Мартин Иванов, как мне показалось, человек совершенно счастливый. В профессиональном смысле ему повезло сразу дважды. Он может «исполнять» на автомобилях такое, что умеет далеко не каждый заслуженный пилот. А еще он активно снимается в кино. Даже такие крупные звезды как Мэтт Деймон или Дэниэл Крейг и шагу без него ступить не могут, потому что все те крутые трюки, которые по сценарию положено проделывать их героям, на самом деле исполняет Мартин.
Мартин — трехкратный обладатель Всемирной премии кинокаскадеров TAURUS в категории «Лучшая работа с автомобилем»: в 2005 году за фильм «Превосходство Борна», в 2008 году за фильм «Ультиматум Борна» и в 2012 за «Координаты Скайфолл», также неоднократно номинировался на TAURUS за фильмы «Квант милосердия», «Код доступа: Кейптаун», «Форсаж 6» (категория «Лучшая работа с автомобилем») и фильм «Стритрейсеры» (категория «Лучшие трюки в иностранном фильме»)! За его плечами — съемки в трех сериях «Бондиады» — «Квант милосердия», «Координаты Скайфолл», а теперь еще и «Спектр».
Собственно, именно благодаря «Спектру» Мартин оказался в Москве, а благодаря бренду Jaguar Land Rover мне удалось с ним встретиться и немного пообщаться: после премьеры фильма в Москве для гостей JLR в новом открывшемся центре Jaguar Land Rover Experience Мартин вместе с инструкторами центра показали целое представление с постановочными трюками из фильма. Там были быстрые и красивые автомобили, настоящие вертолеты, трюки со взрывами, погонями, стрельбой и, конечно, традиционная дуэль между Бондом и Злодеями.
— Мартин, вы же в прошлом профессионально занимались автоспортом. Почему бросили и ушли в каскадеры?
— Собственно, я и попал в профессию через автоспорт, которым начал заниматься еще в Литве. В 1996 году я стал чемпионом Литвы на зимнем ипподроме и кольцевым гонкам в классе VW Golf. В 1998–1999 годах стал чемпионом Литвы по ралли в классе переднеприводных автомобилей и занял 5-е место в абсолютном зачете. Затем в 2000-м выступал в российской раллийной команде НИИШП, но это длилось всего год, затем команду расформировали, и я остался ни с чем. С автоспортом все сложно: нужны спонсоры, а кризис, который был тогда и есть сейчас, этому не способствует. Мой отец — тоже известный каскадер, Виктор Иванов. В 2000 году он пригласил меня на съемки, я попробовался, мне понравилось. В 2003 году в Москве снимали «Превосходство Борна», и я таким образом начал голливудскую карьеру.
— Тяжело ли сниматься с такими звездами как Крейг?
— По существу разницы нет. Например, в «Кванте Милосердия» Крейг появляется только на крупных планах. Все остальные трюковые сцены выполнял я. Так что мы практически даже не пересекались.
— Как проходили съемки «Спектра»?
— В декабре мы сначала собрались в Лондоне, где тестировали «Ягуары» на знаменитой трассе Top Gear. У нас было две недели тестов там, затем еще две недели тестов в Австрии — проверяли все: возможности резины, амортизаторов, подвески, но главное — поведение автомобилей на снегу. Основная проблема заключалась в том, что снег на склоне был очень мягкий, и машины сразу проваливались. Чтобы решить этот вопрос, местные работники каждый вечер накануне съемок поливали склон водой, чтобы он замерзал и был твердым. Мы его, конечно, за съемочный день весь разбивали, так что вечером приходилось опять заниматься тем же самым. В итоге сразу после Нового года мы приехали на съемки в Австрию в горы, где провели полтора месяца, а оттуда уехали в Рим и там снимали еще месяц.
Много дублей приходилось делать?
— По-разному. Какие-то сцены снимали с одного дубля, какие-то получались только с десятого. Например, в городских съемках в Риме, где мы прыгали через машину, нам хватило одного дубля, а вот когда была сцена погони, и мы съезжали вниз по ступенькам на набережную, пришлось сделать порядка шести дублей. К сожалению, в фильме этот эпизод получился немного невнятно, но материал, который мы снимали с нескольких камер, выглядел шикарно!
— Какой эпизод стал самым необычным для вас?
— Наверное, это проезд по стене под углом 45 градусов: у меня были очень странные впечатления. Мы сделали порядка пятнадцати дублей: снимали и с катера, и в движении, и со статичных камер. При этом скорость нужно держать не менее 130 км/ч, чтобы машина не «сползала» вниз, и было еще несколько правил. Например, когда едешь по стене, нужно все делать очень плавно, нельзя резко тормозить или резко ускоряться, иначе машина сразу «сваливается».
— Но ведь, наверняка, для таких съемок и автомобили специально подготавливались? Или же это были стоковые тачки?
— Нет, конечно. Что касается Jaguar, то на съемках всего одна настоящая С-Х75. Ее использовали в павильоне, для съемки крупных планов актеров. Ее стоимость была порядка 10 млн, и, конечно, ее берегли. Для каскадерских съемок было предоставлено еще порядка шести подобных машин. Но это были специально построенные автомобили, которые выглядели как С-Х75 только внешне.
На самом деле это был сваренный из труб каркас, на который навешивались пластиковые панели. Внутри там практически ничего не было. Кроме того, например, мой каскадерский Jaguar был укомплектован пятилитровым турбомотором, который устанавливают и на «Ягуары», и на «Рейндж Роверы», и пневмогидравлической коробкой передач как на Ф1 с лепестками под рулем.
Что касается внедорожников, которые мы снимали в Австрии, то их специально готовили в подразделении компании SVR. На них были установлены специальные элементы прочности плюс спортивные амортизаторы и подвеска. Вообще удивительно, но эти машины вообще не ломались и проблем с ними почти не было. Единственная поломка, которую я помню — это рычаг подвески и выбитое колесо во время съемки сцены, где я на С-Х75 сношу в ходе погони скутера. Нужно было в повороте придержать Jaguar, вот и придумали.
— А какая самая крутая тачка, на которой вы ездили? — Больше всего понравился Astom Martin DBS в «Кванте Милосердия». А в этой серии очень интересный Jaguar, но он намного сложнее управлялся. Но обе машины очень веселые!
P. S. Думаю, называя самую крутую тачку, Мартин под впечатлением от только что выполненных трюков на Jaguar просто забыл о своем опыте с машиной «Формулы-1». Совсем недавно он принял участие в съемках ролика, в котором тягач команды Lotus F1 Team прыгает с трамплина, а под ним в этот момент по диагонали проскакивает «Формула». Трюк был выполнен Мартином, который находился на рулем Lotus, а его коллега, американский каскадер Майк Райан, управлял фурой. Любопытно, что сам Мартин был одет в омологированное белье с надписью «Кими Райкконен», а комбинезон, шлем и переговорную гарнитуру предоставил Марко Соренсен, датский пилот, выступающий за Lotus в серии GP2. Он же помогал и освоиться в кокпите.
P. P.S. сейчас, когда материал уже фактически «уходил в печать», мне стало известно, что Мартин улетает в Лондон, чтобы вместе с Jaguar C-X75 из «Спектра» принять участие в знаменитом Шоу Лорда-Мэра, которое на протяжении вот уже 800 лет проходит в лондонском Сити.