Удивительное место — пустыня Блэк-Рок в штате Невада. Земля там сотрясалась под мощью супербыстрых автомобилей. Небо дрожало от рева реактивных моторов. А душа уходила в пятки у каждого, кто видел происходящее. Здесь устанавливались самые знаменитые во всем мире рекорды на скорость. Эту пустыню пересекали автомобили, что быстрее самолетов.
Когда-то в далеком 1906 году самая высокая скорость машины на паровом двигателе составляла 196 км/ч. Немыслимые цифры дня прошлого столетия. Чуть позже скромный «Вогглбаг» показал запредельную мощь и быстроту, разогнавшись до 241 км/ч, после чего, правда, разбился на пляже. Экспериментируйте, господа, аккуратнее, пытаясь завоевать титул рекордсмена.
Сегодня, в XXI веке, самые быстрые автомобили развивают 400 км/ч, а у небывалых умельцев и все 600 км/ч.
И все же превзойти истребитель! Это ли не шутка? И конечно не на паровом двигателе.
Не прошло и пятидесяти лет, и отметка на спидометре автомобилей перескочила за 200–250 км/ч, а компания Rolls-Royce уже успела выпустить реактивный автомобиль. Но перед тем, как рассказать о нем, добавим остренького в наше блюдо первых мировых рекордов на скорость.
Считается, что в заездах по прямой на суше быстрее всех до сих пор Budweiser Rocket с двумя реактивными двигателями (жидкостный ракетный, работавший на смеси кислорода и керосина, плюс твердотопливный от ракеты класса «воздух-воздух»). Под управлением Стена Баррета, американского каскадера, этот трехколесный болид разогнался до 1123 км/ч на дне соляного озера близ авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии. По другим источникам, скорость была значительно выше — 1190.337 км/ч. Случилось это значимое событие 17 декабря 1979 года, но официально этот результат, увы, не зафиксирован.
Чтобы зарегистрировать рекорд на скорость, по правилам FIA, нужно было сделать два заезда по трассе — туда и обратно — на случай, если направление ветра или наклон поверхности могли повлиять на результат. Баррет же съездил только в один конец. К тому же, использовавшийся радар не был калиброван и предварительно не прошел поверку. Кроме того, во время заезда сигнал поступал на радар через отражатель, который оператор направлял на автомобиль. До абсолютной точности, согласитесь, далековато.
Приборы зашкаливают, и чем выше скорость, тем больше погрешность. А ведь могли претендовать на мировое признание. Так талантливый Баррет и его космический результат остались в байках старых американцев да историях бывалых автолюбителей.
А теперь главное блюдо. О лучшем из лучших да к тому же официальном.
Конструктор Джон Акройд сделал все возможное, чтобы приблизится к результатам легендарного, но не зафиксированного официально признанного Баррета. Работая на компанию Rolls-Royce, чьи перспективы просматривались еще в самом начале головокружительной карьеры, Акройд выложился на полную. Его творению посчастливилось стать самым быстрым реактивным автомобилем XX века.
Итак, 4 октября 1983 года в пустыне Блэк-Рок, шт. Невада, пилот из Великобритании по имени Ричард Ноубл улучшил предыдущий рекорд скорости всего на 18.01 км/ч. Но каков результат! Ведь, чтобы разогнать автомобиль Thrust-2 с реактивным двигателем Avon-302, Ричарду понадобилось 9 лет напряженной работы.
В борьбе за рекорд автомобиль должен был пройти дважды один и тот же участок длинной в 1.6 км. И оба заезда строго в течение 60 минут. Скорость определялась как лучшая из обеих попыток. Максимально, что удалось Ноублу выжать из новинки Rolls-Royce, были 1047 км/ч. А официальный результат — 1019.467 км/ч. Прежний мировой рекорд скорости для наземных транспортных средств, установленный еще в 1970 году, был свергнут с пьедестала.
Стоит заметить, что автомобиль Thrust-2 был построен компанией целенаправленно для победы над «Голубым пламенем», которым в свое время управлял Гарри Габелич (о нем мы обязательно расскажем вам в ближайших «Рекордах»).
Но самое интересное — чтобы побить данный рекорд ушло 14 лет!
Профессиональный летчик Ричард Ноубл не захотел останавливаться на достигнутом. Будучи автором сверхлегкого самолета ARV Super 2 и изобретателем «воздушного такси» Farnborongh, гурман адреналиновой кухни и реактивных двигателей приступил к разработкам аппарата Thrust SSC. На этот раз управлять таким сверхмощным автомобилем выпала честь летчику-истребителю Королевских ВВС Энди Грину.
В том же месте, в тот же час, спустя 14 лет, пустыня Блэк-Рок в штате Невада лицезрела, как англичанин Энди Грин разгоняется до 1227.986 км/ч. B этом ему помогли два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Spey суммарной мощностью 110 000 л.с. Трек длинной 21 километр задымился, а новый рекорд молнией вылетел из под колес Thrust SSC.
Интересная деталь, буквы SSC расшифровываются как Super Sonic Car, что точно определяет название «сверзвуковой». Может быть Ноубл знал поговорку «Как вы лодку назовете….», а может был абсолютно уверен в своих силах? Что бы то ни было, а благодаря его творению, 15 октября 1997 года человек на автомобиле впервые превысил скорость звука.
Но для тех, кого одолевает жажда скорости и это не предел. И на десерт мы предоставим вам сладкие сплетни. Верить слухам или нет, ваш выбор. Поговаривают, что Ноубл и Грин не собираются долго почивать на лаврах. Их амбициозные планы поражают масштабностью — они задумывают новую ошеломительную конструкцию, которая видимо должна уже летать, а не ездить. Эти два человека поистине самые быстрые люди планеты внутри самых мощных автомобилей. И их единственная цель, чтобы рекорд скорости на суше принадлежал британской короне как можно дольше. Главное, записывать эти рекорды вовремя. А то потом докажи, что мчал быстрее ветра и звука вместе взятых.
Сейчас чудо-автомобиль рекордсмен выставлен на обозрение публики в Ковентри, в Музее дорожного транспорта. Но уже ходят слухи о продаже самого быстрого автомобиля в мире. Как говорят, по финансовым соображения музея. Избавиться от такой легенды для Соединенного Королевства — удар. «Траст» может попасть в руки любого коллекционера, готового выложить 800 тысяч фунтов стерлингов, поскольку английские собиратели уникальных автомобилей и директора музеев пока не высказывают желания приобрести «национальное достояние». Молчит и Ричард Ноубл. Только его жена Салли как то проронила: «Будь у меня возможность, я сама бы купила эту машину и поставила ее на площадку перед домом».
Такие вот истории ходят вокруг самых быстрых реактивных автомобилей. А о самом быстром пилоте, что установил мировой рекорд по скорости на дне засохшего озера в пустынных дебрях Австралии читайте в ближайшем материале «Рекордов».