Встретились однажды сорокалетний Фредерик Генри Ройс (1863–1933) — владелец компании в Манчестере «Ройс ЛТД», выпускающей электрокраны и динамо-машины, и Чарльз Стюарт Роллс (1877–1910) — выпускник престижного Тринити-колледжа в Кембридже, аристократ и наследник многомиллионного состояния. Встретились и задумали создать самый лучший автомобиль на всей планете. В 1907 году на подиуме выставочного центра «Олимпия» в рамках Лондонского автосалона предстал Серебряный Призрак — машина, породившая вокруг себя легенды.
Уже потом в лондонских гаражах богатых аристократов машина, задуманная, как воплощение мечты, познала немыслимые превращения. Ее украшали с вызывающей роскошью, приспосабливали для охоты на тигров, и даже сооружали зимний вариант с лыжами вместо колес. А Мартин Скорсезе недавно заявил, что будет снимать любовную драму «Серебряный призрак», где помимо отношений между мужчиной и женщиной, он расскажет великую истории великого автомобиля. Неординарный режиссер понял, что должен миру еще один шедевр кинематографа в качестве рассказа про таких же неординарных создателей, как и он сам: «В фамильных тайнах, слишком много загадок, о которых должны узнать все».
Долгие годы именитый английский скульптор, создавший символ компании, парящего ангела, Чарльз Сайке самолично отливал фигурки для каждой машины Rolls-Royce и ставил на них свою подпись. Ходят слухи, что в фильме Скорсезе главными фигурами будут отцы-основатели компании и девушка Элеонора, помощница и возлюбленная одного из первых заказчиков «Серебряного призрака», которая позировала скульптору. Вот так интрига!
Герой фильма «Silver Ghost» стал, едва ли не самым известным автомобилем на планете. Уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире», чем необычайно раззадорили секретаря королевского автоклуба, а главное, бывшего партнера Роллса. Клод Джонсон был так поражен самоуверенностью бывших коллег, что решил организовать большие испытательные пробеги «Silver Ghost». На дистанции сначала 2000 миль (3200 км), а затем 15 тыс. миль (более 24 тыс. км). автомобиль единственный раз испытал неудобство, когда из строя вышел топливный краник. На что Джонсон, не кривя душой, но в недобром расположении духа, скрупулезно зафиксировал стоимость ремонта: 2 фунта 2 шиллинга 7 пенсов.
Это был тринадцатый экземпляр (1907 года), который создали при участии фирмы Barker, которая снабдила легендарное шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасила корпус в серебряный цвет. Посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки. Но вся загадка в имени любимого детища Генри Ройса не только в лунных оттенках асфальтовых улиц. Невероятно мягкий ход автомобиля и практически бесшумная работа агрегатов настолько впечатляли, что другого имени первому Роллс-Ройсу днем с огнем не сыскать… В очередной раз в компании показали свои неординарные качества.
В начале века, когда в Британии максимальная скорость передвижения автомобиля была законодательно ограничена четырьмя милями в час, а перед каждой машиной должен был идти человек и, размахивая красным флагом, предупреждать всех об опасности, Роллс увлекался скоростными гонками и установил личный рекорд скорости — 136,4 км/ч. Небольшие специальные серии «Серебряного Призрака» выпускали в разные годы и называли в честь проходящего в этот год автопробега. Говорят, — это дань уважения разбившемуся в 1910 году на собственном самолете Чарлзу Роллсу.
Поистине, королевское величие и такая же цена обеспечивали Роллс-Ройсам соответствующий круг покупателей. Rolls-Royce был главной машиной в гараже британской королевы Елизаветы II и норвежского короля Улафа V. Когда в 1997 году Гонконг перешел под юрисдикцию Китая, одно из первых решений, которое приняло правительство КНР — переписало парк машин Rolls-Royce на себя.
Англия и Америка довольствовались лучшим автомобилем эпохи. А что же Россия? О, здесь любили шикарные машины не меньше. В США на торги выставили экземпляр, хозяин которого заверяет, что данная модель принадлежала российскому Императору Николаю II. Автомобиль был представлен в России в 1913 году на автовыставке в Санкт-Петербурге. Сразу после нее Николай II сделал себе спецзаказ, по которому была построена машина, обладающая всеми мыслимыми тогда элементами комфорта — электрическим освещением, мягкими удобными сиденьями, вазами для цветов, несессерами, пепельницами и даже телефоном.
Между тем, любимой машиной «последнего царя» был французский Delone-Belleville 1912 года. По тем временам это была одна из самых роскошных представительских машин высшего класса, ценившаяся тогда выше своего английского аналога — Rolls-Royce.
За рулем Delone-Belleville княгиня Долгорукая
По слухам, в 20-е годы Rolls-Royce Николая II попал в коллекцию известного американского циркового импресарио Джона Ринглинга из цирковой труппы братьев Ринглинг, где отрабатывал в качестве шоу-кара в одном из местных казино Лас-Вегаса до самой смерти нового владельца. Через годы автомобиль нашли в бункере, когда он уже считался безвозвратно утраченным. За несколько мгновений по меркам столетия цена столь редкого фиолетового «Призрака» выросла от 5.5 млн$ до 11 млн$. Истинные патриоты и ценители ретро техники заявляют, что этот Роллс-Ройс просто обязан вернуться в Россию.
Есть мнение, что Николай II стал первым в России, кто сел на Rolls-Royce, вторым стал миллионер-промышленник Рябушинский, третьим, после того как был реквизирован царский гараж, вождь мирового пролетариата — Владимир Ленин, который ездил на двух автомобилях этой марки, один из которых был с лыжами вместо передних колес и с гусеницами вместо задних.
«Митинг на заводе Михельсона подошел к концу. Ленин сошел с трибуны и, наклонив голову вперед, широкими шагами направился к выходу из гранатного цеха. Пройдя в сопровождении толпы девять саженей, он подошел к ожидавшему его во дворе Роллс-Ройсу» — писал Сергей Шумаков в статье «Серебряный Призрак Ленина».
Один из Роллс-Ройсов Ленина попал в Россию в 1915 году. Заказала его императрица Александра Федоровна, и дворцовым ведомством за него было заплачено 17.5 тысяч золотых рублей, что составляло тогда 1850 фунтов стерлингов (курс рубля к британскому фунту стерлингов с 1791 года по сегодняшний день — около 420 тысяч долларов). Автомобиль был собран мастером Мэком Эгертоном на заводе в Норвиче, где традицией фирмы было фиксировать имя человека, соединяющего кузов и шасси автомобиля. Все детали на нем родные, только серебряную статуэтку на пробке радиатора в 1990 году похитил кто-то из посетителей музея Ленина, где авто стоит до сих пор. А на месте символа Духа Экстаза находится качественная дюралевая копия.
Автомобиль-легенда Silver Ghost, выпущенный в 1907, прошел без единого ремонта почти 14 371 миль, став иконой «Лучший в мире автомобиль».
А самыми известными «довоенниками» стали модели с кузовом Barker Tourer и кабриолет Barker с жестким верхом. Первый автомобиль был построен на заводе Ройса на Кук стрит в Манчестере, а после его триумфа компания переехала в специально построенный завод на Найтингейл роад, Дерби.
Сегодня штаб-квартира Rolls-Royce и сборочный завод находятся среди холмов Сассекса в Гудвуде, Великобритания. Красота окружающей природы вдохновляет не только всемирно известного архитектора сэра Николаса Гримшоу, но и всех тех, кто каждый день творит историю легендарной марки автомобиля.