Уроженец Калифорнии пилот команды Andretti Autosport Александер Росси перед глазами 400 тысяч зрителей на автодроме Indianapolis Motor Speedway одержал победу, которой, похоже, от него никто всерьез не ждал. Под конец гонки фавориты внезапно отстали от лидера более чем на 10 секунд, а ближайшие преследователи остались в 4 секундах. Когда болид Росси подкатили к подиуму, пилот какое-то время оставался в машине, пытаясь прийти в себя, а Карлос Муньос, который уже во второй раз упустил победу в «Инди500», с трудом сдерживал отчаяние. Михаил Алешин, как Хуан Пабло Монтойя и шестеро других пилотов, гонку завершить не смог.
Посмотреть юбилейную гонку на исторической трассе пришло столько народу, что пришлось ставить дополнительные трибуны и изобретать, как разместить побольше зрителей. Но всем желающим мест все равно не хватило: билеты на гонку кончились задолго до ее начала. На общем плане телетрансляции трибуны напоминали огромные муравейники: во время трехчасового заезда люди вставали, садились, перемещались — зрелище абсолютно невероятное. Но вот изначально как-то не сложилось с желающими выступать из числа пилотов и команд. На 33 места в пелетоне претендовали ровно 33 пилота, так что конкурса в квалификации не получилось. Еще одной «необычностью» прошедшей гонки стало большое количество пит-стопов под желтыми флагами. В «Индикаре» это смотрится просто феерично: почти все гонщики одновременно сворачивают на пит-лейн, и тут начинается полное столпотворение. По ходу заезда случилось несколько серьезных аварий, но, к счастью, пострадавших нет, разве что морально.
Специфика гонки на овале состоит в грамотной стратегии, «чутье» штаба команды к меняющимся условиям. Правильный расчет топлива и шин может решить судьбу заезда, как это и случилось с Росси, Муньосом и Ньюгарденом. Как это ни цинично звучит, но если на овале не случается гоночных происшествий, то зрелище кажется весьма скучным: в сравнении с «обычными» трассами ни разгонов, ни торможений. Обгоны нельзя назвать зрелищными. Более того, к середине заезда в поворотах остается всего одна «проездная» траектория, выход за которую чреват аварией. Дело в том, что мелкие резиновые фрагменты отлетают от шин и скапливаются по краям траектории. Попадание в машины в такую зону делает ее плохо управляемой, особенно с учетом постоянных скоростей около 350 км/ч.
Условно, всю юбилейную гонку можно поделить на фрагменты между пит-стопами. В эти промежутки пилоты просто наматывали круги, изредка меняясь позициями. Например, в первой части Джеймс Хинчклиф и Райан Хантер-Рэй за круг могли по два раза поменяться позициями. Моменты, которые могли смешать карты лидерам и фаворитам начались с первого появления на трассе желтых флагов. Появление автомобиля безопасности на 47-м круге было связано с какими-то обломками на трассе, которые выметали довольно долго. Сразу 28 пилотов из 33-х решили одновременно заправиться и сменить колеса. На этот раз массовый пит-стоп прошел без аварий.
На 64-м круге разбивает свою машину Хуан Пабло Монтойя. На выходе из второго поворота у него произошел срыв задней части болида. Машину закрутило и бросило в ограждение. Позже Монтойя сказал, что у автомобиля внезапно появилась избыточная поворачиваемость, хотя до этого момента машина себя вела отлично. Большую часть двухнедельной подготовки к Инди500 Монтойе не удавалось показать достойный результат, и в квалификации он не попал в девятку лидеров. Сход колумбийца вновь привел к выходу на трассу автомобиля безопасности, а гонщики опять «толпой» отправились на пит-лейн. Тут уже не обошлось без происшествия. Симон Пажено и Михаил Алешин столкнулись бортами при выезде от механиков. Пажено наказали постановкой в конец пелетона за опасный выезд. Как и после первого пит-стопа, Алешин потерял несколько позиций. Теперь он шел 12-м, тогда как до первой остановки шел в районе пятой позиции.
