Шесть с половиной десятков самых красивых автомобилей заняли в этом году стартовую решетку знаменитой трассы в Арденнах.
Инфраструктура трассы создана таким образом, что здесь имеется целых два питбилдинга с боксами, расположенных на лучах самого острого поворота — петли Ла Сурс, а соответственно есть и две стартовых решетки, причем верхние боксы и верхний грид традиционно использовались под Формулу 1, а вот нижние — для серий поддержки. Но количество автомобилей в соревновании 24 часа Спа делает крайне нежелательным старт с Формульной секции, иначе всем этим десяткам автомобилей будет фактически некуда деваться в первом же повороте, а стартуя с нижнего грида они успевают хотя бы немного распределиться до входа в О-Руж и затем в Радилльон.
В гонке в Арденнах, которую вот уже несколько лет как включил в свой календарь чемпионат Стефана Раттеля Blancpain GT Series, принимают участие не только пилоты, которые едут в двух первенствах под одной крышей — Sprint Series и Endurance Series, но сюда допускаются и гонщики из национальной GT3 серии и Intercontinental GT Challenge. Таким образом и формируется решетка из максимально 65 экипажей (больше не может вместить сама трасса), которая уже сама по себе является восхитительным зрелищем.
Гонка в Спа — одно из самых непредсказуемых событий в автоспорте, и причин тому несколько. Первая это, конечно, количество участников, уровень которых, безусловно различается. Вторая — это высокая сложность самой трассы, состоящей из отрезков с огромными перепадами высот, слепыми поворотами и ложными апексами. Третья — причуды погоды, т.к. трасса располагается в горах, где смена дождя и солнца может происходить буквально за считанные минуты. Ну и последняя — общая для всех суточных марафонов: усталость людей и техники, падение концентрации внимания и глупые ошибки.
В этом году всего было в изобилии, однако сюрпризы и скандалы начались еще до старта.
Нужно сказать, что в этом году наиболее удачливыми в большинстве гонок были команды на Mercedes. Даже если они и не побеждали, то все равно финишировали в самом топе. Болельщики явно не забыли несколько совершенно сумасшедших прорывов и побед, которые одержал экипаж Бернда Шнайдера и Жюля Жимковяка команды Black Falcon. Красивыми были и выступления экипажей команды HTP Motorsport.
Так получилось и в Спа. В последнем сегменте квалификации, которое носит название «Суперпоул», распределяются первые 20 мест на стартовой решетке, и тот факт, что все шесть мерседесов команд с заводской поддержкой Black Falcon, HTP Motorsport и AKKA ASP оказались вверху пелотона, видимо, кого-то навело на определенные мысли.
В результате технической инспекции было выяснено, что зажигание на этих автомобилях выставлено в разрез с требованиями регламента. Результаты суперпоула для них были аннулированы, а затем еще и добавлены 5 минутные штрафы Stop&Go — с формулировкой за неспортивное поведение. Имелось ввиду, что все «махинации» проводились при полном ведоме пилотов.
Наказаны были экипажи №00 и №56 команды Black Falcon, #84, #85 и №86 команды РЕЗ Motorsport и №88 команды AKKA ASP.
Таким образом, право стартовать с поула досталось Рене Расту #28 Audi Sport Team WRT R8, но у него возникли некоторые трудности со стартом, и, хотя он все же сумел сохранить лидерство, ему пришлось довольно непросто под атаками наседающих соперников. Кстати, Рене Раста поклонники автоспорта могут знать по команде G-Drive, где немец выступает в одном экипаже с Романом Русиновым в Чемпионате мира по Эндурансу (WEC).
Накал борьбы на первых минутах гонки сумел снизить никто иной как Марко Зифрид, который в этот раз был стартующим пилотом экипажа №333 на ярко-зеленой Ferrari команды Rinaldi Racing. В Rinaldi Racing, которая по сути является российской командой, едет также и наш пилот Ринат Салихов, один из трех россиян, которые в 2016 вышли на старт 24-х часов Спа.
Уже через три минуты после старта Зифрид стал причиной появления желтых флагов. Допустив ошибку в запале борьбы за позицию, он вылетел в гравий и глубоко там застрял, так что ему пришлось ждать помощи, чтобы вновь вернуться на трассу. К сожалению, в результате этого инцидента Ferrari сумела вернуться на трассу только потеряв три круга, в самом конце пелотона.
