Не успели еще остыть впечатления от совсем недавней гонки в американской Дайтоне, как ровно неделю спустя происходит еще одно весьма знаменательное событие в мире автоспорта: в Австралии стартует 12-часовой марафон на одной из самых сложных и знаменитых трасс мира: Mount Panorama.
Liqui-Moly Bathurst 12 Hour, энудранс-гонка в Батхерсте, в этом году получила новый виток развития своей истории. Компания SRO (Stefan Rattel Organization), являющаяся организатором одного из крупнейших чемпионатов современной истории Blancpain GT Series, взяла ее под свое крыло и включила в новую гоночную серию под названием Intercontinental GT Challenge. Таким образом, 2016 год подарит нам радость от просмотра нескольких уникальных гонок.
Всего в этом году календарь Intercontinental GT Challenge включает в себя пока 3 события: помимо гонки в Mount Panorama сюда войдет 24-часовой марафон на бельгийской трассе Спа-Франкоршам 28–31 июля и 12-часовая гонка на трассе Сепанг в Малайзии 10–11 декабря.
Чем же известен Bathurst 12 Hour?
Если рассказывать коротко, то его история началась еще в 60-е годы, когда тысячекилометровая гонка для автомобилей класса туринг переместилась из австралийской Виктории (Phillip Island Circuit) в Mount Panorama.
Затем, в 1990 году регламент чемпионата переработали под автомобили класса продакшен — для седанов с 4-х и 6-ти циллиндровыми двигателями, однако, допускались также двигатели V8 и автомобили с нагнетателями. Но, любые машины со среднемоторной компоновкой, а также класса GT, были категорически запрещены. Батхерст со временем стал ареной битвы между заводскими командами вроде Mazda, Holden, Citroen, Peugeot, Nissan, Maserati, BMW, Lotus и даже Porsche. Но спустя несколько сезонов чемпионат переместился в Сидней, и на протяжении некоторого количества лет в Батхерсте ничего не происходило.
В 2002 и 2003 состоялось две 24-часовые гонки, и все опять затихло.
Возрождение 12-часового традиционного соревнования пришлось на 2007 год. Регламент фактически повторял предыдущий, для класса продакшен, а событие начало собирать неплохое количество участников: в 2009 на старт вышло 49 автомобилей.
Затем, в 2013, в гонку допустили автомобили класса GT3. Первую победу одержала команда Erebus Motorsport в составе Бернда Шнайдера, Томаса Йагера и Александра Ролофа на Mercedes-Benz SLS AMG.
В 2014 победителем стала команда Maranello Motorsport, чей ведущий пилот Алан Симонсен погиб летом 2013 года во время гонки в Ле-Мане. В 2014-м был учрежден приз его имени за поул-позицию: Allan Simonsen Pole Position Trophy.
В 2015 гонка поставила рекорд по количеству появлений на трассе автомобиля безопасности: 20! раз. А победителем впервые стал Nissan GT-R, который выбился в лидеры за два круга до финиша.
2016
В этом году Allan Simonsen Pole Position Trophy был вручен экипажу McLaren под номером 59 команды Techno Autosports в составе Шейна ван Гисбергена (Shane Van Gisbergen), Альваро Паренте (Alvaro Parente) и Джонатона Вебба (Jonathon Webb). Они же и победили в гонке, привезя следующему экипажу Nismo Nissan GT-R всего 1,2 секунды! Вдумайтесь, это разрыв между первым и вторым местами после 12 часов гонки! Третьим стал №10 команды M-Sport Bentley, четвертое место досталось команде Phoenix Audi, а пятое Erebus Mercedes под номером 36.
Надо сказать, что большого сюрприза не получилось. Все пять автомобилей из Топ-5 (при этом, все пять разных производителей) так или иначе лидировали на протяжении всей гонки. В лидеры по очереди выходили то Bentley команды M-Sport, то Erebus Mercedes, то победитель прошлого года Nismo Nissan GT-R.
Конечно, гонка удалась.
Трасса Mount Panorama отличается не только красивыми видами и наблюдающими в сторонке за автомобилями кенгуру, но и невероятной сложностью трека, чья длина свыше 6 тысяч метров, а перепад высот составляет 174 метра! При этом основная скоростная шикана не просто «закрытая», но и расположена на спуске, а на главном прямике трассы скорости превышают 300 км/ч. Чтобы проходить некоторые повороты на открытом газу, нужно иметь воистину железные нервы и несгибаемую волю к победе.
