В 54-й раз во Флориде собрались, пожалуй, лучшие гонщики со всех уголков планеты, чтобы сразиться за победу в суточном марафоне. Наряду с аналогичными соревнованиями в Ле-Мане и на Нюрбургринге, кубок из Дайтоны считается одним из самых почетных трофеев в кольцевом автоспорте.
Во многом благодаря тому, что гонка Rolex 24 At Daytona проводится традиционно зимой в последние выходные января, у многих именитых пилотов есть время принять в ней участие (в том смысле, что они не заняты в этот период на других соревнованиях). Список заявленных пилотов в этом году кажется даже солиднее, чем «лемановский» 2015 года. Альбукерк, Дерани, Фитипальди, Пла, Хантер-Рэй, Хартли, Приоль, Диксон, Канаан, Вурц, Магнуссен (ст), Рокенфеллер, Фарфус, Фэсслер, Спенглер, Физикелла, Ригон, Беретта, Танди, Бамбер... В пелетоне представлены гонщики из крупнейших мировых, континентальных и национальных первенств. История сложилась так, что существует в прямом смысле водораздел (наверное, океан мешает) между американским и евро-азиатским автоспортом. Однако «24 часа Дайтоны» эту границу размывает абсолютно: герои американских треков и овалов выходят на старт вместе со своими заокеанскими «коллегами по цеху».
В классе Prototypes (P) в гонке участвует экипаж в составе Михаила Алешина, Кирилла Ладыгина, Маурицио Медиани и Николя Минассяна на автомобиле BR-01 под номером 37. В классе GT Le Mans (GTLE) на автомобиле Ferrari 488GTE под номером 72 в соревнованиях участвуют Виктор Шайтар, Андреа Бертолини, Джанмариа Бруни и Джеймс Каладо.
Ночью 29 января (это если по московскому времени) прошли квалификационные заезды. В отличие от гонки они были поистине спринтерские: на «все дела» — час чистого времени, по 15 минут на каждый из четырех классов. В заезде принимает участие один пилот от каждого экипажа. Чем лучше круг, тем выше позиция на старте. Никаких сложений-вычитаний, все ясно и понятно, как понятно и то, что поул-позиции в гоночных марафонах скорее спортивная формальность, чтобы расставить машины на старте. Гонка настолько длинная и непредсказуемая, что и с последней стартовой позиции можно приехать на подиум.
Погодные условия в этот раз оставляли желать много лучшего: шел дождь, да так, что газон местами напоминал рисовые плантации, залитые водой. Мокрая трасса заставила некоторых пилотов ошибаться, а некоторых — сойти.
Первыми на трассу вышли пилоты самой младшей серии GT Daytona (GTD). Гонщики откатали свое время без эксцессов, и пилоты Porsche-911GT3-R №73 праздновали победу в квалификации, которую им доставил Норберт Сидлер.
Следующими на трассу вышли также автомобили GT, но с грифом «Ле-Ман» — GTLM. В этой серии представлена машина российской команды SMP Racing Ferrari 488GTE, а пилотировал ее в квалификации Джанмариа Бруни. К сожалению, итальянский гонщик не проехал ни одного результативного круга. В шикане его Ferrari поскользнулась и ушла с трассы в занос. Болид боком «причалил» к барьеру из отработанных покрышек, сломав заднее антикрыло.
Квалификация для Бруни на этом закончилась, а для остальных прервалась красными флагами на время эвакуации. Машина не получила видимых существенных повреждений, если только к вылету с трассы не привели какие-то внутренние неполадки. Поул-позицию в категории GTLM завоевал известный по сериям WEC и Porsche Superсup британец Ник Тэнди на Porsche 911 RSR. Таким образом, обе поул-позиции в категориях GT остались за болидами производства немецкого автоконцерна. Также в этом классе зрители увидели новый Ford GT.
Пару болидов представляет известная в США команда Chip Ganassi Racing. Блеснуть скоростью в квалификации Джою Хэнду и Райану Бриско не удалось. «Форды» будут в своей категории стартовать последними вместе с потерпевшим неудачу в квалификации экипажем SMP Racing.
Категория Prototype Challenge (PC) фактически является моноклассом для болидов Oreca FLM09 c двигателями Chevrolet. Тут лучшее время показал британец Джонни Молем.
Самый быстрый класс — Prototypes (P) — вышел на трассу последними. Победитель квалификации возглавит общий пелетон на старте в воскресенье. И этим пилотом будет кто-то из экипажа автомобиля BR-01 (двигатель Nissan) российской команды SMP Racing. Победу в квалификации добыл нашему экипажу Михаил Алешин.
Практически каждый следующий круг Михаил проходил с улучшением. Но соперники не давали российскому гонщику выиграть заезд «в одни ворота», сталкивая его с первой строчки. За четыре с половиной минуты до клетчатого флага Алешин был вторым, но он снова улучшил свое время и выиграл заезд. Победа в квалификации имеет не столько спортивное, сколько психологическое значение: команда с отличным настроем выйдет в воскресенье на старт марафона.
Гонка Rolex 24 At Daytona начнется 30 января в субботу в 23:00 (мск) и продлится ровно сутки. Следить за соревнованиями посредством тайминга и телетрансляции (бесплатно) можно на сайте организаторов IMSA.com.
Фото: IMSA и кадры из трансляции.