В этом году он замыкал летние европейские «гастроли» автогоночных серий в России, и замыкал красиво: с дождем, с солнцем, с борьбой на треке и с вполне ощутимым количеством зрителей на трибунах и в паддоке. По разным данным на Moscow Raceway в этом году пришло от 25 до 35 тысяч человек.
Три немецких производителя, которые уже давно поделили чемпионат между собой на три равные доли, приезжают в нашу страну с большим удовольствием. Понятно, что основная цель таких чемпионатов — не продать билеты на трибуны, а продать автомобили клиентам. И вряд ли где еще продукция большой немецкой тройки пользуется таким же успехом как в России.
А поэтому неудивительно, что и билеты продаются, и зрители с горящими глазами сидят на трибунах, ходят по паддоку, записываются на экскурсии в боксы, покупают сувениры. И все это размахивая флажками с символикой одного из трех брендов.
Для того, чтобы автогонку было интересно смотреть, необходимо хотя бы одно из трех составляющих: борьба на трассе, знакомый или национальный пилот за рулем и бренд, к которому ты неравнодушен. Самая сильная привязка, конечно, друзья или товарищи среди спортсменов или «своя» команда в гонке, как, например, в WTCC. За отечественную Lada Sport зрители пришли болеть даже на дождевую квалификацию, и я до сих пор вспоминаю крики радости с трибун, когда пилоты в желтых комбинезонах (хоть и не россияне) показали три лучших результата. Так что патриотизм вполне годная штука.
К наблюдению за борьбой на трассе ради самой борьбы российский зритель еще не слишком приучен, и тому подтверждением послужил прошлогодний российский этап Blancpain Sprint Series, одной из самых зрелищных серий в Европе: трибуны подмосковного автодрома в тот день были ужасающе пустыми.
Но есть гонки, в которых сами гонки не имеют важного значения. Гораздо интереснее все, что происходит вокруг них. Это касается прежде всего Формулы 1, но в той же степени для меня это касается и DTM.
Двухдневная программа была крайне насыщенной. Приглашения от Audi и от Shell (читай — BMW) сразу сформировали мое расписание.
Посещение боксов было, скорее, данью любопытству, так как я понимала, что это мероприятие больше рассчитано на обычных зрителей, чем на журналиста, который там бывает весьма часто. Примерно такую же смысловую нагрузку несла на себе прогулка по питлейну и гриду, но вот общение с пилотами как всегда оказалось не просто интересно, но и полезно, а рассказы специалистов в разных областях гоночного искусства и тому подавно.
Так что я передам вам несколько интересных фактов, которые могут оказаться любопытны/ полезны человеку, как не следящему пристально за каждым этапом DTM, так и ревностно отсматривающему каждую гонку.
Факт 1.
В регламенте этого сезона два основных изменения. Первое касается активации системы DRS. Если раньше количество активаций за гонку было не ограничено, то теперь составляет 3/2 от количества кругов. Активировать крыло можно только находясь не более чем в секунде от соперника.
Второе изменение касается довешивания автомобилей, которое с 2016 года рассчитывается по результатам квалификации, а не гонки, и может составлять в плюс — 25 кг, а в минус — 15 кг.
Кстати,
Факт 2.
Минимальный вес пилота должен составлять не менее 85 кг. Мигель Молина, пилот команды Audi Sport Team Abt Sportsline, в разговоре на официальном ужине, навернув хороший кусок бифштекса, пожаловался, что весит всего 67 кг, поэтому еще 18 кг ему довешивают. Кстати, к мнению Мигеля Молины я еще обращусь в тест-драйве Audi R8, про которую он рассказал кое-что интересное. Молина явно смыслит в гонках, ибо его рекорд круга на автодроме Moscow Raceway, который он установил в 2014 году (1.28,305), до сих пор не побит.
Факт 3.
С этого года в DTM отменена шинная стратегия. Теперь все шины, поступающие в распоряжение команд (6 комплектов на уикэнд), стандартные (для сухой гонки или дождевые). Мягкие комплекты отменены. Как эти шесть комплектов использует команда — ее личное дело. Да, требование регламента к моношине осталось. Официальный поставщик — Hankook.
Факт 4.
