Одно из красивейших мест на Земле — это Бонневильское соляное озеро на северо-западе американского штата Юта в 88 милях от Солт-Лейк-Сити. Белоснежная равнина в окружении гор, настолько огромная, что невооруженным глазом замечается кривизна земного шара, с восхитительными оранжевыми рассветами, ровной и очень твердой поверхностью. Пейзажи высохшего озера можно увидеть в нескольких фильмах: «День независимости», «Бонневиль», «Самый быстрый „Индиан“ и других.
Впервые поверхность Бонневиля начали использовать для проведения гонок ещё в 1896 году, тогда это были велогонки. Представьте себе, как вереница велосипедистов на допотопных велосипедах пересекает белое соляное озеро, достигая рекордных 20 миль/ч, а горячие, жесткие соляные кристаллы набиваются в обувь, складки одежды, под одежду, забивая волосы и поры — жуть! Ощущения пребывания на озере сравнивают то с огромным снежным полем, то с бескрайней белой постелью.
В 1907 году на бывшее озеро стали выезжать и автомобили. С 30-х годов Бонневиль начинает историю мировых рекордов скорости, включая рекорд в 622,4 миль/ч (1001,6 км/ч), поставленный в 1970-м году знаменитым прототипом «Голубое пламя», приводимого в движение уменьшенной копией реактивного двигателя космического корабля «Апполон».
Сейчас на озере Бонневиль заезды проводятся на трассах разной протяженности. Гонщики соревнуются исключительно в достижении максимальной скорости. Мотоциклы и автомобили разных типов разделяются примерно на сотню классов, в зависимости от типа кузова, объема мотора и вида двигателя. При желании можно участвовать сразу в нескольких заездах, меняя на представленном автомобиле двигатели. Самые интересные для любителей скорости автомобильные колесные классы — это лейкстеры (lakesters) и стримлайнеры (streamliners), с открытыми/закрытыми колесами. Регистрация рекордов происходит при помощи электронной системы Chronologic на основе инфракрасных излучателей, что обеспечивает погрешность в измерениях в 1/1000 долю секунды. Каждый участник получает печатную версию своих результатов.
Самое крупное мероприятие — это проводимая в августе «Неделя скорости» (Bonneville Speed Week), победители которой встречаются в октябре на Мировом финале (World Finals) для установления мировых рекордов скорости. В сентябре проходит фестиваль «Мир скорости» (World of Speed), где участники только гоняют по солончаку на максимальной скорости, без регистрации рекордов.
Одним из ярких открытий Бонневильских заездов стал автомобиль с игривым названием Bombshell Betty (погуглите картинки с такими словами, только сначала отгоните детей от монитора), который привез Джефф Брок из штата Нью-Мексико.
Джефф, родившийся и выросший в городке Флинт в ста километрах от Детройта, скульптор по дереву и металлу, прекрасно чувствующий и знающий технику, с самого детства был погружен в мир мотоциклетных гонок. Вместе со своим отцом он реконструировал винтажные мотоциклы и гонял на них, добившись неплохих результатов в национальных соревнованиях.
Свою знаменитую Bombshell Betty он построил на основе Buick Super Riviera 1952 года, купленного в 2008 году на заброшенной лесопилке возле Феникса, штат Аризона. Для Джеффа эта машина значила очень многое: всё-таки она произведена в его родных краях, да ещё и в год рождения его жены.
В 1999 году после переезда в Санта-Фе, штат Нью-Мехико, в замечательный 120-летний дом, с лошадиным ранчо и художественной студией, которую они разделили с женой пополам, Джефф понял, что у него появилась прекрасная возможность объединить любовь к металлу и гонкам, построив собственный ход-роадстер. Окончательное решение пришло к нему, когда он смотрел, не отрываясь, на римейк легендарного belly-tank Билла Берка (Bill Burke), выставленный на крупнейшей автомобильной выставке «World’s Greatest Roadster Show» в калифорнийском городе Помона в январе 2009 года и был сражен его безупречной формой и скоростными качествами.
Вернувшись домой, Джефф самостоятельно продумал конструкцию своего Бьюика, опираясь на свое чутье скульптора и предыдущий опыт строительства старинных мотоциклов. Интересно, что первоначально он и не задумывался об установлении рекордов скорости, а просто хотел прокатиться по соленой поверхности Бонневиля. В июне 2009 Джефф решил набрать помощников из числа местных жителей и остановился на 22-летнем Серхио Хуаресе и 23-летнем Лупе Ниньо. Самому Джеффу на тот момент было 48 лет.
Вдохновленные просмотром фильма «Самый быстрый „Индиан“ с Энтони Хопкинсом в главной роли, где он играет легендарного мотоциклиста, устанавливающего рекорды на Бонневиле, Брок и его помощники работали по 10–12 часов в сутки, зачастую без выходных, и построили автомобиль в рекордно быстрые сроки. Свой вклад в строительство Bombshell Betty внесли также жена Джеффа, Стар Йорк, и механик автосервиса из Альбукерки Даг Андерсон (Doug Anderson), который помог с постройкой высокопроизводительных агрегатов и деталей.