По большому счету Зифрид сыграл на руку «проштрафившимся» Мерседесам, четверо из которых тут же заехали на питлейн, чтобы отбыть свой пятиминутный stop-and-go.
Рестарт гонки оказался неудачным для Audi #28. Раст никак не мог набрать нужную скорость и был вынужден пропустить вперед сразу двух соперников: Lamborghini #63 Grasser Racing Team и Ferrari #50 команды AF Corse. Зато дальше подобный порядок оказался нерушимым, и более часа верхушка пелотона пребывала в относительном спокойствии.
Зато в глубине происходило много событий, в том числе и приятных для нас: Ferrari #49 команды Kaspersky Motorsport, в экипаже которой едет российский пилот Александр Моисеев, совершила головокружительный прорыв с 55 стартового места на 31-е и заняла первую позицию в классе Am.
Первые полтора часа гонки прошли относительно спокойно. Но вот на 90-й минуте происходит авария, причину которой можно охарактеризовать только одним словом: глупость. При выезде из питлейна Porsche # 77 на высокой скорости и не глядя по сторонам в буквальном смысле слова вылетает в бок идущей по своей траектории Ferrari #53. Оба автомобиля с силой разлетаются по гардрейлам Красной воды, от них в разные стороны летят щепки, но оба пилота, к счастью, оказываются целы и сами могут выйти из автомобилей.
Страдают не только машины, но и барьеры безопасности, поэтому второй режим FCY быстро сменяется вполне реальным автомобилем безопасности, который вынужден проводить всю вереницу гоночных машин через узкое горлышко, которое осталось после перекрытия трассы для ремонта и эвакуации. Джанкарло Физикелла, в боксах ожидавший своей смены в Ferrari #53 от удивления сумел лишь развести руками: было понятно, что в гонку автомобиль больше не вернется.
70 минут происходил ремонт гардрейлов по обеим сторонам трассы. 70 долгих минут пилоты были вынуждены двигаться за автомобилем безопасности. Этого времени бы с лихвой хватило на проведение полноценного спринт-заезда и еще осталось бы, но тут было ничего не поделать.
Первый значимый рубеж в гонке — 6-часовая отметка, первый виртуальный подиум для трех лидеров гонки, на которой распределяются первые очки. В Спа эта отметка наступила в 10.30 вечера, и уже в этот момент в лидеры пробился экипаж BMW #99 ROWE Motorsport, которые заработали свои первые 12 очков, а ведь на старте не входили даже в десятку лучших!
Короткий дождь, который пролился над Арденнами, практически не повлиял на расстановку сил в гонке, однако, последовавшая следом авария #15 BMW Team Italia в Радилльоне, вновь привела к выходу на трассу автомобиля безопасности, сократив тем самым разрывы в пелотоне. Однако, при рестарте произошло событие, которое повлияло на всю дальнейшую расстановку сил: #28 Audi Sport Team WRT R8 совершила контакт с Jaguar №114 Emil Frey Racing, в результате обе машины вернулись на питлейн на вынужденный ремонт. Так что экипаж Рене Раст, Нико Мюллер и Вантхоор потеряли три круга и вернулись на трассу с большим отставанием.
В категории Am после того, как Bentley #30 команды Parker Racing потерял управление и вылетел в гардрейлы в Ле Комб, лидерство вновь вернулось к Ferrari #49 Kaspersky Motorsport. Что же касается зеленой Ferrari #333, то им не оставалось ничего поделать, как старательно прокладывать себе путь наверх.
Сразу после полуночи произошла еще одна авария. И снова с Бентли. Автомобиль под номером 24 в результате собственной ошибки в пилотировании вылетел в ограждения из покрышек и был вынужден в итоге сойти. Хотя повреждения на первый взгляд и были не слишком значительными, тем не менее, ремонт автомобиля оказался невозможным, в итоге серьезно пострадала подвеска. Кроме того, вновь были повреждены барьеры безопасности, в результате чего их требовалось отремонтировать, а это привело к очередному выходу на трассу машины безопасности. Кстати сказать, это был всего лишь четвертый сход с начала гонки.
