Можно сколь угодно долго рассказывать, как зрители приходят на автодромы, чтобы посмотреть на упорную борьбу пилотов и на красивые обгоны. Это истории для профессионалов или для тех, кто внимательно следит за каждым сезоном. Что же касается простого зрителя, то он приходит на гонки ради аварий, а также всего того, что в народе зовется «мясом». Ну а увидеть полыхающий автомобиль стоимостью около полумиллиона евро — вообще редкая удача! И надо сказать, что в этот раз на трассе Paul Ricard этого всего было в изобилии!
Третий этап Blancpain Endurance Series 1000 km Paul Ricard традиционно проходит на трассе в Ле Кастелье и считается генеральной репетицией главной гонки сезона — 24-часового эндуранса на бельгийском кольце Спа-Франкоршамп, который состоится в конце июля.
В связи с этим выбран и соответствующий формат этапа: он продолжается 6 часов и «уходит» в ночь, чтобы команды могли отточить свои навыки в разное время суток.
В этот раз всем, безусловно, очень повезло, что гонка начиналась в 6 вечера: удушливая жара, которая стояла в эти дни на юге Франции, кого угодно могла свести с ума. Днем в тени температура поднималась намного выше 30-градусной отметки, так что можно представить, как себя чувствовали пилоты в раскаленных машинах, «дубасящих» по максимуму, в специальном белье, шлеме и комбинезонах. И даже с учетом того, что современные GT-кары оборудованы кондиционером, термометр все равно зашкаливал за отметку в 50 градусов.
Параллельно с Blancpain Endurance Series на трассе проходило еще два соревнования: Formula V8 3.5, в которой принимал участие Егор Оруджев, выступающий при поддержке SMP Racing — и выиграл вторую гонку этапа! — и Blancpain Club GT (это, скажем так, младший брат GT Series, для начинающих пилотов и джентльмен-драйверов с небольшим накатом).
Параллельно с этим происходит и еще одно событие. Оно, быть может, не существенно по своему содержанию, но исключительно прекрасно по своей форме. Это Ultracar Sports Club, та удивительная возможность, когда на гоночном треке во всей своей красе можно увидеть Porsche 911 GT1, Pagani Huayra или Gumpert Apollo.
На старт основной гонки на Paul Ricard вышло 58 автомобилей в трех категориях — Pro, Pro-Am и Am. Среди них было и два экипажа с российскими пилотами: за команду Kaspersky Motorsport выступал постояннодействующий пилот Александр Моисеев (он же исполнительный директор Касперский Лаб Европа), а его напарником стал бельгийский гонщик Стефан Лемерет. Команду Rinaldi Racing в этот раз представлял Ринат Салихов совместно с Пьером Эре. Оба экипажа соревновались в этот раз в классе Am, но при этом оба претендовали на топ-места на финише, и в принципе, у них были все шансы.
Рельеф французской трассы таков, что после стартово-финишной прямой начинается череда поворотов и шикан, причем с перепадами высот. Но за счет ширины трассы и огромных зон вылета, раскрашенных голубыми и красными полосами, пространства для маневра у пилотов всегда остается довольно много. Ну а скорости уже после первой шиканы совершенно бешеные: мощные GT автомобили моментально разгоняются под 300 км/ч. Поэтому, конечно, первые вылеты и аварии происходят именно здесь, на спуске к Chicane И именно здесь на первом же кругу не повезло Ринату Салихову, который стартовал в гонке на ярко-зеленой Ferrari 488. После контакта с №4 Belgian Audi Club Team WRT, автомобиль Rinaldi Racing вылетел по прямой в дальние отбойники, и там и остался стоять. Причем, Audi #4, сопроводив автомобиль Рината к отбойникам, через некоторое время сделала попытку вернуться обратно на трассу, но затем также окончательно сошла.
Гораздо удачнее сложилось начало гонки у команды Kaspersky Motorsport. Гонку начинал Александр Моисеев на Ferrari 458, причем с одной из самых последних позиций на гриде и с шестой позиции в классе AM со временем квалификации 1.59.053 (для сравнения лучшее время квалификации в категории Pro — 1.56 343). В принципе, для пелотона в шесть десятков автомобилей разница в 2,5 секунды — это невероятно короткий промежуток времени, который свидетельствует об очень высоком уровне подготовки всех пилотов, и совсем незначительной разнице между профессионалами и джентльмен-драйверами.
Александр в самом начале очень быстро сумел прорваться на лидирующую позицию в своем классе, и сделал это изящно, обыграв своих соперников как на старте, так и обойдя их во время первых кругов.
Параллельно в абсолюте два Bentley №7 и №8 команды Bentley M Sport также легко и непринужденно прорвались на первые места уже на первом круге на выходе после прямой Мистраль, обогнав квалифицировавшихся выше две Ferrari команды AF Corse № 50 и №53, и очень быстро создали весьма комфортный задел в десяток секунд.
