На автодроме в Дайтоне (Калифорния, США) в 54-й раз прошел традиционный гоночный марафон. Первым к финишу пришел болид европейской категории LMP2 (Le Mans Prototype 2), оставив не у дел местных пилотов на машинах категории DP (Daytona Prototype).
Скотт Шарп, Йоханнес ван Овербек, Луис Фелипе Деран и Эд Браун довели свой болид Honda HPD Ligier JS P2 до победы в марафоне и в своей категории. Раньше машины LMP2 не выигрывали марафон в Дайтоне. Победный дубль принесли своей команде Corvette Racing пилотов на Chevrolet Corvette C7.R в категории GTLM. В другой категории «Гран-Туризмо» — GTD выиграл экипаж на Audi R8 LMS GT3. Российские экипажи команды SMP Racing не смогли показать высоких результатов из-за технических проблем и на прототипе BR-01 и на Ferrari 488 GTE.
Первый системный момент — выступление российской команды SMP Racing, которая была представлена в классах Prototype (P) и GTLM. В каждой категории было по одному автомобилю, но ни одному из экипажей не удалось показать высоких результатов. За рулем прототипа BR-01 с двигателем Nissan выступали Михаил Алешин, Кирилл Ладыгин, Николя Минассян и Маурицио Медиани.
Дождевая квалификация, проведенная Алешиным, дала команде поул-позицию, которую они потеряли почти сразу. Машине очень не хватало скорости на прямых, но довольно долгое время BR-01 держался не далее круга от лидера.
Перед гонкой команде пришлось заменить двигатель, но и другой оказался, видимо, не идеальным. Однако, 20-минутный провал произошел по причине неполадок в тормозной системе заднего левого колеса. Механикам пришлось провести большую работу, чтобы снова выпустить болид на трассу. Дальнейшие проблемы, как сообщается, были вызваны неполадками с двигателем.
Тем не менее, BR-01 гонку закончил с отставанием от лидера на 119 кругов и на 9 месте в своем классе и 38 месте в общем зачете. Экипажу SMP Racing на Ferrari 488 GTE повезло еще меньше: гонку закончить пришлось в боксах досрочно. Поломка турбонаддува примерно за пять часов до финиша лишила экипаж в составе Виктора Шайтара, Андреа Бертолини, Джеймса Каладо и Джанмарии Бруни возможности побороться за хороший результат, а, возможно, и за подиум.
Второй системный момент связан с премьерой автомобилей Ford GT. После долгого отсутствия автоконцерн собрал новый спорткар и заявил о его участии в целом ряде соревнований, включая и марафоны.
Дайтона стала первым крупным испытанием, новый Ford GT его фактически провалил. Одна из машин до финиша не добралась, другая отстала от лидера в классе на 35 кругов. Как и положено, в таких случаях, команда говорит о «замечательной и быстрой машине», но «это был первый выезд». На самом деле, речь идет о множестве проблем, часть которых команде еще предстоит выяснить. Одна из установленных причин неудачи — неполадки в коробке передач. Тем не менее, команда (иначе — ни как) с оптимизмом смотрит на участие в марафоне «24 часа Ле-Мана», который пройдет в июне.
Третий системный момент — выступление прототипа нестандартной конструкции и/или компоновки. «Странные» машины порой выходят на трассы гоночных марафонов, но редко участвуют в общем зачете.
Компания Nissan в прошлом году вышла на чемпионат мира по автогонкам на выносливость (FIA WEC) с болидом нестандартной компоновки и полностью провалила сезон. Это пример отрицательного результата опыта, который, тем не менее, тоже опыт сам по себе. В Дайтоне зрители увидели на трассе необычный по компоновке прототип DWC13 или Deltawing. Стартовый номер у него был «0» (традиционно), но в зачет он вошел. Более того, если бы не досадная авария, экипаж Deltawing мог претендовать на подиум.
Примерно через три с половиной часа после начала гонки в районе первого поворота прямо посреди трассы опасно остановился болид команды Starworks Motorsport Oreca FLM09 (категория Prototype Challenge) под управлением Криса Камминга. Появились желтые флаги, но остроты ситуации это не сняло.
Казалось, лишь вопрос времени, когда кто-то из пилотов не успеет объехать стоящий по центру трассы автомобиль. Так и получилось: этим автомобилем оказался Deltawing, которым управлял Энди Мэйрик. Произошло столкновение, после которого ни Oreca, ни Deltawing продолжить гонку уже не смогли. В руководстве команды Panoz DeltaWing Racing сказали прессе, что у них были проблемы с радиосвязью. Вероятно, пилот получил не полную информацию о возникшем в первом повороте препятствии.
За сутки марафона опасных гоночных моментов было достаточно, как и выездов автомобиля безопасности. Были и пробитые колеса, и «прогулки» по газону, и кончившееся перед самым финишем топливо. В каждой из категорий была своя интрига, но на финише особенно волнительно было за гонщиков в обоих классах GT. Невероятную борьбу продемонстрировали пилоты двух болидов Chevrolet Racing (класс GTLM) Оливер Гэвин и Марсель Гарсиа. На протяжении последних кругов болиды летели бок о бок, и было неясно, кто из них придет первым.
Параллельно обострилась ситуация в GTD, когда в баках Lamborghini Huracan Фабио Бабини не осталось топлива. Рене Раст на Audi R8 LMS вышел в лидеры. Затем стал замедляться, но ему все же хватило преимущества над следующей за ним Porsche 911 GT3 известного российским болельщикам пилоты команды Lada Sport WTCC Ники Катсбурга.
После финиша по непонятным причинам прямо на трассе застыл Corvette DP Макса Анджелелли. Медики эвакуировали пилота для осмотра. Предположительно, пилот отравился выхлопными газами. Как сообщается, еще до этого инцидента пилоты говорили о запахе в кабине. На итоговой пресс-конференции вопрос не был прояснен.
Курьезный момент, «взорвавший» Twitter, связан с «путешествием» Патрика Линдси на Porsche Porsche 911 GT3 R за пределы трассы. Вероятно, с автомобилем возникли проблемы, и пилот решил «срезать» дорогу в боксы через паддок, располагающийся в центре кольца автодрома Дайтона.
Кадры с гоночным автомобилем, протискивающимся среди людей и обычных машин моментально облетели мир.
Разумеется, были еще масса моментов, которые невозможно перечислить. Одна картинка закатов-рассветов над трассой чего стоила, несмотря на не лучшее качество видео-трансляции на сайте IMSA в целом. Но болельщики могли создать себе картину происходящего, в том числе, с использованием соцсетей. Особенно активным «постером» был Twitter Porsche, в свою очередь IMSA также радовали болельщиков оперативной информацией и видеосюжетами. Однако россиянам, которые следят не только за «Формулой-1», не помешает подучить английский язык, чтобы быть в курсе всех событий.
Фото: Tequila Patrón ESM, IMSA, Ford Motor Company, Porsche Motorsport, Park Place Motorsports