За 12 часов лидеры сменялись 29 раз: главные претенденты на победу — пять перечисленных выше основных конюшен (Audi, Bentley, McLaren, Mercedes и Nissan) — крепко держали лидерство в своих руках, не подпуская никого и на пушечный выстрел. При этом, как между ними, так и среди автомобилей класса AM, борьба шла не шуточная. Автомобили безопасности выходили на трассу 13 раз за 12 часов, и это только в тех случаях, когда была необходимость эвакуации или другая серьезная опасность на трассе.
Во многих же случаях, участникам инцидентов удавалось разобраться без посторонней помощи. Батхерст — трасса по своей структуре, скорее, городская, без широких зон безопасности и с близко расположенными к полотну гардрейлами из мягких шин. Поэтому, частенько автомобиль, вылетевший в покрышки, умудрялся сам выбраться из ловушки и продолжить движение, даже если и только до боксов своей команды.
В общем зачете и классификации Pro победа Макларену досталась во многом благодаря везению: ни одной аварии и существенного повреждения, но в то же время внезапная проблема с электроникой, когда автомобиль просто остановился на трассе с отказавшим электричеством. 45 секунд в «умершем» автомобиле явно стоили пилоту и нервов, и седых волос. Все уже готовились к введению режима безопасности и эвакуации, как вдруг оранжевый McLaren завелся и поехал дальше как ни в чем не бывало.
Завоевать победу помогла команде и грамотная тактика питстопов. Они успели уйти на финальный питстоп во время последнего режима безопасности, где-то за 90 минут до окончания гонки, и в дальнейшем уже оставались на трассе, а вот их главный соперник Nismo Nissan GT-R # 1 был вынужден уйти на питстоп позже — за 50 минут до финиша, и так и не сумел уже больше отыграть первую позицию.
Не очень везло в гонке и команде M-Sport с двумя Bentley Continental GT3 #10 и #31. Экипаж с бортовым номером 31 дважды попадал в аварии. Сначала довольно жесткий контакт с McLaren #60 — который, впрочем, не помешал экипажу вернуться на лидирующую позицию, а затем и еще одна авария, повредившая переднюю часть автомобиля — и очень странный питстоп, когда механики заменили поврежденное колесо, но не тронули глубоко загнувшийся кузов, который и пробивал резину. И вот через два круга #31 вновь заезжает в боксы и вновь на ободе — и тут уже понятно, что ремонт требуется более серьезный, чем просто перекинуть колеса. В итоге 7-е место.
10-й номер Bentley оказался более успешным и сумел противостоять Phoenix Audi, в экипаже которой ехали помимо Алекса Дэвисона — Маркус Винкельход и Лоренс Вантхоор. Впрочем, на протяжении гонки было заметно, что, несмотря на свой многоопытный экипаж, Phoenix Audi уступает команде Bentley, особенно на длинных прямых.
Хочется также отметить и команду Erebus Motorsport: несмотря на то, что они используют один из самых старых автомобилей категории GT3, они ухитряются держаться на уровне топовых участников, а их пятое место в общем зачете говорит, что они еще та заноза для остальных претендентов на победу.
В классификации AM победа досталась экипажу #75 MPC Audi. Второе место заняла команда Lago racing #32 на Lamborghini Gallardo, а третье завоевали International Motorsports Audi #82.
ЛЮБОПЫТНО!
- В отличие от большинства длинных гонок Liqui-Moly Bathurst 12 Hour стартует ранним утром, в 5.45, когда на улице еще темно, и заканчивается ранним вечером. Во многом такое расписание связано со световым днем, хотя для Европы это не лучшее время для трансляции.
- Как наследие предыдущих соревнований Bathurst 12 Hour, Intercontinental GT Challenge принимает у себя также автомобили серии V8 — например, MARC Focus V8, MARC Mazda 3 V8.
- Одним из необычных участников гонки стала Daytona Sportscar Coupe — великий и удивительный представитель американского автоспорта. Его идеально-аэродинамический кузов разработал Питер Брок (Peter Brock). Daytona Coupe стала популярной в 1965 году, когда обошла Ferrari на мировом чемпионате FIA GT.
Следующий этап Intercontinental GT Challenge состоится в конце июля в бельгийских Арденнах, а мы приглашаем всех к экранам 8–10 апреля, когда в итальянском Мисано состоится первая гонка Blancpain GT Sprint Series.