То, что происходило в этот уикенд на трассе в итальянском Мизано, можно поистине вносить в хрестоматию автогонок.
Blancpain GT Series проводили здесь свой предпоследний этап двумя спринтовыми гонками — собственно, примерно так, как это происходило летом в Москве, с одной только разницей — первая квалификационная гонка была вечерней, или, правильнее, ночной. Красота атак и обороны превосходила все мыслимые пределы, но и жесточайшая авария, произошедшая в начале первой гонки, также достойна войти в учебник истории.
Я не буду сейчас долго объяснять регламент и систему начисления очков — если вам станет интересно, это всегда можно посмотреть на официальном сайте серии в соответствующем разделе. Но чтобы было понятно, скажу следующее: квалификация состоит из трех сегментов, за поул в каждой категории команда получает одно очко. Первая гонка называется квалификационной, а грид расставляется по итогам квалификации. Очки распределяются как 8-6-4-3-2-1. Вторая гонка происходит на следующий день и грид расставляется по итогам квалификационной гонки, а очки считают как 25-18-15-12-10… и т.д. Пожалуй, это все, что нужно знать.
Еще одна важная информация: в зачете «Профи» и, соответственно, в общем зачете мы болеем за команду Вадима Когая Rinaldi Racing на ярко-зеленой Ferrari 458 Italia, в которой выступает три спортсмена — немец Марко Зифрид, австриец Норберт Сидлер и наш Ринат Салихов. При этом Марко и Норберт — совершенно «свои» ребята, которых очень быстро начинаешь воспринимать как русских, ну и что, что говорят на другом языке.
Я хочу сказать, что в автоспорте это элементарная штука — отсутствие национальности. Есть только свои и не свои. Ну а про «Рино» и говорить нечего! Наш по всем параметрам!
В зачете Pro-Am выступает команда GT Russian Team Viatti, и там едут Алексей Васильев и Марко Асмер (под номером 70) и Алексей Карачев и Кристоф Бушу под номером 71.
Накануне в Мизано шли дожди, и трасса буквально напиталась водой. Квалификация была очень сложной. Rinaldi прошли в третий сегмент, но времена в итоге были не очень. Честно говоря, в какой-то момент они уже потеряли надежду, но под конец решили рискнуть. По словам Рината, «тактика остудить шины, чтобы потом рвануть» срабатывала всего один раз, потому что обычно, после остывания, шины Pirelli уже не дают нужного эффекта, но в этот уикенд тактика снова сработала. На последнем круге Норберт Сидлер, который был за рулем, выстрелил так, что одним махом обогнал все времена и оказался на поуле.
Именно он и стартовал в ночной гонке. Начиналась она уже затемно, по Москве ее транслировали в 10 вечера, стартовали с хода. Норберт полностью разыграл свой поул, не дал никому ни одного шанса и сразу вырвался в лидеры. Это был первый хрестоматийный момент. Свои полгонки он безоговорочно лидировал, затем команда применила тактику позднего питстопа, Норберт создал очень комфортный отрыв, заехал в боксы, когда уже не было давки на питлейне, поменялся местами с Марко и пошел наблюдать гонку из боксов. Марко вернулся на трассу на первой позиции и до конца ее удерживал.
Все идеально. Если не считать совершенно ужаснейшего краша, который произошел в начале заезда, в конце 12-й минуты.
На таймере гонки смотреть с 48:20, на таймере YouTube — с 25:16.
Bentley Boys — они вообще безбашенные. На трассе они ведут себя так, как будто законы написаны не для них, но, несмотря на разговоры в боксах, им пока все сходит с рук. В Москве, стоя на подиуме, они под гимн России натягивали комбезы на причинном месте, чтобы показать, как они всех отымеют. Но едут они и вправду отлично.
Они настолько «Bad boys», что это даже красиво, но из-за своего дерзкого стиля езды они не только сами постоянно попадают в аварии, но и провоцируют массовые завалы.
В этот раз они не поделили трассу с Audi R8 из бельгийского клуба «Ауди» под номером 1. Сложно сказать, кто виноват: судя по ночным кадрам, Жюль Зимковиак на Bentley, участвующий в молодежном зачете Silver Cup, просто не увидел обгонявшую его слева Audi, ударил ее в правый борт и затем улетел в отбойники вместе с ней. Краш был ужасающий, еще страшнее, что это происходит в темноте, и невозможно сразу оценить масштаб разрушений. Обломки усеяли всю трассу и сейфити-кар сразу же выехала на трек, чтобы собрать участников. Audi пострадала намного сильнее, но хуже было то, что Лоренс Вантхуур из команды Belgian Audi Club Team WRT, хоть и выбрался самостоятельно из машины, практически не мог идти, и его сразу отправили в госпиталь. Правда, говорят, что дело обошлось только растяжением.
GT Russian Team Viatti закончила вчерашний день с одним финишем и одним гравием, но поскольку в спринт сериях две машины команды — единственные, что едут в категории Pro Am, то соревнуются два «Мерседеса» только между собой, хотя в общем зачете по сезону соперников намного больше.