К 12-часовой отметке, которая также подразумевает виртуальный подиум для пилотов этапа Endurance series, пелотон возглавлял автомобиль Bentley #8 Суле, Сучека и Вольфганга Рипа. Это принесло им 12 очков, а следом за этим, когда одна из Ferrari №41 разлила масло в «автобусной остановке» и вновь на трассу вышел автомобиль безопасности, Рип отправился на питлейн отбывать 5-минутный штраф. Пелотон возглавила BMW #99 ROWE Racing. К этому же времени наконец реабилитировалась Ferrari #333 Rinaldi Racing, которая сумела подняться в классе Ам до 3-ей позиции и даже набрать первые очки.
Однако, произошло это не просто так. В районе 5 утра произошел технический сход из-за проблем с двигателем у экипажа Kaspersky Motorsport, которые до этого возглавляли свою категорию.
«Я ужасно расстроен, — сказал Александр Моисеев. — Мы реально были очень быстрыми, и я ожидал, что мы будем бороться за подиум. И мы ведь боролись: первые шесть часов мы практически непрерывно лидировали, и даже выиграли виртуальный подиум! И теперь мы все потеряли из-за обычной технической проблемы! Но подобные трудности у нас как у гоночной команды только повышают мотивацию и поднимают командный дух. Я хочу как можно скорее вернуться на трек, и уже очень скоро у нас будет такая возможность — во время гонки на Нюрбургринге, трассе, которую я очень люблю».
…Вернувшись после Stop-and-go Bentley #8 вновь возвращает себе первую позицию, удерживает ее достаточно долго, а затем вновь получает штраф в виде проезда по питлейну — на этот раз за превышение лимита времени нахождения на трассе (промежуток между питстопами не должен превышать 65 минут). И вновь лидерство перехватывает BMW#99.
Тем временем Audi #28, которая откатилась назад после контакта с Ягуаром №114, потихоньку отыгрывает позицию за позицией. Лоренс Вантхор, который «поднял» свой экипаж до 4 места в абсолютном зачете, даже сумел показать лучшее время круга в гонке: 2'18.793.
За четыре часа до финиша во главе пелотона все еще находился №99, а на пятки ему наступал Bentley №8. Интересно, какой бы отрыв был у экипажа Bentley от всего остального пелотона, если бы им не приходилось постоянно терять время на отбывание различных наказаний! Ведь помимо 5-минутного штрафа им еще четырежды приходилось заезжать на drive through!
Примерно в это же время происходит еще одно драматичное событие. Audi #6 Кристофера Миза, которая вполне претендовала на место на подиуме, внезапно полыхнула огнем в одном из поворотов. Когда стали разбираться в причине возгорания, обнаружили, что перебит один из топливных шлангов — а случилось это сразу после того, как Миз пробил колесо. Вероятно, кусок резины или, может быть, диска повредил шланг, а это в свою очереди и привело к возгоранию.
Но зато в результате этого инцидента Audi №6 освободили место в топ-3 другой Audi — под номером #28, чему Рене Раст был невероятно рад.
Пожар привел к очередному появлению сейфити-кара, чему искренне обрадовались многие экипажи: к концу гонки, как и обещал прогноз погоды, над Арденнами собирались грозовые тучи, и начал капать дождик. Так что это была хорошая возможность заехать на питстоп для смены резины.
Дождь принимался еще не однажды. Менее чем за час до финиша дождь пошел вновь, а на этот раз стихия сыграла со злосчастным Bentley #8 злую шутку. Буквально за несколько минут до этого они отправились на свой последний в гонке пит-стоп, и это привело к драматичному результату. Те автомобили из лидирующей пятерки, что «пересидели» их на трассе, отправились на питстопы под очередными желтыми флагами, и им удалось вернуться на трассу перед экипажем №8.
Вся гонка у Бентли №8 строилась по принципу «вопреки». Пятиминутный штраф за превышение лимита времени нахождения на трассе и четыре штрафа проездом по питлейну экипаж сумел отыграть, но роковая ошибка с последним питстопом (ну как тут предугадать!) лишила их не просто победы, а места на подуиме. После возвращение лидеров на трассу Bentley #8 оказался на пятой позиции. Правда, фортуна улыбнулась им напоследок, но это было больше похоже на ироничный оскал: за несколько минут до финиша экипаж Mercedes #86 был наказан проездом по питлейну за небезопасное вождение при выезде из боксов и откатился назад на пятое место, позволив Bentley #8 отыграть одну позицию. Четвертые в итоге. Как обидно!
1. BMW #99
2. Mercedes #88
3. Audi #28.
Фото: Blancpain