Самое профессиональное хобби

Хуан Пабло Монтойя — один из самых харизматичных гонщиков последнего времени. И уровень его харизмы никак не зависит от количества побед. Это в принципе не взаимосвязанные вещи.

Хуана Пабло Монтойю можно было бы назвать по большому счету неудачником, ведь за всю свою историю в большом автоспорте он так и не завоевал ни одного титула чемпиона мира в «Формуле-1», не стал чемпионом ни в NASCAR, ни в нынешнем IndyCar. Исключение — серии Formula 3000 (1998) и Indycar CART (1999) в юности. Можно было бы, но если бы он сам хоть как-то рефлексировал на эту тему. Но нет.

Хуану Пабло это глубоко безразлично. Он живет в Майами, у него трое детей и одно из самых прекрасных хобби — автоспорт, потому что после интервью с ним мне сложно назвать автоспорт как-то иначе, чем главным хобби его жизни. Хобби, которым он занимается, совершенно профессионально.


Начало карьеры у Хуана Пабло было традиционным: картинг, затем младшие «формулы». В 9 лет уже получил чемпионский титул в национальном детском чемпионате по картингу, в 11 — в юношеском, а в 17 лет уже выходил на старты Formula Renault. Дальше Монтойя переезжает в Европу, выигрывает британскую «Формулу-3» и получает контракт на «Формулу-3000». Именно она станет тем мостиком к будущему сотрудничеству с Williams F1 сначала в роли тест-пилота, а затем и основного гонщика. Этот контракт и сделает Монтойю тем, кем он является и по сей день: очень быстрым, очень известным, очень богатым и очень независимым. «Я занимаюсь автоспортом, потому что мне это нравится», — говорит он. И его невозможно заставить смотреть на жизнь иначе.


После «Формулы», где по большому счету он не достиг никаких серьезных высот, хотя и выигрывал разные Гран-при, он уходит в NASCAR. Однако за те пять с половиной сезонов, что он провел в «Формуле-1», он получил такое количество поклонников и фанатов, как мало кто еще мог бы похвастаться. Личное обаяние, легкий взгляд на жизнь и гедонистические устремления, при этом живой и ироничный ум, хорошее чувство юмора и однозначный талант всегда быстро находят отклик в людях. С такими приятно общаться, на них хочется быть похожими.

«Как вы расслабляетесь? А я не напрягаюсь», — вот идеальный девиз Монтойи по жизни.

В Америке по большому счету у Монтойи тоже не сложилось: NASCAR оказался не его стихией, зато он трижды выигрывал самую знаменитую заокеанскую гонку «24 часа Дайтоны», в которой участвовал на прототипах. В 2014 году он переходит в IndyCar. Монтойе уже 39 лет, но он готов дать фору самым молодым и амбициозным. Однако, опять неудача: Монтойа вновь остается без титула.

Зато происходит на первый взгляд неожиданная история: заводская команда Porsche, второй год после 16-летнего перерыва выступающая в мировом чемпионате по эндурансу и наконец вернувшая себе чемпионский титул, приглашает Монтойю на тесты. Опа! Этот поворот удивительно напоминает аналогичную ситуацию двухгодичной давности, когда Porsche Team пригласила уставшего и разочарованного в F1 Марка Вебера, столь же талантливого, сколь нереализованного и неоцененного. И именно с Porsche Вебер наконец завоевал столь долгожданный титул Чемпиона мира и открыл многим глаза на то, что «есть жизнь и после Формулы-1». Может, и с Монтойей будет так же?


В конце ноября на трассе «Сахир» в Бахрейне Монтойя вновь принимает участие в тестах. Более того, он показывает лучший результат среди всех участников всех тестов за все команды в тот день. Вебер постоянно находится с ним на связи из боксов и внимательно наблюдает за результатами.

