Стечение обстоятельств

Это были самые суровые по условиям и одни из самых напряженных «24 часа Нюрбургринга». Точнее 10 минут, расставившие все точки после 24 часов.
Пан или пропал. Видимо, именно этим принципом руководствовался Маро Энгель, когда совершал свой последний предфинишный рывок. Автор самого быстрого круга в квалификации Топ-30, автор самого быстрого круга в гонке, пилот команды, лидировавшей почти половину 24-часового марафона, он, конечно, не мог смириться с тем, что на финише будет только вторым.

Перед последним поворотом, когда уже практически виден клетчатый флаг, его Mercedes AMG GT3 команды Black Falcon выходит на обгон товарища-соперника и все же финиширует первым. И все было бы хорошо, и победителей не судят, если бы этот обгон был чистым и красивым. Но Энгель правым боком выталкивает на траву другой экипаж на аналогичном автомобиле под номером №29 команды HTP motorsport, совершенно не ожидавшего такого поворота событий.

Все последние 10 минут гонки были сумасшедшим стечением обстоятельств: финиш гонки по часам был дан в прямом смысле за «спинами» двух лидирующих «Мерседесов». Если бы они прошли всю 24-часовую гонку на 15 секунд медленнее, они финишировали бы на круг раньше, и все было бы иначе.

Итак, оба автомобиля ушли на новый круг: №29 — первым, №4 — вторым. И этот последний в гонке круг перевернул всю историю и принес одним победу, а другим поражение.


Помните злосчастный Гран-При Малайзии 2013 года, когда Веберу и Феттелю был дан приказ команды перевести машины в режим экономии топлива и спокойно доехать до финиша? Марк Вебер тогда так и сделал, а Феттель проигнорировал приказ и атаковал австралийца, фактически украв у него победу. Говорят, и здесь была похожая ситуация.

Ходят слухи, что в тот момент, когда «Мерседесы» под номерами 29 и 4 ушли на свой последний круг, из «центра управления полетом» Mercedes (а был и такой) в наушниках каждого пилота прозвучала фраза «финишируем в этом же порядке». Энгель потом божился, что не слышал этого распоряжения. И понятно тогда, почему пилот HTP Motorsport Кристиан Хохенадель не ожидал этого маневра.

На финише их разделило всего 5,697 секунд и огромная пропасть между двумя ступеньками пьедестала. Это был самый короткий разрыв между финишировавшими экипажами за историю знаменитого немецкого марафона.

Немецкого пилота Марко Зифрида (в марафоне выступал в составе экипажа №29 HTP Motorsport) я знаю уже несколько лет. Мы познакомились еще в 2013 году на 24-часовой гонке серии Blancpain в бельгийском Спа, где он выступал (и выступает до сих пор) за команду «Ринальди Рейсинг» Вадима Когая и Рината Салихова. Марко — профессиональный автогонщик, очень быстрый, очень сдержанный в проявлениях всех эмоций и очень корректный во всех своих поступках. Среди профессиональных пилотов, ежедневно связанных с риском и борьбой, таких встречается довольно много. К тому же он покорил меня тем, что всегда готов ответить на вопросы, даже если они дурацкие, и выслушать твое мнение, которое иногда хочется высказать, хотя оно никому и не нужно.

Наблюдая за ним это время, я прониклась к нему симпатией и уважением, поэтому тот факт, что после финиша гонки «24 часа Нюрбургринга» он даже не вышел на награждение, для меня означал очень много. Ну а на пресс-конференцию от всей команды пришел лишь Кристиан Виторис, также выступающий в немецком кузовном чемпионате DTM. И слова, которые он говорил, были словами разочарования.

Зато 52-летний Бернд Шнайдер, член победной команды Black Falcon #4, просто лучился радостью. Еще бы! Во второй раз за всю историю гонки бренд Mercedes завоевал победу в этом сложнейшем марафоне, и именно экипаж Шнайдера во второй раз подряд привел этот автомобиль на первое место.

Удивительно, но факт: «Мерседесу» всегда категорически не везло в гонке «24 часа Нюрбургринга». За почти полвека существования этого марафона больше всего побед принадлежит BMW — 19. 11 раз побеждали автомобили Porsche. Даже Ford одержал в свое время здесь пять побед. Зато в этом году Mercedes отыгрались за все свои поражения. Их автомобили не просто заняли весь подиум, они также записали на свой счет 4 и 6 строку в десятке лучших результатов, отодвинув на задний план все остальные марки.

Весь уикенд над 25-километровой трассой «Нюрбургринга» ходили тучи, то собираясь и проливая дождь, то вдруг рассеиваясь, пропуская солнце. Дождевые гонки здесь не редкость — скорее, наоборот, традиция, но тот коллапс, который случился через несколько кругов после старта 28 мая 2016 года, вряд ли когда-нибудь забудут.

Дождь, который прогнозировали, на дальних от трассы GP участках «Северной петли» пошел почти сразу. Но пока я надевала благоразумно привезенные с собой резиновые сапоги, чтобы отправиться на съемки, легкие капли превратились сначала в поток воды, а затем небеса высыпали на «Нюрбургринг» тонны крупного града. Смешиваясь с водой и тая от довольно высокой температуры, град слоем льда покрывал асфальт «Нордшляйфе», превращая трек в настоящий каток.



Кому-то повезло оказаться в другом месте, но из 158 стартовавших в гонке автомобилей многие на собственном опыте испробовали, что такое обледеневшая «Петля».

