Во французскую Гвиану и ее административный центр Кайенна (Cayenne) попасть в ближайшее время я и не мечтала. И правильно делала. Жизнь готовила мне другой сюрприз. Благодаря Cayenne я оказалась в Монголии, и это была незабываемая поездка.
Прошу прощения за ту небольшую путаницу, что я внесла в ваши мысли. Во втором случае Cayenne это не город, а автомобиль. Принято считать, что внедорожник Porsche получил свое название от сорта жгучего перца, а мне вот ближе другая версия, географическая, потому что она лучше объясняет удивительную склонность этого автомобиля к перемене мест и его способность выживания в любых условиях. А уж в этом у меня была возможность убедиться.
На вопрос «Ты поедешь в Монголию с Porsche?» невозможно ответить отрицательно. Про эту удивительную страну мне еще в детстве рассказывал отец, который провел там по долгу службы немало времени. И вот теперь уже я лечу в Иркутск, чтобы сесть там за руль Porsche Cayenne вместе с еще несколькими счастливчиками и отправиться в одно из самых необычных мест, где я была.
Когда мы говорим «страны третьего мира», мы подразумеваем прежде всего экономический уклад и уровень жизни. Монголия и впрямь принадлежит к «третьем миру», но смысл этого выражения меняется, как только пересекаешь границу страны: здесь просто все иначе. Темп и ритм жизни, смысл бытия, законы существования и основные приоритеты — все не так, как в Европе или Америке, и иначе, чем в развитой Азии. И, возможно, неподготовленному европейцу здесь было бы сложно. Но мы были не одни. Наш гид из Иркутска, знающий все про местные обычаи и традиции, и даже хорошо говорящий по-монгольски, а также «оазисы» европейской цивилизации в виде нескольких Porsche Cayenne помогли нам временно ассимилироваться в этом уникальном месте и получить максимум удовольствия от поездки.
…До границы с Монголией и населенного пункта Монды добраться нам не составило труда. Около 300 км и практически идеальная дорога не стали испытанием для мощным и проходимых автомобилей. Сбавить скорость нам пришлось уже только при приближении к границе: километров за 20–30 началась полоса препятствий: дорога шла через многочисленные холмы и горы, и асфальт в этих местах вздыбился, образуя дополнительный волнистый рельеф — «амурские волны», как мы его назвали.
Скорее всего, на низком автомобиле здесь пришлось бы немного труднее, но достаточный клиренс все же позволил нам идти в хорошем темпе не опасаясь зацепить очередное «вздутие» передним свесом.
Прохождение границы, по ощущению, является процедурой скорее формальной — но все до тех пор, если в вас не заподозрили нарушителя. Проверка паспортов и заполнение некоторых бумажек происходит довольно быстро, затем досмотру с собаками подвергаются автомобили, зеркальцем исследуется и днище машин, но при этом все довольно расслаблены, вероятно, сказывается близость Монголии.
После пересечения границы асфальт заканчивается. Дальше перед нами лежали бескрайние просторы монгольских степей и холмов, вдалеке окруженных горными хребтами. Саяны прекрасны, особенно при солнце и голубом небе, а белые тучки, зависающие где-то в районе груди великанов, только подчеркивают всю мощь природы.
Первые опасения относительно качества дорог оказались напрасны. Сухая и каменистая почва для наших машин оказалась неопасна. Во многом, конечно, благодаря шинам Michelin, в которые были обуты автомобили.
Здесь меня ожидало открытие: я и не знала, что Michelin и Porsche сотрудничали при разработке специальных покрышек для этих внедорожников, а результатом стал специальный состав резины и ее особая прочность при внедорожной эксплуатации.
Через какое-то время опасения пробить колесо отступили назад, и мы дали волю себе и автомобилям в вольных степях Монголии. Какой-то детский азарт наполнял нас, и мы резвились за рулем «Кайеннов» как будто никогда в жизни не гоняли на машинах! Это было нечто: благодаря уникальной системе полного привода, распределяющей крутящий момент между осями, даже оказываясь разными колесами на поверхности разной фактуры, мы не испытывали никакого дискомфорта. А кочки и неровности, камни, которые попадались то здесь, то там, буквально «сглатывались» идеально настроенной подвеской.
За время поездки попробовали мы и пески, и броды, испытали автомобили на настоящем бездорожье, и бывали моменты, когда казалось: всё, не справимся, нужна будет лебедка (кстати, таковая следовала за нами на всякий случай в техничке), не выберемся. Но то ли благодаря свойствам автомобиля, то ли благодаря навыкам водителей мы неизменно каждый раз выбирались на ровную поверхность и продолжали свой путь без потерь и повреждений, и только однажды на одном автомобиле прорезали сразу оба правых колеса об острый, торчащий в бок камень.
Помимо тестов Porsche Cayenne и даже одного Macan в условиях бездорожных дорог Монголии, мы развлекались и другими способами. Удивительной красотой порадовал заповедный полуостров, куда нас привезли на аэроботе. Аэробот — это лодка специальной конструкции с двигателем, оснащенным дополнительным огромным лопастным вентилятором, установленном сзади, которая позволяет путешествовать как по воде, так и по льду водоемов.
Озеро Хубсугул пленило своей красотой. Его еще называют младшим братом Байкала, так как оба озера обладают схожими характеристиками, разве что Хубсугул мельче и меньше. Оно необыкновенно чистое — жители пьют его воду, но его цвет чуть более голубой, по сравнению с Байкалом — тот зеленее. Здесь водится огромное количество рыбы, а на берегах лесистого заповедника растет много грибов и ягод и волшебная трава под названием саган-дайля, которая восстанавливает силы и энергию и поднимает тонус.
Любопытной оказалась и встреча с местной шаманкой, про которую рассказывают интересные истории, будто она поднимает на ноги безнадежно больных и читает твою жизнь как по книге. Никто из нас, правда, так и не осмелился отправиться к ней на «личный прием», зато все охотно посмотрели на традиционные обряды в ее исполнении около древнего шаманского святилища «Арван-Гурван-Обо», а также поднесли дары своему Обо, отвечающему за год рождения.
Ну и конечно — местная кухня. Невозможно понять страну, если не попробовать ее национальные блюда. В Монголии пища очень простая и даже суровая, которая определяется как климатом, так и условиями жизни. При этом блюда авторского ресторана в Иркутске, куда нас повели по возвращению в Россию, показались по сравнению с ней невкусными и неживыми.
Основные составляющие каждого монгольского блюда — мясо и мука. Присутствуют также картошка и рыба. Кстати, картофель — единственная культура, которую возделывают в Монголии.
Варианты кушаний из муки и мяса весьма многочисленны. Это и бузы (монгольские манты) и пироги, напоминающие привычные чебуреки. Супы из мяса и картошки или мяса и теста, а также и из бараньих потрохов. Возможно, московский гламур и оказался бы несовместим со всем этим меню, но в условиях юрт и деревянных домиков турбазы «Сайан Радийан» (что переводится как «Край земли») ничего вкуснее и придумать было нельзя. Ну а самым вкусным оказался Хорхог — свежее мясо молодого барашка, запеченное вместе с раскаленными камнями внутри огромного бидона.
Уезжать не хотелось. И причина была не только в суровой красоте и первобытности Монголии, но и в необычайном комфорте поездки, который создавали для нас Porsche Cayenne всех цветов и модификаций.