Также в DTM используется монотопливо. Здесь это бензин 102 ultimate марки Aral. На каждую гонку организаторы привозят цистерну, которую распродают командам прямо в паддоке.
А вот марка моторного масла здесь не регламентирована. В связи с этим Shell заключили контракт с BMW и даже поддерживают одного из пилотов, а именно — Аугусто Фарфуса. Кстати, по окончанию уикэнда Shell очень гордились тем, что:
Факт 5.
Именно на автомобиле BMW с ракушкой на капоте Фарфус установил рекорд этапа, разогнавшись до 100 км/ч всего за 2,7 секунды.
С помощью тепловизора Shell сделали очень красивые фотографии подкапотного пространства:
Фарфус — один из самых опытных и именитых пилотов в сезоне DTM 2016 года. У него огромная история участия в различных гонках, включая такие марафоны как 24 часа Лемана, 24 часа Нюрбургринга, 24 часа Дубаи и пр — и всюду его имя связано только с одним брендом: BMW.
Во время интервью я даже поинтересовалась, чем обусловлена такая привязанность — возможно, личным пристрастием к бренду или исключительно выгодными условиями контракта, но Фарфус дал третий вариант ответа. BMW для него уже давно стали семьей и друзьями одновременно, он себя чувствует здесь максимально комфортно и ни в коем случае не стремится ни к каким переменам.
Факт 6.
Несмотря на то, что лучшую динамику продемонстрировала BMW на Shell, самый высокие скорости (средние) в течение обоих дней демонстрировали пилоты Audi. В субботу по дождю это был Нико Мюллер (242 км/ч), а в воскресенье по суху — Мигель Молина (266 км/ч). Вторые результаты в эти дни также принадлежать Audi.
Факт 7.
Героем этапа можно назвать также пилота Audi Эдоардо Мортару. В воскресенье он совершил беспрецедентный прорыв с 17-го места на стартовой решетке на 6-е место на финише. Причем от 5-го результата его отделяли сотые доли секунды
Но вот незадача. Хоть Audi и демонстрировали невероятные скорости, подиумы им в этот раз не улыбнулись. Во время дождевой гонки тройной подиум достался Mercedes, а в воскресенье все места были заняты пилотами BMW.
Факт 8.
Субботняя дождевая гонка (не самая дождевая из всех, которые бывали у DTM) началась под автомобилем безопасности, который три круга спустя вернулся на питлейн. И вроде дождь был не сильный, и зрители, надеявшиеся на «зрелище», разочарованы. Я поинтересовалась ненароком у Аугусто Фарфуса, почему так случилось. Ларчик открывался просто.
Дело в том, что перед стартом гонки не было никаких заездов (обычно гонки поддержки стартуют ДО основного события, но в этот раз расписание было составлено наоборот из-за возможностей телетрансляций. Утреннее время было занято Олимпиадой). Участники предшествующих соревнований разгоняют воду с покрытия трека, и тогда гонка может стартовать в обычном режиме. Здесь же воду пришлось разгонять самим пилотам DTM.
Картинки с дождевой гонки были просто волшебными: внушительный пелотон красивых автомобилей, мчащихся вперед тяжелой группой. DTM, кстати, одна из немногих оставшихся серий, которые можно не только смотреть, но и слушать. Пожалуй даже, слушать лучше. Рев моторов бесподобен.
Так вот, если вы не знали, то
Факт 9.
Фары автомобилей DTM не имеют ничего общего с обычными фарами. Это карбон с диодными лентами. Но, да, они светятся.
Ну и последний
Факт 10.
Касается итогов подмосковного этапа и итоговой расстановки сил. Собственно, как ситуация была непонятной ДО России, так осталась и после. Сейчас лидирует три пилота трех разных марок. Первым идет победитель второй гонки Марко Виттман (BMW), у которого 130 очков. Второе место занимает победитель первой гонки — Робер Уикенс (Mercedes, 118 очков), и третий — Джейми Грин (Audi) — у него 104 очка. С учетом того, что впереди еще три этапа по две гонки в каждом, а победитель гонки получает 25 очков, ситуация может поменяться еще несколько раз. В принципе, это интересно для просмотра, если бы в DTM победитель не определялся обычно по результатам квалификации.