Сэдж Кэрэм, не выступающий в этом сезоне во всем чемпионате, на 94-м круге стал жертвой «единственной траектории». При попытке обгона его машина попала в так называемую «серую зону», загрязненную остатками резины — «червячками». Сэдж поскользнулся и на полной скорости влетел в стену. Удар был сильнейший, но сработали все системы безопасности, в том числе и те, которые были введены совсем недавно. Гонщик не пострадал, но его все забрали к себе медики для обследования. Желтые флаги, и снова массовый пит-стоп.
На 115-м круге гонка Инди500 закончилась для Михаила Алешина аварией как две капли воды похожей на аварию Монтойи. По ходу заезда никаких комментариев по поводу причин происшествия не поступило. Позже пилот написал в своем «Фейсбуке»:
При очередном коллективном заезде на пит-лейн жестко столкнулись Конор Дэли и Райан Хантер-Рэй. Третьим в компании был Элио Катроневес, но он отделался легче, чем соперники. Хантер-Рэю потом досталось еще и на трассе: один из соперников повредил ему элементы аэродинамики в задней части машины, что привело к потере скорости.
В районе 150-го круга после пит-стопа на машине Бадди Лазье недокрутили заднее колесо, и он его потерял едва выехав с пит-лейна. А дальше началось самое интересное. По всем «прикидкам» должен был выиграть кто-то из пилотов, идущих с четвертой по седьмую позицию, так как первую тройку еще ждал финальный пит-стоп. Остановка приходилась буквально на последние круги. Очень хорошо, как и всю гонку, шел Джеймс Хинчклифф, и, вероятно, он был бы в тройке победителей. Но получилось иначе. Ньюгарден, Муньос и Росси создали некоторый отрыв, которого первым двум пилотам хватило, чтобы после пит-стопа не пропустить тройку гонщиков позади себя. Но они не могли, вероятно, предположить, что Росси сэкономил топливо до финиша. За три круга до конца на заправку заехал Ньюгарден, через круг — Муньос. Уже тогда Карлос понял, что победа снова уплыла у него из-под носа. Росси хватило топлива до финиша, но машина заглохла на почетном круге, и механикам пришлось толкать ее вручную.
Александер Росси под конец гонки выскочил в лидеры как чертик из табакерки. Грамотная стратегия, стабильный пилотаж и, видимо, умение экономить горючее в итоге принесли ему сенсационную победу. Росси в IndyCar — дебютант, и никто не ожидал от него такой прыти. Его болид почти не попадал в кадр по ходу заезда. Показывали фаворитов. Кстати, очень многие гонщики не удостоились внимания режиссера трансляции. Но когда Росси вышел в лидеры, игнорировать его уже не получилось. Читая обзоры зарубежных коллег сразу после финиша можно заметить, что почти ни у кого нет истории гонки Росси.
Но она есть в «Твиттере» команды Andretti Autosport. В районе 50 круга есть такая запись: «Команда напомнила Росси, что еще много гонок впереди и не надо расстраиваться из-за 20-й позиции». Двадцатой, когда Александер стартовал с 11-й. То есть начало гонки у него вообще не заладилось. Далее идет много записей о действиях Марко Андретти (оно и понятно). Похоже, в самой команде на Росси ставок не делали, и лишь под конец стало понятно, что он может приехать на подиум. «Смотрим на Росси, — пишет команда позже, — с 20-й на 14-ю позицию. Новобранец демонстрирует настойчивость». До аварии Алешина Росси откатился на 24-е место, но вышел на второе, когда под желтыми флагами большинство пилотов поехали на пит-стоп. Примерно за 30 кругов до конца Росси идет седьмым, а Муньос — в первой пятерке. За 11 кругов команда, похоже, ставит на Муньоса, так как Росси идет шестым. И только за три круга до конца появляются записи о том, что Росси, похоже, выиграет. Таким образом, Александер за гонку как на качелях то взлетал, то падал, и довольно низко. Тем ценнее и тем сенсационнее его победа.
В следующие выходные, 4–5 июня, состоится двойной этап на трассе в Детройте.
Фото: Chris Owens, трансляция