Ходили даже слухи о том, что в 2016 году Монтойя примет участие в марафоне «24-часа Ле-Мана» за команду Porsche, ведь победитель прошлого года Нико Хюлькенберг не сможет выступать из-за наложения календаря с этапом «Формулы-1». Но, увы, слухи оказались беспочвенны. На «24 часа Ле-Мана» Porsche будет выставлять всего два прототипа. Впрочем, так же, как Audi и Toyota.

Время, показанное Монтойей на трассе «Сахир» во время второй трехчасовой серии лишь на секунду отличалось от лучшего времени Тимо Бернхарда на аналогичном прототипе Porsche 919 Hybrid во время квалификации перед этапом: 1.40,861 против 1.39,670.

«Мы впечатлены работой Хуана. Он работал профессионально и был очень хорош: первый быстрый круг в его исполнении составил одну минуту и 45 секунд».
Андреас Зайдль, шеф Porsche LMP1:

После тестов Хуана Пабло привели к журналистам. Хорошо, что на следующий день после гонки многие уже разъехались, и удалось поговорить в более-менее камерной обстановке.


Честно говоря, до этого я ни разу не общалась с Монтойей, и мне было очень интересно понаблюдать за ним в живую. Впечатление очень позитивное: даже если многое в его поведении и является некоей игрой, то и тогда его отношение к жизни вызывает глубокую симпатию. Предлагаю вашему вниманию некоторые фрагменты интервью с колумбийским автогонщиком Хуаном Пабло Монтойей.

— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о Porsche 919.

— Я ездил на самых разных гоночных машинах, и мне есть с чем сравнивать. 919-й очень мощный и очень стабильный. Он настолько предсказуемый, что так и просится вывести его из состояния равновесия. Хочется заставить его сойти с ума и выполнять твои прихоти. Эта машина настолько проста (в хорошем смысле), что ты рискуешь на ней не почувствовать грани, если расслабишься.

— Есть ли какая-то разница в стиле управления «индикаром» и «ле-мановским» прототипом? Изучаете ли вы автомобиль, прежде чем сесть за руль? Анализируете ли стиль вождения?

— Да, в общем, особой разницы нет. Все везде одинаково: садишься за руль, привыкаешь к автомобилю и пытаешься выжать из него по максимуму. Знаете, я стараюсь не усложнять себе жизнь. Я имею ввиду, что можно, конечно, провести подробнейший анализ машины и того, как ей управлять, как тормозить, где тормозить, и, главное, почему.

У меня весь анализ заключается в том, что, если ты собираешься войти в поворот и не входишь — значит, ты едешь слишком быстро. Значит, в следующий раз здесь нужно ехать медленнее. Вот и все.


— Каковы ваши дальнейшие амбиции, связанные с Porsche и WEC?

— Честно говоря, я не знаю. Я абсолютно доволен тем, чем занимаюсь сейчас, и если вы имеете ввиду какие-то планы по WEC или Ле-Ману, то мы это пока не обсуждали. Мне нравится находиться здесь и управлять этим автомобилем, я получаю от этого удовольствие. Но я совру, если скажу, что сегодня у меня есть какие-то более конкретные планы, нежели просто прокатиться.

— Какие у вас планы на следующий год?

IndyCar. Меня это вполне устраивает. Я не особо рефлексирую на эту тему — делаю то, что доставляет мне удовольствие. У меня и нет никаких других амбиций. Я обожаю гонки, я обожаю управлять автомобилем.

Все мои планы — это сесть за руль, выиграть гонку и надрать всем задницы. Все очень просто.

— Какой стиль жизни вам нравится больше всего — европейский, азиатский или американский?

— Здесь даже нет вопросов: конечно, американский. Я живу в Майами, у меня там все отлично.

— Но как же вы сможете управлять Porsche в WEC?

— Ну а сколько этапов проходит в Европе? Четыре? Ну ничего, я переживу как-нибудь 4 недели в Европе за сезон!


Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.