24 Hours of Le Mans Вся галерея мероприятия
Иногда его благосклонности можно добиваться десятилетиями — и все равно он тебя отвергнет, а иногда возникает любовь с первого взгляда, и тогда успех будет тебе сопутствовать неоднократно. В прошлом году на 24-х часовом марафоне на кольце Сарте экипаж команды SMP Racing на Ferrari 458 GT3 в составе Алексея Басова, Виктора Шайтара и Андреа Бертолини поднялся на высшую ступень пьедестала, а в этом году команда уже выставила на знаменитый марафон два прототипа российского производства BR01.
Сложными были и квалификация, и гонка. Непростые погодные условия, поиск подходящих настроек, штраф, наложенный на экипаж №27, отбросивший его на старте на 55-ю позицию вместо 14-й и много других моментов, которые могли лишить команду боевого духа, сложились в этом году в единую мозаику. Но нет, русские не сдаются!
Виталий Петров, Кирилл Ладыгин и Виктор Шайтар на прототипе с бортовым номером 37 с помощью грамотной тактики и стратегии и слаженной работы всей команды сумели проложить себе путь на подиум и финишировали с бронзовым результатом в категории LMP2! А «27»-е в ходе гонки отыграли несколько десятков позиций и поднялись до 11-го результата в абсолюте и до 7-го в своей категории! На самом деле это неслыханный результат для команды и автомобиля, который год назад лишь дебютировал в чемпионате на выносливость, особенно если учесть, что бюджеты и технические возможности SMP Racing никогда не смогут сравниться с аналогичными у любой заводской команды.
Борис Ротенберг — человек, искренне переживающий за своих спортсменов, и именно поэтому он всегда приезжает лично поболеть за команду. В этом году на Ле-Мане он провел в боксах команды все самые сложные часы и сумел оценить тот результат, который был достигнут за прошедший период.
— Программа SMP Racing развивается, живёт. И это очередная победа в нашу копилку, — сказал Борис Романович. — Этот подиум достался нелегко, но он является логичным продолжением нашей победы в прошлом году и работы в течение всего этого времени. Особенно приятно, что этот подиум завоеван на нашем, российском автомобиле — прототипе BR01. Машина показала себя с лучших сторон, она очень надежная. Впереди у нас еще много работы, чтобы улучшить сегодняшний результат и занять верхнюю строчку в этой гонке и в этом чемпионате. Это одно из важнейших достижений не только для команды SMP Racing, не только для нашей программы, но и для всего российского автоспорта.
В такие моменты прежде всего испытываешь гордость, и вид российских флагов над главным подиумом мира только подтверждает тот факт, что наши спортсмены способны на самом деле показать достойный результат.
Еще одну ступеньку на пьедестале категории LMP2 завоевал экипаж №26 российской команды G-Drive Racing с интернациональным экипажем в составе Романа Русинова, немецкого пилота Рене Раста и англичанина Уилла Стивенса. Всего несколько минут, а точнее — 2.40 — отделили его от столь желанного первого места в Ле-Мане.
Удивительно, как последние годы сокращается временной промежуток между лидерами гонки. Еще в 2011 году команда Audi на автомобиле R18 TDI привезла Peugeot 908 на финише 13,854 секунды, а в этом году на 24-часовом марафоне на Нюрбургринге разрыв между первым и вторым местом составил 5,7 секунд!
Но то, что происходило в абсолютном зачете на финише Ле-Мана, не сравнится ни с какой самой изощренной драмой.
Toyota участвует в Ле-Мане на протяжении 18 лет. В 1999 году они временно покинули гонку, так и не сумев добиться победы, но затем в 2012-м вернулись с обновленной машиной и со свежей мотивацией. Прошедшие четыре года были не слишком удачны для японцев, хотя 2013-й и принес им третье место в абсолюте, но в 2015 команда с треском провалилась, в качестве лучшего результата показав лишь 6-е время.
Однако в прошедшие выходные возникло ощущение, что Ле-Ман сменил гнев на милость и наконец благосклонно встретил упорных японцев. На протяжении почти всей гонки экипаж №5 команды Toyota Gazoo Racing на автомобиле Toyota TS050 HYBRID лидировал в гонке, лишь на время питстопов меняясь местами с Porsche 919 Hybrid #2. Японская команда явно была быстрее и эффективнее, проезжая между питстопами на один круг больше соперников.
