Вот уже третий год подряд на подмосковной трассе Moscow Raceway проходят заезды Porsche Sport Challenge, который организует Олег Кесельман и его команда Kesselman Motorsport при поддержке Porsche Rusland.
Думаю, нашим читателям представлять Олега Кесельмана не нужно: в России не происходит ни одного спортивного мероприятия Porsche, к организации которого не приложил бы руку Олег. Однако, наверное, не все знают, что в прошлом Олег весьма именитый автоспортсмен, мастер спорта международного класса, который выиграл в свое время все европейские чемпионаты, в которых участвовал. За исключением одного: Porsche Carrera Cup. И при этом именно Porsche запал в душу гонщику глубже всего.
— Знаешь, — сказал он мне в самом начале интервью, — у меня до сих пор свежи воспоминания о том, как я впервые столкнулся с этим автомобилем. Я ехал за суперкрутую и успешную команду «Шуберт Моторспорт» в гонке «24 часа Нюрбургринга» с самыми топовыми пилотами в составе, в том числе и с Клаудией Хуртген. У нас все было с иголочки, новое, красивое, крутая BMW M3 купе, куча инженеров и механиков, а рядом, в соседнем боксе, находились ребята, у которых был кубковый Porsche, а еще условно стол и стул — и все. И они меня просто спросили: «Хочешь прокатиться?» Так как я любил все новое, я согласился.
— И что? Ты сел в этот Porsche, проехал и понял, что все, пути назад нет?
— Я понял, что развиваться надо в эту сторону, в направлении настоящих спорткаров, которые уже изначально создаются в спорте, а не тех семейных автомобилей, из которых потом строят спорткары. Автомобиль Porsche в итоге получается в 2 раза дешевле, чем тот же М3, но доработанный до нужного уровня он дарит те же, если не более сильные, эмоции. С тех пор я с Porsche. Причем ты же знаешь мою карьеру — я более 30 лет в гонках, но вот с Porsche Carrera Cup так и не сложилось. Мне даже многие немцы советовали поискать другой, параллельный чемпионат, но меня так и не отпустило (смеется). И я не жалею!
— Олег, но почему же ты не смог там выиграть? Неужели там настолько высокий уровень пилотов? Или настолько сложная машина? Может быть, просто не судьба?
— Может, и не судьба. Но в те годы конкуренция в чемпионате была невероятно высокая, на старт выходило более 40 машин, и, чтобы ты понимала, — уровень пилотов такой, что даже после DTM люди по полсезона «въезжали» в десятку. Машина тоже специфичная, малейшая ошибка дает сразу огромное отставание, нужна постоянная практика.
С одной стороны, Porsche 911 GT3 Cup очень похож на обычный дорожный Porsche 911, а с другой — это чистый спорт, машина весьма чувствительна к нюансам настройки и управления, все зависит от работы инженера, механиков и самого пилота.
— Почему же тогда, если машина такая сложная и капризная, столько людей от нее без ума?
— Помимо того, что она как раз интересна благодаря своей сложности и того, что тебе приходится ей доказывать, что ты круче нее (а это заводит), компания Porsche знаменита своей клиентской политикой. Во-первых, ты можешь купить гоночный автомобиль практически через любой дилерский центр и там же заказать запчасти. Это дорогого стоит. Во-вторых, Porsche традиционно во многом берет на себя организацию локальных чемпионатов и тем самым их развивает. Для организации чемпионата компания имеет проверенного партнера-организатора, которого всячески поддерживает.
— Я так понимаю, что в России это как раз ты и твоя компания Kesselman Motorsport? Но все же Porsche Sport Challenge — это же не заводской чемпионат? Просто ты его проводишь с официальной поддержкой?
— В целом — да. Но мы работаем в паре с представительством. Они мне доверяют определять политику чемпионата, но я при этом, естественно, соблюдаю генеральную линию.
— Как долго ты шел к тому, чтобы создать такой чемпионат? Когда возникла в первый раз эта идея?
— С тех пор прошло 6 лет. И вот буквально недавно мы сидели, общались с участниками и вспоминали, как заезды еще проходили на автодроме «Мячково», как мы сами себе резали бутерброды и накачивали колеса. Безусловно, большой стимул в развитии нам придало появление Moscow Raceway. И дальше все уже пошло намного быстрее. А в этом году открыли Porsche Driving Center здесь же, на Moscow Raceway, и еще сразу колоссально прибавили в развитии.
