к таким условиям. В тренировках им пришлось плотно поработать над тем, чтобы найти оптимальный вариант работы с выбранными составами шин.
Как ни странно, но едва ли ни худшая ситуация сложилась в могучей и непобедимой Mercedes — машина немецкой команды «съедала» самый жёсткий состав резины (Medium) всего за полтора десятка кругов тренировки. Само собой, что два других состава — Soft и SuperSoft — держались ещё меньше.
Итоги трёх тренировочных заездов оказались, по меньшей мере, обескураживающими — лучшее время в каждом из них показали разные гонщики, представляющие различные команды.
Первая тренировка осталась за пилотами Mercedes — Нико Росберг показал лучшее время, а Льюис Хэмилтон проиграл его результату семь десятых секунды. Во второй тренировочной сессии доминировали представители Red Bull — Макс Ферстаппен стал быстрейшим и на 256 тысячных опередил своего товарища по команде Даниэля Риккардо. В третьей же тренировке первенствовал Кими Райкконен из Ferrari, которому те же две десятых проиграл всё тот же Дэн Риккардо из Red Bull.
Ну и какие выводы можно было сделать из таких результатов? Вывод напрашивался только один — у Mercedes на этой трассе в таких погодных условиях и с таким выбором резины нет бывалого преимущество. Интрига? Да!
Квалификация в этот раз совершенно ничего не решала для двух многократных чемпионов мира — Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо по определению должны были стартовать в гонке с последнего ряда. А значит могли проехать по одному кругу в первом сегменте, показать хоть какое-то время и на этом успокоиться — поберечь резину и машину.
Как так получилось? Дело в том, что и британцу, и испанцу команды Mercedes и McLaren соответственно поменяли силовые установки. Хэмилтон получил сразу три новых мотора — набрав при этом 55 штрафных позиций на старте в Бельгии, но создав запас новеньких силовых установок до самого конца сезона.
У Алонсо же установленная перед гонкой новая силовая установка продержалась лишь три круга пятничной тренировки. В результате механикам пришлось ставить новый агрегат, он получил штраф в 35 позиций на старте, но во время квалификации не проехал и одного круга — новый двигатель тоже приказал долго жить. Таким образом, Фернандо автоматически «завоевал» право стартовать с последней позиции, отдав предпоследнюю Льюису Хэмилтону.
Итоги квалификации — как всегда в Бельгии — оказались весьма интересными. Помимо двух чемпионов в последнем ряду, что обещало интереснейший прорыв обоих по ходу гонки, хватало сюрпризов и в начале пелотона.
В отсутствие конкуренции со стороны своего товарища по команде поул завоевал Нико Росберг. 15 сотых секунды ему проиграл Макс Ферстаппен — голландский тинейджер, поболеть за которого в Бельгию приехала едва ли не вся его страна, показал лучший в своей карьере результат в квалификации.
Ферстаппен-младший оставил позади обе Ferrari — Кими Райкконен оказался быстрее Себастьяна Феттеля — а также своего товарища по Red Bull Racing Даниэля Риккардо.
Из любопытного отметим, что оба пилота Force India закончили квалификацию слетанной парой с 6 и 7 результатами — Серхио Перес обошёл Нико Хюлкенберга — но куда важнее, что они оставили позади своих принципиальных соперников из команды Williams в борьбе за четвёртое место в Кубке конструкторов.
Старт уже традиционно для бельгийской трассы был ознаменован массой малоприятных событий — столкновений, потерь позиций и сходов. И главным из них, пожалуй, стало групповое столкновение в группе лидеров.
Макс Ферстаппен «проспал» старт, в результате чего голландца опередили Себастьян Феттель и Кими Райкконен. В первом повороте немец ушёл на внешний радиус, финн стал обходить его правее — между Ferrari Себа и отбойником. Но ещё правее оставалось немного места, куда и попытался пролезть Ферстаппен!
В итоге Райкконену пришлось чуть распрямить траекторию, чтобы не столкнуться с Red Bull, но ехавший слева Феттель уже начал поворачивать в сторону своего товарища по команде. Две Ferrari столкнулись и зацепили Red Bull.
Последствия инцидента оказались плачевными для всех трёх гонщиков. Феттеля Развернуло и он был вынужден пропустить целую группу соперников. Ферстаппен и Райкконен лишились передних обтекателей и были вынуждены отправиться в боксы для их замены — где Ferrari умудрилась загореться и её пришлось тушить!
Но на этом неприятности не закончились. На втором круге Карлос Сайнс, наехавший на обломки, оставленные на трассе после аварии, пробил правое заднее колесо и оно тут же взорвалось, повредив заднее антикрыло. Испанец попытался добраться до боксов, но крыло окончательно отвалилось и ему пришлось признать поражение.
Уже на шестом круге в «Красной воде» на полной скорости не справился с управлением и вылетел с трассы в отбойник Кевин Магнуссен. Его Renault превратилась в груду обломков, но сам датчанин отделался порезом на ноге.
Судьи сперва выпустили на трассу автомобиль безопасности, а затем и вовсе остановили гонку красными флагами, чтобы воссоздать разрушенный из-за аварии защитный барьер.
Все гонщики заехали в боксы и выстроились на пит-лейне. Вот тут-то в спокойной обстановке все и увидели, что стартовавшие последними Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо не просто отыграли какие-то позиции — к десятому кругу они оказались в первой пятёрке!
Через 17 минут был объявлен рестарт и гонка вновь вошла в своё русло. Основные события развернулись в двух группах. Первая вела сражение за второе и третье место — борьбу вели Даниэль Риккардо, Нико Хюлкенберг, а также Льюис Хэмилтон, на рестарте опередивший Фернандо Алонсо. Вторая же боролась на подступах к десятке лучших — там схлестнулись Кими Райкконен и Макс Ферстаппен.
В результате Риккардо сохранил вторую позицию, а Хэмилтон в итоге финишировал третьим, пробившись на подиум — сенсационный прорыв с 21 места на третье! Кими же сумел опередить Макса, но они несколько раз чуть не столкнулись на огромной скорости. После гонки Ферстаппена не отругал только ленивый…
Нико Росберг спокойно довёл гонку до двадцатой победы в карьере. Однако уже на следующей гонке, которая пройдёт в ближайший уик-энд на автодроме Монца в Италии, немцу будет куда сложнее — Льюис Хэмилтон вряд ли будет стартовать предпоследним…
Фото: XPB Images