Пять лучших сезонов NHRA

Ни у одного гонщика не получалось провести сезон без поражений, однако история NHRA знает прецеденты, когда подобные достижения могли вот-вот стать реальностью.

В биографических очерках мы неоднократно упоминали о пилотах, которые на пике своей карьеры настолько явно доминировали в чемпионате, что их практически беспроигрышные серии воспринимались общественностью как нечто само собой разумеющееся и ни у кого не вызывали вопросов.

Сегодня мы расскажем про пять сезонов, в течение которых пятеро легендарных парней сметали всех своих оппонентов без разбора и в итоге добились заслуженной победы по итогам года с таким внушительным отрывом, что в сегодняшних реалиях это кажется практически невозможным.


Army Monza Дона Прюдомма произвела форменный фурор в 1975 году, когда будущий четырехкратный чемпион за рулем этого дрэгстера стал первым на шести ивентах национального первенства из восьми. Но мало кто ожидал, что в следующем году Прюдомм возьмет свой второй титул, выиграв семь Уолли из восьми возможных. Единственной ошибкой на пути к идеальному сезону самого победоносного пилота семидесятых в классе Funny Car стало поражение в финале U.S. Nationals от Гари Берджина. Кроме этой гонки Дон не проиграл ни одного заезда на выбывание на протяжении всего года. Ну, а чтобы ты понимал, насколько абсолютным было превосходство прославленного гонщика в 1976 году, стоит добавить, что Прюдомм отметился лучшим временем прохождения дистанции в четверть мили на каждом ивенте, семь раз становился первым в квалификации, был самым быстрым на финише по итогам шести этапов и дважды переписал национальный рекорд. Впечатляет, не так ли?


И если иконой Funny Car на заре профессионального дрэг-рейсинга под эгидой NHRA по праву считается герой предыдущего абзаца, то в классе Pro Stock в те годы безапелляционно правил Боб Глидден. Звездным часом иконы этого дивизиона стал 1978 год, ознаменовавшийся семью победами на девяти ивентах, последние шесть из которых Глидден провел без единой осечки. В следующем сезоне обладатель трех (на тот момент) чемпионских титулов самого престижного чемпионата в мире гонок по прямой продолжил свое триумфальное шествие, оставаясь непобежденным до NHRA Mile-High Nationals 1979 года. Таким образом, фактически выходец из Индианы не проиграл ни одного заезда на выбывание на протяжении целого календарного года за рулем своего длиннобазного Ford Fairmont.

Подобными результатами не может похвастаться ни один гонщик, пожалуй, за всю историю мирового автоспорта.


Данная подборка выглядела бы как минимум странной без упоминания о самом титулованном гонщике в истории NHRA, да и звезды из других ассоциаций мало что могут противопоставить одному из самых величайших и победоносных персонажей в этом спорте. В 1996 году Джон Форс на пути к своему шестому чемпионству устроил форменный террор на стрипах по всей Америке. На девятнадцати этапах Форс шестнадцать раз отметился в финале, из которых тринадцать выходил победителем, и ровно столько же становился первым по итогам квалификационных заездов. До кучи в Топеке под натиском ветерана рухнул неприступный доселе 4.9-секундный барьер. Благодаря этим достижениям отец троих дочерей стал первым из пилотов, профессионально занимающихся дрэг-рейсингом, кто удостоился звания Driver Of The Year. За последующие двадцать лет лишь Тони Шумахер и Грег Андерсон становились лауреатами этой престижнейшей на североамериканском континенте премии, учрежденной в 1967 году.


В 2004 году один из фаворитов ушедшего года Грег Андерсон положил в свою копилку второй чемпионский титул в классе Pro Stock, попутно установив несколько примечательных рекордов NHRA. Конечно, в процентном соотношении вряд ли кто-либо сможет повторить успех Дона Прюдомма, но абсолютные показатели Андерсона в середине нулевых били все существующие на тот момент достижения других пилотов. Чемпионат тогда включал в себя двадцать три ивента, на девятнадцати из которых Грег дошел до финала, победив в пятнадцати решающих поединках. Ну а дополнение из шестнадцати первых мест в квалификации и семидесяти шести побед в заездах на выбывание стало весомым аргументом в пользу присуждения премии Driver Of The Year именно ему.

Спустя четыре года почетного звания Driver Of The Year удостоился и Тони Шумахер, повторивший в точности успехи Андерсона: пятнадцать побед на этапах первенства, залогом которых стали семьдесят шесть выигранных заездов. Помимо этого на протяжении своего лучшего сезона Шумахер обогнал с результатом пятьдесят три выигранных ивента Джо Амато, став самым титулованным пилотом в классе Top Fuel, коим и остается до сих пор с внушительным отрывом. Помимо этого в том же 2008 году будущий восьмикратный чемпион первым в истории самого быстрого дивизиона стал лучшим на семи ивентах подряд, три из которых входили в двухнедельный марафон Western Swing, состоящий из трех мероприятий на Западном побережье.

Данный материал сейчас все же выглядит набором сухих фактов, статистических данных и цифр, ставших историей. Но на фоне уходящего чемпионата, где девять побед из двадцати четырех возможных и три выигранных ивента подряд в исполнении двукратной чемпионки Эрики Эндерс-Стивенс казались безоговорочным доминированием, успехи этих пилотов кажутся воистину чем-то недостижимым в условиях того, что даже лучшим спортсменам свойственно ошибаться, а у любых механизмов есть предел надежности.

Фото: из открытых источников

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.