В этом фильме Бонд ни разу не сел за руль: белый кабриолет Toyota 2000GT пилотировала симпатичная Аки, коллега из японской службы разведки. Несмотря на то, что сам супершпион не показывал чудес управления машиной, Toyota 2000 GT заслуженно получила статус бондмобиля.
Непривычный дизайн японской машины, выбранный режиссерами, быстро привлек внимание автолюбителей, хотя бы потому что до этого Джеймс Бонд предпочитал только британские авто.
Суперкар для агента 007 и в этот раз был оснащен солидными шпионскими штучками, разработанными по последнему слову науки и техники корпорацией Sony. За номерные знаки спереди и сзади были вмонтированы видеокамеры, передающие сигнал на мониторы, встроенные в салон. Это позволяло Бонду и Аки держать связь с главой японской разведки. К тому же кабриолет был оборудован радиотелефоном, высококачественным приемником, кассетным плеером, который включался голосом, видеомагнитофоном в бардачке и даже миниатюрным цветным телевизором. Нынешняя привычная «начинка» автомобиля — мечта 60-х годов.
Фильм, фильм, фильм:
— создатели фильмов об агенте 007 впервые значительно отошли от оригинального сюжета романа;
— режиссер Льюис Гилберт дважды отказывался от работы над этим фильмом, но в итоге согласился;
— из-за натянутых отношений с продюсерами и постоянного вторжения журналистов и папарацци в его личное пространство (вплоть до посещения туалета) Шон Коннери отказался сниматься в продолжении бондианы, а впоследствии заявил, что роль Бонда убивает в нем актера, он не вернулся к роли Джеймса Бонда в следующем фильме бондианы, отклонив предложение в 1 млн долларов;
— фильм назван по первым строчкам хайку (национальный жанр японской поэзии), написанного в стиле известного японского поэта Басё (you only live twice — живешь лишь дважды, once when you're born — один раз, когда рождаешься, and once when you look death in the face — другой, когда смотришь смерти в лицо), но в книге хайку написано самим суперагентом и цитируется им же, а в фильме этот момент опущен;
— название фильма «Живешь только дважды» оказалось пророческим для съемочной группы: команда создателей опоздала на рейс и чудом избежала гибели — улетевший по расписанию самолет разбился вскоре после взлета, выживших не было;
— во время съемок один из операторов фильма лишился ноги — произошла авария с вертолетом;
— актриса, сидевшая за рулем Toyota 2000GT, не умела водить автомобиль, иллюзию движения создавали шесть каскадеров за кадром и кабель, за который тянули машину;
— бюджет фильма составлял $9 500 000, для 1967 года это была астрономическая сумма.
Киноверсия
Говорят, что именно благодаря высокому росту Шона Коннери (6,2 фута — 190 см) в Японии появился спортивный кабриолет (в Toyota 2000GT мог поместиться человек ростом не выше 5,8 футов). Но официальная версия утверждает, что просто «продакт плейсмент» был одним из методов продвижения только что созданной машины и по указанию режиссера машина должна была быть открытой, ведь так можно эффектно снять перестрелки, и хорошо видны действия актеров.
В итоге вместо лобового стекла установили акриловую панель, полностью съемную — для съемок крупного плана. Боковые окна, рамы и регуляторы были удалены, сзади был создан симулятор откидной крыши — специально для фильма. Все изменения были завершены всего за две недели.
Из двух оригинальных автомобилей, произведенных для фильма, один располагался на Гавайях и вернулся в Японию, где был полностью восстановлен и отправлен в автомобильный музей Toyota в Айти. Местонахождение второго автомобиля неизвестно, но еще несколько серийных автомобилей были переделаны под реплики автомобиля Джеймса Бонда.
Актер, играющий в современных экранизациях Джеймса Бонда, Дэниел Крейг назвал Toyota 2000GT своим любимым бондмобилем за все времена бондианы.
Оригинал
Toyota 2000GT стал совместным проектом компаний Toyota и Yamaha: работа над концептом началась еще в 1963 году, через два года на Токийской автовыставке состоялась публичная премьера родстера, а спустя еще пару лет (в 1967 году) произошел старт продаж Toyota 2000GT. Эта машина производилась только три года, а в 1970 году модель сняли с производства.
Компания Toyota выпустила всего 351 такую машину, две из них были переделаны в кабриолеты специально для съемок в фильме «Живешь только дважды», 337 — выпущены серийно. Все машины производились на конвейерах завода Yamaha, так как Toyota принимала участие только в разработке спорткара. 84 представителя серии имели левое расположение руля. Все автомобили были распроданы на рынках Японии, США и Европы.