По регламенту во второй гонке стартует второй пилот команды, таким образом воскресный заезд открывала зеленая Ferrari 458, на этот раз с Марко Зифридом за рулем. Если Норберт — «золотой» пилот, то у Марко пока только серебряная категория, хотя едет он очень круто. А главное, что он невероятно вынослив. Выступая в Ле-Мане в этом году в команде Патрика Демпси (кстати, второе место в категории LMPGT ProAm), из 24 часов он провел за рулем 10, еще 10 достались третьему участнику команды, а голливудская звезда все больше занималась своими делами и встречами. Вместе с Ferrari Марко на первой стартовой линии стояла Lamborghini Huracan точно такого же зеленого цвета, а за ними — бразильская BMW Z4 и бельгийская R8. Пока бразильцы пытались тихой сапой прорваться сквозь две зеленые машины, Марко «закрывал калитку», и из-за этого пропустил «Ламбу». Это было крайне обидно, тем более, что «Ламборгини» стала довольно быстро удаляться.
«Я не понимаю, как это получилось», — сказал Марко на финише. Но на самом-то деле все понятно. Этот момент тоже можно занести в учебник: пока сзади тебя отвлекают маневрами, твой главный соперник успевает воспользоваться замешательством и уйти вперед.
А вот то, что произошло дальше, буквально через два круга, можно назвать практически чудом. В какой-то момент мне показалось, что Марко просто нашел в Ferrari дополнительную кнопку типа “boost”, нажал ее, догнал «ламбу», поводил носом вокруг, высчитывая, с какой стороны лучше обогнать, а затем просто прошел ее. Просто прошел! И это было сделано настолько чисто, красиво и круто, что можно было аплодировать стоя!
Безусловно, Lamborghini не собиралась сдаваться просто так. Пилот по фамилии Kujala пытался что-то противопоставить Зифриду, но тут опять как по учебнику сзади подъехал Bentley. Его пилот Макси Бук также претендовал на лидерство и очень активно стал «прессовать» «ламбу», заставляя обороняться и тем самым давая возможность Rinaldi нарастить преимущество. Пит-стоп «наши» провели идеально, на этот раз заехав практически первыми, как только открылось окно. Их лидерство к финальной части гонки составило более 5 секунд, и на него уже никто не покушался.
Зато совершенно невероятная борьба происходила за 4-е место между бразильским экипажем под номером 77 и Nissan GT-R под номером 173 на протяжении чуть ли не 10 финальных минут гонки. То хладнокровие, с которыми бразильцы оборонялись от наседавшего «Ниссана», опять же достойны занесения в хронику.
Вальдено Брито за рулем #77 не допустил ни одной ошибки, зато несколько раз заставлял ошибаться Крейга Долби, четко выдерживал траекторию и заставлял соперника метаться по трассе, чтобы найти возможности обгона. При этом «Ниссану» один раз удалось все же объехать BMW, но лишь на несколько секунд, пока пилот не ошибся с траекторией. Выйдя слишком широко из поворота, GT-R вновь потерял позиции и уже больше не смог их вернуть. При этом он был объективно быстрее, но совершенно не состоятелен тактически (смотреть с 11:21 по таймеру гонки и с 1:34:52 по таймеру YouTube).
К концу гонки начал накрапывать дождь. Глядя на это, Норберт Сидлер еще больше нарастил темп. «Я не знал, усилится ли дождь, и счел необходимым увеличить дистанцию на случай непредвиденных ситуаций», — сказал он на финише. В итоге — восемь с лишним секунд, второй победный подиум и прыжок на 2-е место в командном зачете. Отрыв от третьего места, правда, небольшой, всего 5 очков, но зато какой долгожданный!
Осталась одна гонка, в Зандворте, Bentley Team HTP подпирает с разницей в 5 очков. Еще в двух очках от них та самая бразильская команда на BMW — BMW Sports Trophy Team Brasil. Нам бы, конечно, было лучше, если бы во второй гонке Nissan их объехал и разрыв был бы немного больше, но мужеству бразильца и его крепким нервам нельзя не отдать должного.
В зачете Pro Am вторую гонку выиграл экипаж Алексея Васильева и Марко Асмера, Алексей Карачев и Кристоф Бушу — вторые. Поздравляем ребят!
В качестве постскриптума. Не обвиняйте меня в снобизме, но последние два года из всех кольцевых серий только эта вызывает у меня настоящий интерес. И дело не только в том, что здесь едут «свои» или на старт выходят нереальные суперкары. Дело в том, что тут все происходит по-настоящему, парни рубятся всерьез и так, как будто они бессмертны, а зрелище и настоящая борьба случаются не раз от раза, а каждый уикенд, каждую гонку. Побывав несколько раз на их соревнованиях и увидев на стартах порой по 60 (!!!) автомобилей — как, например, на суточной гонке в «Спа», я считаю, что пока у них конкурентов нет. Дай бог промоутеру серии Стефану Рателю долгих лет жизни. Ну а мы ждем финалов в голландском Зандворте и болеем за наших!