20 мая 1961 года из ворот американского кузовного ателье Hess&Eisenhardt выехал очень необычный автомобиль. Эффектный темно-синий красавец. Огромный шестиметровый кабрио-лимузин, которому судьба уготовила трагическую славу. На заглавной фотографии оригинальная версия того самого Lincoln Continental SS-100-Х. Обратите внимание — без бронезащиты. Через два с половиной года после первого выезда из мастерской, именно на нем Джон Фитцджеральд Кеннеди отправится в ту самую поездку по Далласу...
Но этому предшествовала целая эпоха…
В начале XX века лишь богатеи и редкие счастливчики хвастались на улицах каретами на колесах. В течение первых лет становления автомобильной отрасли, президенты США довольствовались стандартными комплектациями. Маршрут по делам мирового масштаба совершался на автомобилях, где разве что граммофон был компактнее.
Новый вид транспорта по достоинству оценил Уильям МакКинли еще в XIX веке. В качестве пассажира 25-й президент США прокатился на паровом автомобиле Locomobile. А за рулем сидел главный конструктор машины — Фрилан Стенли.
Эра. Настоящая автомобильная. Для американских президентов она началась в 1909 году. Тогда вновь избранный Уильям Тафт, как истинный новатор, поочередно эксплуатировал то паровой 40-сильный White M, то электрический двухместный Baker, то пару бензиновых моделей забытого ныне бренда Pierce Arrow.
На фото модели из гаража особого назначения президентской администрации США.
В годы политической молодости 28-й президент США Вудроу Уилсон публично признавал: «Самобеглые экипажи — главные виновники роста социалистических настроений в обществе». Но как только он стал президентом, его собственное заявление не помешало ему приобрести лимузин Pierce Arrow 1919 года с высочайшей ценой на рынке. Позже он пополнил коллекцию гаража феноменально дорогим Rolls-Royce 40/50 h. p. И с удовольствием любил вспоминать про свой Buick 24, нашпигованный радиоаппаратурой, дабы всегда оставаться на связи с кабинетом.
Президент Кулидж рядом с Buick 24, оснащенным радиоаппаратурой. Хорошо видны антенны и громкоговоритель на подножке.
Политики считали машины главнейшим символом классового расслоения. Ярчайшим примером «VIP» мнения стал 31-й президент США Герберт Гувер. Несмотря на страшное обнищание народа, вызванное Великой депрессией, он без стеснения раскатывал на 16-цилиндровом Cadillac с кузовом от фирмы Fleetwood. В те годы разве, что Cadillac и мог претендовать на победу в тендере на поставку автомобиля первого лица государства.
Но был ему и достойный конкурент в Соединенных Штатах.
Lincoln Motor Company суждено было стать главной среди всех производителей машин VIP класса. Компанию основал Генри Лиланд в 1917 году. Тогда он проголосовал на первых для себя выборах за шестнадцатого президента США. Сообразно он и назвал свое детище. В честь Авраама Линкольна.
Lincoln Motor Company полностью оправдала президентское имя и превзошла конкурентов.
Первой моделью стал Lincoln L-Series, выпускавшийся с 1920 года. Он имел V-образный 8-цилиндровый двигатель, был похож на автомобили Cadillac и стоил 5000 $.
Но среди всех автомобилей, что любили политики, 1-е место заслуженно получил Lincoln «Sunshine Special» в «Рейтинге лучших лимузинов президентов США на Popular Mechanic». Он положил начало целой серии президентских Линкольнов. Которая продержалась вплоть до Рональда Рейгана.
Первый созданный по заказу президента автомобиль — Lincoln Sunshine Special. По сути, это заказной кузов от фирмы Brunn & Company на шасси стандартного Lincoln серии K.
Основываясь на Линкольне K-серии с V-12 двигателем, компания выпустила автомобиль с упором на безопасность и нестандартный салон. Автомобиль создавался и дорабатывался по заказу правительственного гаража с учетом пожеланий Секретной Службы. Безопасность имела первостепенное значение, ведь президент Рузвельт уже пережил покушение в 1933 году. Так элегантный темно-синий лимузин, чей салон был приспособлен для инвалидной коляски, появился в гараже Франклина Делано Рузвельта в 1939 году.
Отметим, что в 1942 году автомобиль успешно обновили. Добавили новые пуленепробиваемые стекла и броню. После того как Рузвельт умер в 1945 году, «Sunshine Special» оставался в строю до 1950 года.
Интересно, что «8 декабря 1941 года, на следующий день после нападения Японской авиации на Перл-Харбор, спецслужбы привезли Рузвельта в Капитолий, где он зачитал „Военное послание к нации“ на бронированном автомобиле 1928 Cadillac 341A Town Sedan». (Из «Истории бронированных Cadillac»).
Неудивительно. Ведь сразу после нападения японцев на Перл-Харбор и вступления США во Вторую мировую Секретная Служба, всерьез озаботившаяся безопасностью президента, настояла на том, чтобы Рузвельт сменил автомобиль. Из элегантного кабриолета Sunshine Special Франклин пересел в Сadillac 341A, который славился пуленепробиваемыми стеклами толщиной в три с половиной сантиметра и бронированными плитами в дверях. Поговаривают, в нем даже находили специально оборудованный тайник с автоматическим оружием. А некогда он принадлежал известному гангстеру Аль Капоне. Конфисковали этот автомобиль во время ареста гангстера.
Lincoln Motor Company ожила и вернулась в президентский гараж к 1961 году. Тогда лично для Кеннеди был построен Lincoln Continental convertible, и именно в этом автомобиле он был смертельно ранен в Далласе 22 ноября 1963.
Линкольны нравились президентам. Ричард Никсон боготворил свою модель 1969 года, а версию 1972 года обожали Форд, Картер, Рейган и Буш-старший. Lincoln 1989 остается последним президентским автомобилем марки. Все последующее время лимузины Белому дому поставлял Cadillac.
А первый Sunshine Special теперь находится в коллекции автомобильного музея Генри Форда в штате Мичиган. И при большом желании на него всегда можно взглянуть и хоть на секунду представить себя первым лицом государства.