После технических проблем у Porsche #1, когда автомобиль провел в боксах приличное время, пока механики пытались решить проблему с перегревом двигателя, единственным соперником Toyota остался Porsche #2. За его рулем выступали Марк Либ, Нил Йани и Ромейн Дюма. У команды Audi гонка не задалась с самого начала, когда технические проблемы «загнали» в боксы автомобиль под номером №7 с Андре Лотеррером, основной надеждой Ингольштадта. У Audi #8 гонка также складывалась не слишком удачно, а вторая Toyota #6 испытала некоторые технические сложности, во второй половине гонки попала в контактную аварию и была вынуждена заехать на питстоп, чтобы починить кузов — с существенной потерей времени.
Так и получилось, что из всех соперников только двое фактически сражались за первое место: Toyota #5 и Porsche #2, и шансов у Toyota было принципиально больше. Porsche, кажется, смирились с поражением после того, как за 10 минут до финала им пришлось заехать на незапланированный питстоп, вызванный медленным проколом колеса. 18 секунд разницы, разделявшие их с Toyota #5, быстро увеличивались, становясь непреодолимым барьером между командой и победой в абсолюте.
Но правду говорят, что в гонках результат не известен до последней секунды.
На финальном круге происходит настоящая драма. Судьба посылает японской команде самое тяжелое испытание из всех, с какими они сталкивались: Toyota #5 вдруг замирает на стартовой прямой за один круг до финиша, и связано это с внезапной потерей мощности. Победа в Ле-Мане, которая была так близко, утекает из рук как вода.
Porsche вновь потрясающе везет, они явно ходят в любимчиках у фортуны, и совершенно понятно, что в гонках на выносливость автомобили из Штутгарта оказались самыми надежными. Но как же жаль было команду Toyota Gazoo Racing, которые в очередной раз упустили столь долгожданную победу! Японцы все равно поднялись на подиум со своим вторым экипажем, но дубля у них не получилось, а третья строчка досталась Audi #8, которые даже не сразу поверили, что в этот раз сумели добиться хоть какого-то результата.
Оправившись от удара президент команды Toyota Gazoo Racing Тосио Сато сказал:
«Мы поздравляем Porsche с их победой. Сейчас у меня нет слов, чтобы описать наши сегодняшние чувства. У нас разбито сердце, но мы вернемся сюда еще более сильными и завоюем свою победу!»
… Кольцо Сарте одна из немногих легендарных трасс (сравнить разве что можно с Монако), по которой невозможно проехать вне гоночных дней. Собранная из городских дорог, попадающих под перекрытие во время соревнований, в обычные дни большая ее часть становится дорогами общего пользования, проложенными через окрестные городки. А потому и тех, кто может похвастаться опытом прохождения этого знаменитого трека — единицы, в отличие от тех же фанатов Северной Петли.
Тем не менее, можно попробовать ощутить хоть какие-то эмоции, проложив свой маршрут через самые знаменитые отрезки — прямые, виражи и повороты, чтобы хоть как-то понять, что испытывают пилоты в гоночных автомобилях, соревнующиеся за победу в Ле-Мане. Прямая перед поворотом Индианаполис, в который прототипы влетают на скорости под 300 км/ч, расчерчена синими и желтыми полосами, помогающими пилотам не только правильно оценить угол поворота, но и увидеть непростой рельеф местности. В вечер после гонки, когда оцепление было снято, а барьеры безопасности убраны, только ленивый не фотографировал свой автомобиль на яркой разметке этого поворота. Но в гонке здесь все совершенно не так расслабленно: вылеты и аварии чередуются с завидной быстротой.
Другое памятное место недалеко от прямой Мульсан до сих пор хранит следы скорби. Траурные цветы отмечают место, где в 2013 году погиб в аварии датский пилот Алан Симонсен. Травмы, полученные им при боковом ударе, оказались несовместимы с жизнью.
Сама же прямая Мульсан тоже может много чего рассказать про человеческие драмы и трагедии. Будучи отрезком Route Nationale 138, этот прямик в 1990 году был разделен на три части, дабы снизить максимальную скорость, которая благодаря техническому совершенству машин медленно, но верно приближалась к 400-м км/ч, и избежать ненужных человеческих жертв.
Накануне гонки, когда дороги еще не были перекрыты, мне удалось проехать там в темное время суток, и это было одно из самых сильных впечатлений за эту поездку. В темноте эта дорога меняет свои очертания за счет растущих вдоль обочин деревьев, и в неверном свете фар предстает то слишком узкой, то слишком широкой, пугая новичка кажущимися перепадами высот.
Именно такой случайный опыт и дает возможность в полной мере оценить железные нервы, твердую руку, верный взгляд и всё мужество пилотов, выходящих на трассу Сарте и готовых к любому повороту событий и стечению обстоятельств.
Слава вам, парни.