— Это очень красивая схема: Porsche Driving Center поставляет участников в Porsche Sport Challenge, а «челлендж»,челлендж в свою очередь, заставляет людей задуматься о том, что они еще не все умеют и пора бы им поучиться спортивному вождению...
— К сожалению, это не я такой гениальный, что придумал такую схему (смеется). Но да, в принципе ты описала все верно.
— А кто все эти люди, которые едут у тебя в соревнованиях?
— Это парни, которые пришли на гоночные треки два, три, четыре года тому назад. Они даже не все в курсе того, что существует Российская серия кольцевых гонок, они ездят на тесты в Европу и гоняют на Нордшляйфе, поэтому могу смело сказать: я не перетянул ни одного клиента из Чемпионата России. Это люди из Porsche Club, в котором всего состоит порядка 500 владельцев этих автомобилей. 150 из них наиболее активные, их интересует все, что происходит вокруг Porsche. Вот, например, на финальном этапе участвовало порядка 80 владельцев, и это не рекорд. Я являюсь неким связующим звеном между клубом и представительством. Я могу сообщество Porsche подтолкнуть в каком-то направлении, но навязать ничего не могу. Они выбирают то, что им нравится и интересно.
— Наверное, с одной стороны хорошо, что это не просто гонки, а клуб по интересам, а с другой — это всегда сложнее организовать…
— Да, мы стараемся сделать так, чтобы люди приезжали сюда с друзьями и семьями, и чтобы их гостям было не скучно. Поэтому помимо самого спортивного ивента, здесь еще масса других развлечений вне трассы — от тест-драйвов до, не поверишь, маникюрного салона. Зато все довольны и счастливы. После июльского соревнования ко мне подошли взрослые мужики, владельцы Porsche 911 со слезами счастья на глазах. «Спасибо, — говорят, — Олег, что проводишь такие гонки. Наши одноклассники узнали через соцсети о мероприятии, узнали, что мы гоняемся, приехали повидаться. А мы 15 лет не виделись!».
— У тебя же тут проходит троеборье…
— Нет-нет, троеборье это для зрителей! Это как конкурсы. Что касается участников, то они могут заявиться в одном из трех (или во всех трех) соревнованиях —Driver’s Trophy Regularity, Time Attack и Sport Challenge. Собственно, это фактически три ступеньки сложности одного мероприятия.
Самое простое в это пирамиде — заезды на регулярность. Тут можно проехать трассу в спокойном темпе, привыкнуть к автомобилю и происходящему на треке, потренироваться. Затем выезжают в Time Attack — здесь уже посложнее и скорости выше. Ну а верхушка — это Sport Challenge, нормальный, серьезный чемпионат. Ты попробуй этих людей обгони — практически невозможно, настолько они вкатаны и едут уже фактически профессионально.
— А в каком из соревнований сегодня больше всего участников?
— В Time Attack. Примерно половина от общего числа. Оставшаяся половина делится поровну между Driver's Trophy и Sport Challenge. Но я хочу сказать, что заезды Time Attack — это своеобразные курсы повышения квалификации. 3 года назад мне приходилось уговаривать людей поехать в «Спорт Челлендже», а сегодня они говорят, что больше никогда не поедут вTime Attack. Просто это совершенно другой уровень, и когда человек до него дорастает, он просто поднимается еще на одну ступеньку.
— Можешь оценить, как прошел сезон? — Не поверишь, но мне кажется, что в этом сезоне мы слегка переборщили с активностью (улыбается). У нас прошло девять мероприятий, включая выезд в Сочи и Sport Challenge перед этапом DTM. Все же любительская серия должна иметь не более шести событий за сезон. Мы, правда, и в этом году планировали шесть, но вот не получилось!
Интерес к мероприятиям Олега Кесельмана и Porsche подтверждает и тот факт, что за прошедший период года было куплено порядка 40 (!!!) автомобилей Porsche GT3, при этом первая партия разошлась еще на уровне предзаказов, до поступления автомобилей в автосалоны. Из 39 автомобилей 30 — участники чемпионата, и лишь 9 ушли на сторону. Так что сразу понятно, что массовость этих мероприятий к следующему году не только не утихнет, но еще и наберет обороты. Ну а дальше куда расти участникам?.. Дальше — можно и в VLN, чтобы какой-нибудь еще пилот, участвующий в гонке на автомобиле другой марки, посмотрел на скромно стоящий в боксах Porsche 911 GT3 Cup и навсегда в него влюбился.