NHRA Funny Cars. Когда деревья были большими

Прогресс и технические новшества — вещи безусловно нужные и важные. Но в погоне за совершенством, иногда мы теряем что-то большее.

Пожалуй, в жизни каждого человека наступает переломный момент, когда небо за окном перестает устраивать своей синевой в сравнении с тем, каким оно было в детстве.

Вот именно тогда ты и прекращаешь в полной мере радоваться происходящему и начинаешь постоянно сравнивать многочисленные аспекты окружающей действительности с тем, что было в семидесятых, при Сталине, ну или на худой конец во времена, когда мобильники были монохромными и не у всех. Огромное количество статей было написано на тему того, что раньше железо было толще, моторы больше, да и машины создавали инженеры, а не маркетологи. Я же хочу поделиться своими соображениями касательно более узкого аспекта современных тенденций в автомобилестроении, а именно дрэг-рейсинга, точнее эволюции болидов Funny Car за последние полвека.


Вряд ли кто-то приходит на автодром, чтобы поболеть за своего любимого производителя моторных масел, хотя лично я как-то сильнее переживал за успехи Ferrari, когда на заднем антикрыле формульного болида красовался логотип Marlboro. Как правило, фанаты тратят свои нервы и деньги в пользу заводских команд или же конкретных пилотов. И в этой ситуации кажется абсолютно логичным, что поклонники Джона Форса приезжали на стрип на «Мустангах», а Джим «Jungle Jim» Либерман своими фееричными выступлениями на ивентах NHRA неплохо поднял популярность Chevrolet Camaro среди любителей легальных и не очень заездов на квотер. В шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых очертания дрэгстеров были узнаваемыми с первого взгляда и с любого ракурса, они кардинально отличались друг от друга и практически каждым изгибом напоминали конкретный стоковый автомобиль, несмотря на гипертрофированные формы, которые и дали в свое время название классу Funny Car.

Что мы имеем сегодня? Чем отличается Ford Mustang, на котором Джон Форс выиграл свой шестнадцатый чемпионский титул в 2013 году от его Chevrolet Camaro образца текущего сезона?

Ответ прост: логотипами спонсоров и нарисованным поверх стеклопластиковой «скорлупы» фасадом, дающим отсылку к одному из представителей Большой Тройки.


Если содрать весь винил и оставить голый кузов, то идентифицировать производителя, который, к слову, тратит семизначные суммы на все это мероприятие под названием NHRA Mello Yello Drag Racing Series, будет решительно невозможно. Стоит признать, что в эпоху рассвета интернета и телевидения существует гораздо более действенные инструменты для повышения привлекательности бренда для потребителя, нежели спортивные достижения, но для любителей автогонок по-прежнему важно соотносить своего фаворита с производителем дорожных автомобилей. Если бы это было не так, на стрипах не мелькали бы персонажи в майках «Mopar Or No Car», а особо упертые фанаты не набивали бы себе голубые овалы Ford в самых неожиданных местах.


Искренне хочется верить, что боссы NHRA это понимают, и именно поэтому изменился регламент в классе Pro Stock, чьи болиды в следующем сезоне хоть немного, но все же приблизятся к своим гражданским аналогам, благодаря отказу от огромных воздухозаборников на капоте и переходу на электронный впрыск топлива.

После трагической гибели Скотта Калитты в 2008 году для повышения норм безопасности дистанцию в классе Funny Car сократили с четверти мили до тысячи футов. В условиях, когда аэродинамика является одним из основополагающих факторов успеха на гонках, достаточно было банально обязать команды выкатывать на стрип дрэгстеры, более похожие на автомобили, с которыми они должны ассоциироваться. Скорости бы непременно упали, а уровень безопасности бы неминуемо повысился.


Многие со мной могут не согласится по каким-то отдельным пунктам, но факт остается фактом: популярность соревнований в различных Pro Mod сериях, а также мероприятий в духе Hot Rod Reunion, в которых участвуют пилоты на винтажных аппаратах, созданных по классическим канонам шестидесятых и семидесятых, неумолимо растет год от года. И одной из причин этого роста, безусловно, является то, что сидя на трибунах, ты будешь болеть за конкретного гонщика, потому что именно Dodge Challenger и именно 1970 года выпуска является твоим автомобилем мечты с тех самых пор, как ты впервые увидел фильм Vanishing Point. Собственно, поэтому ты и заявился на мероприятие в кепке с надписью «Hemi Powered».

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.