Модель 2000GT получила уникальный экстерьер, хотя была спроектирована на платформе обычного седана: двухместный фастбэк с обтекаемым кузовом, длинной передней частью и короткой кормой. Дизайн Toyota 2000GT явно напоминает своими формами Jaguar E-type: стильные поднимающиеся фары, хромированные «плавники» спереди, а вместо бамперов сзади — клыки, круглые фонари задней светотехники, литые диски. Большинство 2000GT были окрашены в красный или белый цвет.
По техническим характеристикам японский родстер достоин большого внимания, для тех лет это был прорыв. Автомобиль Toyota 2000GT имел 6-цилиндровый рядный двигатель DOHC с двумя распределительными валами, 12-ю клапанами и прямым впрыском топлива. Мотор был модернизирован компанией Yamaha и создан на базе двигателя Toyota Crown — при 2-литровом объеме он выдавал 150 л.с. при 6600 об/мин, а максимальный крутящий момент составлял 18 кг при 5000 об/мин. Подача топлива осуществлялась за счет трех двухкамерных карбюраторов — по одному на каждый цилиндр.
Колесная база составляла 2330 мм, полная длина — 4175 мм, полная ширина — 1600 мм, а высота — 1160 мм, вес автомобиля — 1120 кг. Инженеры Toyota 2000GT сместили вниз центр тяжести для лучшей устойчивости авто и повысили жесткость кузова благодаря прогрессивной конструкции задней рамы с лонжеронами замкнутого профиля. В заднеприводный Toyota 2000GT устанавливали независимую подвеску на сдвоенных параллельных А-образных рычагах (ранее задняя ось легковых машин была жесткозакрепленной), усиленные передние и задние дисковые тормоза. Уже в те времена эта модель комплектовалась как механической, так и автоматической трансмиссией.
Такие технические характеристики позволяли автомобилю развить скорость до 217 км/ч за 10,1 сек, а дистанцию в 400 метров проходить за 15,9 секунд. Расход топлива составлял 7,59 л на 100 км.
Дизайн
Изысканная отделка и внутреннее убранство Toyota 2000GT для японского автопрома тех времен, на шаг отставшего от западного, могли конкурировать с оформлением салонов топовых спорткаров английского производства, например, Jaguar.
Салон украшался ценной породой древесины и натуральной кожей. Панели из палисандрового дерева создавали мастера компании Nippon Gakki, производящей музыкальные инструменты (теперь эта компания называется Yamaha Corporation). Приборная панель дополнялась магнитолой и часами с функцией хронометража.
История создания
История Toyota 2000GT началась с того, что на первом японском Гран-при три автомобиля марки Toyota победили каждый в своем классе. Продажи автомобилей резко поднялись, и у руководства компании родилась идея построить настоящий спорткар, не просто спортивную версию массовой модели, а именно спортивный автомобиль.
Компании Mazda и Nissan практически в одно время с Toyota начали разрабатывать спортивные автомобили, которые впоследствии стали культовыми: Mazda Cosmo Sports — первая серийная машина с роторным двигателем, Nissan (Datsun) 240Z — наиболее продаваемый автомобиль-купе, и Toyota 2000GT — самое красивое и дорогое спортивное авто того времени.
Проектирование прототипа поручили маленькой группе талантливых инженеров, во главе с Дзиро Кавано (Jiro Kawano). Дизайн Toyota 2000GT создал Сатору Нозаки (Satoru Nozaki). На его первых рисунках автомобиль не имел открывающихся фар, а форма задней части не была однозначно утверждена. Поскольку опыта создания с нуля машины такого класса компания Toyota доселе не имела, пришлось обратиться за помощью к еще одной японской инжиниринговой компании — Yamaha, и, как оказалось, очень вовремя: глава Yamaha Каваками поссорился с президентом Nissan Кавамата. Из-за этой ссоры был закрыт полностью готовый проект Nissan 2000GT, хотя автомобиль был уже построен. Кто-то считает, что прототип Nissan A550X стал прообразом Toyota 2000GT, но это не так: Nissan A550X по конструкции имел несущий кузов и мотор производства Yamaha.
С января 1965 года команда Кавано продолжила работу над проектом уже с компанией Yamaha. Для создания автомобиля с чистого листа были подобраны автомобили-референты: английские спорткары Lotus Elan и Jaguar E-type. Дзиро Кавано импонировал внешний вид E-type, но каплевидная форма авто на высокой скорости задирала заднюю ось, что делало машину сложной в управлении, а эталон управляемости был снят с Lotus Elan.
