В ближайший уик-энд в Санкт-Питерсберге (Флорида, США) стартует 21-й сезон имеющей бешеную популярность в США «формульной» гоночной серии IndyCar. В отличие от «проевропейской» «Формулы-1» календарь IndyCar очень плотный: гонки будут проходить с марта по сентябрь, часто имея перерыв всего в одну неделю. Ограниченная свой географией «Инди», тем не менее, весьма популярна и в Старом свете, а с некоторых пор и у российских любителей автоспорта есть возможность полноценно следить за гонками в США, благодаря трансляциям на русском языке и русскоязычным интернет-ресурсам. Все участники процесса, включая прессу и зрителей, с нетерпением ждут начала гонок, находясь под впечатлением от прошлого сезона, который был сколь интересным, столь же и трагичным.
Настоящий поклонник кольцевых гонок, который видел хотя бы одну гонку IndyCar, уже вряд ли сможет отказаться следить за этой серией. Даже горячие приверженцы «Формулы-1» посмотрев заезды «Инди» с сожалением признают, что «продукт» Берни Экклстоуна уже давно не тот: и «жуется» с трудом» и в сон клонит. Пилоты «Формулы-1» часто находят свое место в американских гоночных командах и обратно их уже, наверное, не тянет. Хуан Пабло Монтойя, проведший шесть лет в «Формуле-1», мечтает о титуле чемпиона IndyCar, который уплыл от него в последней гонке сезона на финальных кругах. Сложно вспомнить, когда такая интрига случалась в «Формуле-1» в последнее время.Монтойя лидировал по ходу всего сезона, выиграл престижную гонку «500 миль Индианаполиса», титул у него был почти в руках, но, как любят говорить пилоты: «Это — гонки, это — автоспорт», и Хуан Пабло примерно за десять кругов до финиша распрощался с титулом, уступив его Скотту Диксону. По окончании заезда, как только Монтойя покинул свой болид, к нему, казалось с некоторой опаской, подошел комментатор. На пилота смотреть без волнения и переживаний было невозможно. Он мог отказаться от короткого интервью, но все же нашел в себе силы сказать несколько слов. В них была грусть и непоколебимая уверенность продолжить борьбу за титул в новом сезоне. Монтойя «вырос», он уже не тот вспыльчивый и «хулиганистый» латиноамериканец, известный по гонкам в «Больших призах», что заметно по тому, как он ведет себя на трассе, и по тому, как общается с прессой. Можно сказать с уверенностью: Хуан Пабло начиная с первой же гонки нового сезона постарается сделать так, чтобы его судьба не решалась на последних кругах последней гонки.
Прошлый год был омрачен большим количеством тяжелых гоночных инцидентов, один из которых закончился гибелью пилота. Овал в Поконе стал последней трассой для Джастина Уилсона, в шлем которого попал обломок от машины Сэджа Карама. Пилот получил черепно-мозговую травму и скончался в больнице. Джастину было 37 лет… Как пишут обозреватели, учитывая сколько страшных аварий случилось за сезон 2015 года, смерть кого-то из гонщиков казалась неминуема. К сожалению, так и случилось. По злой иронии Уилсона убил обломок машины гоночного «хулигана» Карама, пилотаж которого критиковали буквально все по ходу сезона. Его манера пилотирования даже вызвала появление специального «кодекса поведения», который является сводом правил разбора тех или иных инцидентов на трассе. Однако, боссы серии сразу отметили, что не собираются вмешиваться в борьбу пилотов, и «кодекс» не служит «гасителем эмоций» в серии.
Причиной большого количества аварий, в том числе и довольно странных, во многом послужил новый аэродинамический обвес. Организаторам серии пришлось уже по ходу сезона вносить изменения в регламент. Гибкость, с которой в IndyCar могут приниматься масштабные решения, очень радует. Также положительные эмоции вызывает то, что нововведения действительно полезны. Организаторам удается как-то держать грань между сложностью технического и спортивного регламента, и гибкостью и динамичностью всей серии в целом. Это как раз то, что явно не получается в последние годы у организаторов «Формулы-1», когда каждое нововведение скорее усложняет ситуацию, чем решает проблему. Например, дискуссии о закрытом кокпите идут и в IndyCar, но есть некоторая уверенность в том, что это случиться не скоро, если вообще случится. Тем не менее, кажется, что на данный момент именно IndyCar остается верным духу гонок на «формулах», которому не мешает буква гоночного закона.
