Совсем недавно отгремел российский этап королевских гонок «Формулы-1». И сегодня речь пойдет об одной составляющей, которая непосредственно связывает болид, пилота и полотно гоночной трассы. То, из-за чего вспыхивали скандалы, то, что можно обвинить в случае неудачи и даже не вспомнить, одержав победу.
Поговорим мы о формульных шинах Pirelli, а точнее на наши вопросы в рамках Гран-при России ответил сам Пол Хембри — руководитель направления Pirelli Motorsport. Для шинной компании этап в Сочи оказался юбилейным — сотым!
— Ожидалось, что на Гран-при России состоится дебют P Zero Ultra Soft, почему вы решили не использовать эти шины на гонке в Сочи?
— Если бы у нас хватило времени, то мы бы приехали сюда с ультрамягкими шинами, но решение принималось за три месяца до Гран-при, когда еще не были проведены специальные тесты.
— Расскажите о планах на следующий сезон, какие будут изменения в 2017 году по составу резины? Будут ли покрышки разрушаться раньше или, наоборот, срок их службы увеличится?
— В 2017 году шины будут гораздо шире. Передние — 305 мм, задние — 365 мм. Мы также изменим дизайн шин. Они будут менее чувствительны к температуре. Будет меньше температурной деградации и меньше потери качеств. Это значит, что пилоты смогут больше «выжимать» из своих болидов. Можно будет ехать гораздо быстрее при меньшем обслуживании шин. Мы думаем, что благодаря этому достигнем больших скоростей. Ожидаем, что ускорение составит 4–5 секунды на круг по сравнению с 2016 годом.
— Учитывая, что болидов 2017 года сейчас еще нет и они только в проекте, каким образом вы работаете над новыми шинами?
— С августа 2016 мы должны узнать, какие будут болиды, и тогда нам станет понятна конструкция машины. Пока что мы проводим тесты на «старых» машинах. Большая часть тестов проходит виртуально. Сначала мы создаем модель, а потом обкатываем ее в симуляторе, не выходя на реальную трассу. Это как супер-компьютерная игра!
— Вы собираетесь использовать в «Формуле-1» низкопрофильные шины? У болидов «Формулы Е», например, низкопрофильные шины.
— Нет, мы не используем низкопрофильные шины на болидах «Формулы-1» и не планируем этого делать. Тем не менее, мы самые крупные поставщики шин в GT серии, где используются именно низкопрофильные шины. При всем уважении к «Формуле Е», машины там оооочень медленные. Кроме того, они в течение гонки меняют болиды.
— Когда был объявлен тендер по шинам в F1, Michelin поставили условия, что придут в «Формулу-1», если будут использоваться именно низкопрофильные шины. В противном случае они не смогут использовать технологии, применяемые в F1, для производства гражданских покрышек. А у вас получается переносить используемые технологии из спорта на дороги общего пользования?
— Технологии «Формулы-1» многоуровневые. Я говорил о симуляторах и моделировании, и то, что мы узнаем, разрабатывая шины для соревнований, применяется в разработке и обычных дорожных шин. Некоторые вещи используются в производстве, например, покрышек Pirelli P Zero. Кроме того мы разрабатываем материалы, которые устойчивы как к износу, так и к высоким температурам, то, что мы делаем, идет дальше в ежедневную практику. Это, естественно, не значит, что шины для обычных дорог и для гонок одинаковые, они разные.
— Чтобы понять масштаб исследований, скажите, как много данных передается о шинах во время гонки?
— Собирается огромное количество информации. Во-первых, нам передается вся телеметрия. Эти данные мы используем для проверки и уточнения наших моделей симуляторов. Перед каждой гонкой мы проводим симуляцию того, как будет вести себя болит на трассе конкретного автодрома. И во время Гран-при в пятницу вечером мы всегда сверяем данные, полученные в ходе симуляции, с тем, как происходит на самом деле. И через три дня после каждой гонки мы перепроверяем всю информацию, чтобы в дальнейшем все учесть в нашей работе.
— Перед каждым Гран-при Pirelli проводят специальные тесты. Значит ли это, что для каждого этапа, под каждый автодром делают специальные шины или существует какая-то одна технология?
— Все шины одинаковые на весь сезон, но то, как они используются, зависит от трассы. Самые экстремальные трассы — это «Спа» и «Сузука». Конечно же, они отличаются от таких трасс, как «Сочи», «Монте-Карло» и «Сингапур» например.
— Насколько свежими с точки зрения даты производства должны быть шины перед гонкой?