Так бы все и продолжалось, но проблемы с ABS в начале заезда «загнали» №7 в боксы на ремонт, и после своего возвращения на дистанцию ни о каком хорошем результате для экипажа говорить было уже нельзя. Зато Bentley #8 лидировала практически все оставшееся время. Тем не менее, несмотря на отрыв, преследователи фактически не отпускали его, периодически то сокращая, то слегка увеличивая дистанцию.
В принципе, гонка происходила, что называется, «по расписанию», пока в дальнем повороте почти на горизонте вдруг не повалили клубы дыма. На одном из дальних виражей вспыхнул двигатель на Porsche #77 команды Attempto Racing и машина моментально загорелась. Пожарные среагировали на происшествие с фантастической скоростью и очень быстро затушили полыхавший автомобиль. К счастью, пилот сумел вовремя оценить происходившее в кормовой части Porsche, остановиться в безопасном месте и покинуть машину.
Однако происшествие надолго спровоцировало на трассе очередной режим FCY на время окончательного тушения и эвакуации автомобиля, позволивший многим экипажам заехать на питстоп и отыграть часть времени.
Любопытно, что на этом этапе именно питстопы и определили в результате лидера. Уже в первой части гонки McLaren #58 команды Garage 59 (Shane Van Gisbergen, Côme Ledogar и Rob Bell ) сумел прорваться с пятой позиции вперед и начать соперничество за 2-е место с Ferrari #50 команды AF Corse (Alessandro Pier Guidi, Michele Rugolo и Pasin Lathouras), которая стартовала с первого ряда грида.
Тем не менее, разница с Bentley #8 Максима Суле, Энди Сучека и Вольфганга Рипа была довольно серьезной — почти 50 секунд, что в принципе при ровном темпе гонки вряд ли могло сулить Макларену победу.
Говорят, именно в команде “Garage 59” заметили, что во время очередных желтых флагов Максим Суле не сбросил вовремя скорость, и подали протест. В итоге судьи наказали экипаж Бентли проездом по питлейну, но и это не сменило лидера. №8 после наказания вернулся на трассу все равно впереди всего пелотона.
В это же время после очередной смены пилотов у экипажа команды Kaspersky Motorsport, лидировавшего все последние часы соревнования, произошел технический сход. Проблемы с двигателем на Ferrari 488 не позволили команде продолжать гонку. Это было вдвойне обидно, так как с точки зрения пилотажа для команды это был один из самых удачных этапов.
«После гонки я испытываю весьма смешанные чувства, — сказал Александр Моисеев. — С одной стороны мы, как команда, не смогли добиться того, к чему стремились. С другой стороны за те 120 кругов, которые мы прошли, стало понятно, что нам удалось подняться на новый уровень — как по поиску настроек автомобиля, так и по собственным навыкам пилотирования. И, конечно, 24-часовая гонка в Спа-Франкоршам покажет, на что мы способны на самом деле».
Хочется отметить, что на трассе в Ле Кастелье было просто приятно наблюдать за безошибочным пилотированием российского пилота, а в сочетании с профессиональным мастерством его ко-драйвера Стефана Лемерета это привело к тому, что до технического схода равных им в категории Am на Поль Рикаре и не было. К сожалению, автоспорт это череда случайностей, в том числе связанных и с техническими оставляющими, в чем можно было убедиться еще раз и буквально через некоторое время.
Во время очередной аварии под желтыми флагами лидер гонки Bentley #8 заезжает на очередной плановый и последний питстоп с дозаправкой и сменой резины. И в этот момент происходит непредвиденное: топливо из шланга попадает на раскаленные тормозные диски и вспыхивает огромными языками пламени. Машину тушат очень быстро, но драгоценные секунды уходят, и с учетом недавнего штрафа проездом по питлейну №8 откатывается на 4-ю позицию с разницей почти в круг к лидеру, и поделать с этим уже ничего не может.
Тем временем и Maclaren #58 заезжает на питстоп, и именно тот факт, что они, в отличие от Ferrari №50, сумели провести его под желтыми флагами, и сказался в итоге на результате: первое место в абсолюте занимает экипаж Шейна Ван Гисбергена, Кома Ледогара и Роба Белла.
«Мы не обладали скоростью Ferrari или Bentley, — сказал Ван Гисберген после финиша, — но именно очень грамотная стратегия по питстопам и немного везения дали нам возможность выиграть!»
Третье место на подиуме в абсолюте досталось экипажу #3 Belgian Audi Club Team WRT R8. В категории ProAm победителями стала #11 Kessel Racing Ferrari. Первое место на подиуме в категории Am заняла еще одна Ferrari — #888 этой же команды.