После возвращения в IndyCar в 2012 году двигателей под маркой Chevrolet, в серии вновь появилась конкуренция между мотористами. Шасси по-прежнему строит Dallara, но команды получили возможность приобретать или самим разрабатывать аэродинамический обвес. В IndyCar есть четкие финансовые ограничения, а так же ряд льготных пакетов, что сдерживает «гонку бюджетов» и не отсекает команды с ограниченными средствами, одновременно уравнивая всех — и «бедных», и «богатых» — в праве реально побороться за лидирующие позиции. В новом сезоне внесены некоторые коррективы в технический и спортивный регламенты. В частности, это касается порядка проведения гонки «500 миль Индианаполиса», изменения скорости на пит-лейне на овальных трассах (50 км/ч), некоторых технических корректив для автомобилей с аэродинамикой от Honda. Изменения произошли и в руководстве серии. На посту гоночного директора будет трудиться Джей Фрай — бывший руководитель Red Bull Nascar. Деррик Уокер ушел в отставку по собственному желанию после двух лет на должности руководителя гонок IndyCar.
Гэбби Чавес тестирует болид, за руль которого вскоре сядет Михаил Алешин.
Российские поклонники автоспорта в предстоящем сезоне смогут вновь поболеть за Михаила Алешина, который успешно дебютировал в IndyCar в 2014 году. Прошлый сезон Михаилу пришлось пропустить по независящим от него обстоятельствам и в паддоке «Инди» реально сожалели, что он не смог выступить в 2015 году. Алешин пропустил две серии предсезонных тестов из-за того, что американские власти не смогли вовремя оформить ему соответствующую визу. Но есть уверенность в том, что российский пилот быстро войдет в ритм соревнований и снова порадует болельщиков классным и ярким пилотажем. Михаил будет выступать за команду Schmidt Peterson Motorsport при поддержке отечественной гоночной программы SMP Racing. На одной из пресс-конференций глава SMP Racing Борис Ротенберг не исключил, что IndyCar может приехать в Россию. Но никакой конкретики в этом вопросе пока нет.
Календарь IndyCar 2016 года насчитывает 15 этапов. Гонки будут проходить с 13 марта по 18 сентября на трех типах кольцевых трасс (по пять этапов на каждой): городская трасса, автодром и овал. Главным событием сезона будет сотая гонка «500 миль Индианаполиса» (овал), которая пройдет 29 мая. За пределами США — в Канаде — пройдет всего одна гонка: этап IndyCar примет городская трасса в Торонто 17 июля. В России в прямом эфире гонки можно будет смотреть на канале Viasat Sport с комментариями на русском языке.
Календарь сезона IndyCar 2016 года
13 марта | Сент-Питербсерг | городская трасса |
2 апреля | Феникс (ночная гонка) | Овал |
17 апреля | Лонг-Бич | городская трасса |
24 апреля | Барбер | дорожный автодром |
14 мая | Гран При Индианаполиса | дорожный автодром |
29 мая | «500 миль Индианаполиса» | овал |
4–5 июня | Детройт (сдвоенный этап) | городская трасса |
11 июня | Техас (ночная гонка) | овал |
26 июня | Элкхарт-Лейк | дорожный автодром |
9 июля | Айова (ночная гонка) | овал |
17 июля | Торонто | городская трасса |
31 июля | Мид-Огайо | дорожный автодром |
21 августа | Поконо | овал |
4 сентября | Бостон | городская трасса |
18 сентября | Сонома | дорожный автодром |
Фото: Chris Owns / IndyCar Series, John Cote / IndyCar Series, Chris Jones / IndyCar Series