— Где-то месяца три с момента производства до использования, можно и более старые, но им должно быть от 3 до 6 месяцев, не больше. В этом году Pirelli участвует более чем в 300 чемпионатах в 54 странах по всему миру, включая авто и мото гонки. У нас четыре завода, и в этом году мы произведем в районе 1 миллиона спортивных шин. Так что, пожалуй, мы монопольные лидеры в этой нише — в производстве спортивных шин.
— Возможно в будущем использовать технологию безвоздушных шин, чтобы избежать проколов?
— Сейчас используются различные технологии, которые помогают избежать прокола. Но в настоящем времени существует баланс: если мы снижаем риск прокола, то это снижает скоростные показатели шины. Кроме того, это повышает температуру внутри шины. Если повышается температура внутри шины, то повышается проблема с безопасностью. Очень трудно достичь баланса между качествами шинами и скоростными показателями, а также одновременно с этим учесть правила безопасности.
— Разница между дождевой и промежуточной резиной очень минимальна, но мы видим, что пилоты не гоняют в дождь, а ждут пока трасса подсохнет. Получается, что дождевая резина практически не используется, почему так происходит?
— Действительно, если дождь очень сильный, пилоты не выходят на трассу. Основная причина — в таких условиях мало что можно выиграть, и это не из-за мокрой поверхности самой трассы, а потому что очень плохая видимость. На большой скорости пилот не видит болид впереди себя. Наши шины могут отбрасывать 200 литров воды в секунду. Теперь представьте, если вам в лицо будет литься 200 литров воды, как в таких условиях можно вести машину? Когда мы смотрим камеру, установленную в болиде при сильном дожде, то охотно начинаем верить, что водитель реально ничего не видит. Чтобы ориентироваться в таких условиях, гонщикам приходится смотреть вбок на метки трассы. Промежуточные шины используются широко, потому что их выбирают либо когда подсыхает, либо когда дождь только начинается. Промежуточный компаунд очень сложно создавать, так как бывает что половина трассы мокрая, а половина сухая. Особенно если это «Спа» или «Сильверстоун». Это очень большие открытые трассы и поэтому приходится разрабатывать шины, которые работают одинаково хорошо и по сухому, и по мокрому. Когда мы их создаем, стараемся делать так, чтобы качество реально отличалось от дождевой резины.
— Во время прогулки по пит-лейн мы видели, что шины хранятся одетыми в особые чехлы, для чего это?
— Это подогреватели, они разогревают состав шин. Чтобы с самого начала заездов шины были нужной температуры и правильно работали.
— Сколько времени их нужно греть?
— Два часа, температурой 100 градусов по Цельсию.
— Хотите ли вы видеть еще одного шинного представителя в «Формуле-1», конкурента, скажем так?
— Вопросы о конкурентах я получаю каждый год. Но есть ряд фактов. Команды не хотят, чтобы шины были от разных производителей. В прошлом каждый производитель работал на какую-то конкретную команду, и если вы не были в особой команде, получалось, что вас обслуживали хуже. В «Формуле-1» главное — это пилоты, болиды, двигатели. Публика не хочет, чтоб в это все вмешивался еще один компонент. Что самое интересное, если кто-то проигрывает, то значит шины виноваты (смеется). А если кто-то выигрывает, то про шины никогда не вспоминают.
— Что вы делаете с использованными шинами?
— Каждое колесо после гонки идет на переработку, не важно, было оно использовано или нет. Мы оставляем на следующую гонку только дождевые шины. То, что остается от сожженных шин — зола — используется при производстве. Ничего не пропадает, кроме того, тепло, которое выделяется при сжигании, идет в производство электроэнергии.
— В «Формуле-1» шины Pirelli не выдерживают всю дистанцию в 300 км, их нужно менять в ходе одной гонки. Обычный зритель, который сидит на трибунах, может подумать, что технологии, используемые в F1, не очень-то и хороши и отрицательно влияют на ресурс.
— Нас спрашивали, почему же вы делаете такие шины, которые надо менять 2–3 раза за гонку. Естественно, с точки зрения инженерной мысли мы, конечно, могли бы произвести такие шины, которые пройдут всю дистанцию. Мы всю историю в «Формуле-1» и мы ее делаем. Со следующего года все будут решать пилоты и машины. В 2017 году вы как раз и увидите новую продукцию Pirelli и решите, как лучше, как было или как стало. Что касается гражданских шин, вы знаете, и это наверняка неспроста, 60% всех суперкаров используют шины Pirelli. Это Lamborghini, Maserati, Ferrari, Bentley и другие.
Фото: Pirelli, Светлана Парфенова