В 2 часа дня 7 августа 2009, накануне дня регистрации на Bonneville Speed Week, где Джефф планировал впервые показать свой Бьюик публике, команда завершала постройку автомобиля, устанавливая изготовленное вручную лобовое стекло. Затем Джефф и Серхио всю ночь ехали, сменяясь за рулем, чтобы прибыть в Бонневиль к 4 утра. Лупе Ниньо не удалось отвертеться от общественных дел в колледже, так что ему пришлось остаться в Санта-Фе.
Поспав три часа, к 9 утра они уже зарегистрировались, прошли административные проверки и… погрузились в исторически самую длительную техническую инспекцию Бонневиля. Как говорили сами участники команды, «у этих людей вокруг нас были деньги, много денег. Но наш автомобиль был наиболее привлекательным. И совершенно не протестированным».
Поспешность постройки автомобиля и, мягко говоря, нетрадиционный подход к проектированию, привели к тому, что техинспекция проходила для этого экипажа несколько часов! На вопрос инспектора «Как вы додумались до таких решений?» Джефф только пожимал плечами: «Прочитал в вашем регламенте». Получившийся в итоге длинный список недочетов был исправлен за воскресенье и понедельник, и автомобиль был допущен к своему первому старту во вторник, 10 августа 2009. Этот своеобразный рекорд добавил интереса к этому и так уже ставшему невероятно популярным среди судей, участников и зрителей автомобилю.
На дебютной гонке Джефф и его Bombshell Betty установили рекорд в классе XO/GCC в 130.838 миль/ч (210.56 км/ч) — начиная с 104.662 миль/ч (168.44 км/ч) в первый свой заезд 10 августа (предыдущий результат в протоколах 2009 года значится как 0.00 миль/ч). И далее год от года Bombshell Betty стабильно появлялась на озере Бонневиль и ставила всё новые рекорды скорости.
Класс XO/GCC, в котором заявлен автомобиль, является частью категории D — Модифицированные купе и седаны с бензиновыми двигателями (Gas Competition Coupe vintage engine). XO является обозначением типа двигателя, в данном случае — рядный. Тем не менее, правила также позволяют применять V8 и V12.
На Бьюике установлен рядный 340-сильный 8-цилиндровый двигатель от Buick 1950 объемом 230 куб.дюймов (5.2 литра), в паре с четырех-ступенчатой коробкой передач Super T-10, и сцеплением, аналогичным тому что применяют на машинах NHRA Drag Racing.
Кузов обшит листовым металлом, что делает Бетти похожим на бомбардировщик. Сглаженный и зауженный на 6 дюймов нос и невероятной формы фары помогают снизить коэффициент сопротивления. Спереди установлен перевернутый бампер с грузовика Dodge, а также специально сконструированный воздухозаборник.
Посмотрите полную галерею фотографий Bombshell Betty на сайте проекта Rocket Heads Racing, получите громадное эстетическое удовольствие.
В 2010 лучшим результатом Джеффа стали 132.67 миль/ч (213.5 км/ч), это также явилось новым мировым рекордом для класса XO/GCC. Позднее, на World Finals 2010 Джефф закрепил свой успех, установив новую планку — 141.821 миль/ч (228.24 км/ч) взамен предыдущих 134,054 миль/ч.
С 2012 года команда получила название «Rocket Heads Racing», а машина претерпела ряд усовершенствований, сфокусированных, как и прежде, на увеличении аэродинамических характеристик. Результатом стало установление рекорда скорости в 162.48 миль/ч (261.49 км/ч), предыдущий рекорд (141.82 миль/ч) не удалось побить в 2011 году.
В 2013 году Джефф снова вернулся на Speed Week, чтобы установить очередной рекорд в классе: 165.735 миль/ч (266.7 км/ч). Final World 2013 был отменен из-за дождя, который размыл соль и превратил ее в грязную кашу, так что увидеть, удалось ли Джеффу преодолеть отметку в 170 миль/ч, мы сможем только в августе этого года.
Владелец команды/конструктор/пилот: Джефф Брок (Jeff Brock)
Команда: Тед Силей, Майк Ойстрич, Стар Йорк, Дэнник Литтл, Шон Кридлэнд, Сандра Уан Физер (Ted Seeley, Mike Oestreich, Star York, Dennis Little, Sean Cridland, Sandra One Feather). Руководитель команды: Серхио Хуарес (Sergio Juarez).
Участвовать в бонневильских заездах могут не только американские гонщики, но и иностранцы. К примеру, в 2013 году на Bonneville Speed Week выступила русская команда (motor.ru/articles/2013/08/22/bonneville9) на черно-красном «Бьюике» 1932 года. В тот раз выступление было не слишком удачным, будем надеяться, что в августе этого года мы увидим ребят в числе финалистов. Кстати, если поедете смотреть на эти гонки, имейте в виду, что прокатные конторы запрещают выезжать на солончаки на арендованных автомобилях, так что не забудьте как следует отмыть автомобиль перед его возвратом.