Аэродинамических труб тогда еще не было, но при проектировании 2000 GT купе сделали с максимально низкой крышей и невысоким лобовым сопротивлением. За основу прототипа взяли X-образную хребтовую раму: в Toyota уже опыт постройки этой легкой в производстве конструкции — строить пространственную раму или цельнонесущий кузов было дороже и сложнее.
По кругу установили по сути гоночную двухрычажную подвеску, и впервые на японском автомобиле были установлены дисковые тормоза по кругу и задний самоблокирующийся дифференциал. Команда Кавано вместе с представителями Yamaha активно внедряли технические новинки, что и отразилось на конечной стоимости Toyota 2000GT.
У дешевой и простой в создании X-образных хребтовой рамы был очень высокий центральный тоннель и мало места для размещения коробки передач. Поэтому из-за небольших размеров картера коробки для 2000GT была выбрана коробка передач от небольшого грузовика Toyota, вот только 4-ступенчатая коробка не подходила для осуществления заданных динамических характеристик — пришлось добавить пятую передачу.
Гонки
Помимо гражданской версии 2000GT готовили и гоночную — алюминиевый кузов была легче на 230 кг, модель оснащалась гоночным мотором в 197 л.с., а позже и в 217 л.с. Но регламент обязывал выпустить 500 автомобилей, так что эта версия переместилась в класс полноценных прототипов типа Porsche 906 и Prince R380. Впрочем, и в этом классе машина сумела финишировать третьей на Гран-при Японии в 1966 году, а в 1967 году она стала первой в 24-часовой гонке Fuji.
Toyota 2000GT установила 13 мировых рекордов прохождения дистанции и средней скорости. Но спустя несколько лет компания Porsche выпустила модель 911R специально для установления рекордов, который и побил большинство достижений японского суперкара.
В качестве основы двигателя для гоночной версии был выбран шестицилиндровый агрегат 3М от Toyota Crown, который после доработок Yamaha (замена головки блока и установки двойного распределительного вала) по расчетам должен был выдавать 160–170 л.с. (но по факту всего 150 л.с.).
В итоге через три месяца после начала работ именно этот прототип был представлен на автошоу в Токио в 1965 году.
После первого же выезда на испытательную трассу под управлением талантливого японского гонщика Шихоми Хосоя (Shihomi Hosoya) оказалось, что кузов недостаточно прочен: на нем появились вмятины, разрывы и деформации.
Для прототипов второго поколения кузов усилили, было выпущено 5 экземпляров версии 280 А/II. После соответствующих испытаний один прототип отошел Кэрроллу Шелби для изучения и настройки гоночного варианта, а два экземпляра превратили в кабриолеты для фильма про Джеймса Бонда.
Крайне высокая цена Toyota 2000GT погубила отличный проект. Существовал прототип, который мог снизить стоимость производства, это версия 390A: вместо дорогих открывающихся фар — стационарные, вместо дорогой отделки деревом и кожей — пластик. Руководство Toyota отказалось от него: цена бы уменьшилась незначительное, что никак не повлияло бы на спрос, а имидж модели был бы испорчен.
Для продвижения в США японцы выбрали именно гоночную стезю: отправили в Калифорнию три автомобиля для гонок и пригласили Кэрролла Шелби, самого знаменитого гонщика США, для полноценной подготовки автомобиля к кузовным гонкам SCCA.
Первые тесты показали, что в автомобиле слабоваты тормоза, а кузов дает большие крены на поворотах. Команда Кэрролла Шелби считалась легендарной и могла настроить любой автомобиль, поэтому после замены многих компонентов машины смогли конкурировать с остальными. В дебютном сезоне заняли четыре первых места, восемь вторых и шесть третьих, что можно считать выдающимся результатом.
Стандартные машины оснащались шинами Dunlop, а Toyota 2000GT SCCA — резиной Goodyear, Кэрол Шелби был дистрибьютором этой компании. Но даже этих усилий было мало, чтобы Toyota 2000GT стала конкурентом Porsche 911 в сознании покупателей. Стоимость суперкара в 1967 году составляла 2 380 000 иен или $6800, а Porsche 911T продавалась за $5995. Надежды на огромный американский рынок рухнули: из всех выпущенных серийных экземпляров только 53 автомобиля были проданы в США.
Резюме
Toyota 2000 GT стал началом новой эпохи для компании Toyota и для японского автопрома вообще. Ранее Toyota выпускала маленькие, надежные малолитражки и доступные внедорожники и седаны, а выпуском первого японского спортивного автомобиля класса Gran Tourismo компания доказала всему миру наличие высокого технического потенциала. В наши времена эти купе и родстеры Toyota 2000GT по праву носят звание самых дорогих и считаются достойными экспонатами любой автоколлекции: цены на аукционах достигают 375 тысяч долларов.