В пресс-центре на несколько минут стало совершенно тихо, так как все, затаив дыхание, наблюдали на мониторах невероятные кульбиты, которые выделывали неуправляемые машины (и многие на сликах!) на извилистых спусках кольца. Правый отбойник, левый отбойник, друг в друга — а те, кому удавалось проскочить, застревали на подъемах, ибо сцепление с дорожным покрытием было нулевым.

Мартин Томчик, пилот чемпионата DTM, выступавший на Нюрбургринге на BMW M6 GT3, сообщил по радио своей команде: «Я буксую на одном месте и не могу въехать в горку!»

«Мы все остановились и стоим, так как передние автомобили не могут въехать в гору», — написал чуть позже в своем твиттере Марко Зифрид.



Руководителем гонки был принято единственно верное решение: гонку остановить, на трассу вывести машины безопасности и уборочную технику. Под красные флаги трассу очистили ото льда, чтобы оставшиеся на ходу машины могли вернуться на питлейн, а разбитые и поврежденные автомобили эвакуировали в боксы команд.

Гонку возобновили только почти через три часа. К семи вечера, когда предварительно был объявлен рестарт, снова пошел дождь, и гонщики прошли три формовочных круга прежде чем смогли перейти в боевой режим.

Оставшиеся 20 часов никаких особых происшествий больше не происходило. Конечно, гонка была тяжелой и изнурительной — как и все соревнования на «Нюрбургринге» — и многие экипажи так и не сумели финишировать, но апокалипсис закончился еще до заката, трасса начала подсыхать, и команды возвращались обратно на слики.

К сожалению, примерно в этом время закончилась гонка для российского пилота Марка Шульжицкого, выступавшего за команду Schulze Motorsport на Nissan GT-R. По словам пилота, через шесть кругов после начала его смены «раздался громкий скрежет в районе колеса, машину выбросило в гравий, и я еле сумел ее поймать».

Поскольку автомобиль был почти полностью стандартный, то Марк предполагает, что это была проблема с приводами, которые на автомобилях этой конфигурации являются самым слабым местом. К сожалению, разрушения в подвеске оказались серьезными, и команда приняла решения сняться с гонки.

Не менее неудачно сложились обстоятельства и для двух других хорошо знакомых нам пилотов — Артура Горояна и Олега Квитки.

В свою смену Олег попал в серьезную аварию, но сам не пострадал.

«Porsche 991 GT3, подготовленный Manthey Racing — лучшая машина, на которой я когда-либо ездил. Это как идеально настроенный карт, который дает ощущение возможности победы. Но я был подсознательно готов к сходу — ведь это гонка, и никогда невозможно предсказать, что произойдет. Во время града и непогоды у другого нашего пилота была небольшая авария, во время которой погнули рычаги на правых колесах. Детали поменяли, сход-развал сделали, но, скорее всего, было еще и внутреннее повреждение, которое впопыхах не заметили. Из-за него на одном из спусков „Северной петли“ машина потеряла управление, и меня несколько раз бросило от отбойника в отбойник».

Артур Гороян, выступающий под армянским флагом, также не смог финишировать. Уже ближе к финишу он получил боковой удар от другого автомобиля, вылетел с трассы и так и остался на обочине.

Артур — пилот весьма опытный, который имеет за спиной почти тысячу кругов на «Нюрбургринге». Как и Олег, он далеко не новичок и в 24-часовом марафоне, но есть ситуации, в которых что-то сделать уже невозможно.
«Выиграть 24 часа Нюрбургринга — это мечта любого гонщика, который хотя бы раз выигрывал VLN, и я не исключение, — сказал Артур. — В этот раз нам не удалось. Надеюсь, что в следующий я смогу уже рассказать о победе».

В качестве эпилога

Когда-то, когда я еще только мечтала о «Нюрбургринге», казалось, что для русских это мало досягаемая история, так как далеко, граница между государствами и все в этом роде. Но с каждым годом русских здесь становилось все больше и больше, русская речь уже не была редкостью, а наши пилоты в местных гонках переставали быть экзотикой.
И уж вряд ли тогда, пятнадцать лет тому назад, когда я впервые выехала на легендарную «Северную петлю», можно было предположить, что «Нюрбургринг» будет принадлежать русским.
Но! 25 апреля этого года прошла третья и окончательная сделка по приобретению акций этого предприятия российским бизнесменом Виктором Харитониным, который теперь владеет 99% доли Нюрбургринга.

И знаете, что хорошо? У автодрома теперь появился хозяин, который считает прибыль и затраты и относится к управлению трассой как к бизнес-проекту, ведь раньше, когда это был объект государственной собственности и управлялся различными операторами, банкротство казалось меньшим из зол.

Новое руководство немедленно занялось благоустройством трассы. Это касается как подготовки кампусов и зрительских парковок, так и общей безопасности. Была проделана огромная работа, которая свелась к трем основным направлениям: установлению дополнительных ограждений на 7 участках трассы, электрификации определенных зон и улучшению качества дорожного полотна.

Теперь большой отрезок кольца GP в районе стартово-финишной прямой Мерседес-арены получил ночное освещение, и к следующему году количество и протяженность таких отрезков будет еще больше увеличено.

Безусловно, речи о том, чтобы осветить все 25 км Нюрбургринга, не идет. «Зеленый ад» уникальное место, смысл которого в той опасности, которую он представляет. Но с точки зрения коммерции ночное освещение на трассе Гран-При позволит проводить здесь и ночные гонки, в том числе и «Формулу-1», а почему бы нет? Тем более, что имеющийся отказ от проведения Королевских гонок — явление временное, связанное с неоправданными затратами из дефицитного бюджета.

Это тот редкий случай, когда русские и в самом деле могут навести порядок в Германии. Хоть и в отдельно взятом месте.

Фото: Мария Мельникова
Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.