Аварии всегда являлись неотъемлемым атрибутом любой автоспортивной дисциплины. И чем выше скорости, тем серьезнее последствия. Гонки во все времена были очень рискованным мероприятием, но такова плата за победы, рекорды и выдающиеся результаты.
Сегодня мы расскажем про ряд судьбоносных инцидентов, которые навсегда изменили мир заездов на четверть мили, сделав при этом дрэг-рейсинг одним из самых безопасных видов автоспорта на сегодняшний день.
Дон Гарлитц. AHRA Grand American. 1970 год
«Swamp Rat XIII правда была отличной машиной, победившей в 69-м на Smokers US Fuel and Gas Championship в Нью-Йорке. Именно там я решил поставить двухступенчатую коробку передач. Коробка работала превосходно, мы выиграли с ней немало гонок, но вскоре именно она и стала проблемой», — рассуждает Дон спустя 40 лет.
8 марта 1970 года в 17:30 Гарлитц вывел свой переднемоторный дрэгстер на линию старта. Сразу же после того, как он утопил правую педаль в пол, трансмиссия, расположенная прямо между ног пилота, разлетелась в пыль, в буквальном смысле разорвав болид на две части. Новая коробка передач попросту не выдержала исполинского момента 2000-сильного двигателя. Последствия были ужасными: половина правой ноги была практически оторвана, а левая оказалась сломанной в пяти местах. Шесть недель Гарлитц провел в больнице, где доктора буквально по частям собирали прославленного гонщика.
Подобный инцидент выбил бы из колеи многих пилотов, однако, будущий трехкратный чемпион NHRA уже на больничной койке начал разрабатывать Swamp Rat XIV — дрэгстер принципиально новой заднемоторной компоновки, который он впоследствии и построил, находясь в инвалидном кресле. Спустя два года аппараты с передним расположением силовой установки полностью исчезли из профессионального спорта, и именно благодаря инженерному гению Дона Гарлитца болиды класса Top Fuel сегодня имеют всем привычную, гораздо более безопасную, конфигурацию.
Дуг Герберт. NHRA Winternationals. 1999 год
Абсолютно все, начиная пилотами и заканчивая болельщиками, сходятся во мнении, что это был самый масштабный взрыв в истории мирового дрэг-рейсинга. На самом старте у Герберта взорвался мотор, который превратился в огромный шар из горящего нитрометана и раскаленной металлической стружки.
К счастью, взрыв не привел к последующему возгоранию болида и пилот не пострадал, хотя силы ударной волны хватило, чтобы клапан инжектора долетел до зрителя, который наблюдал за заездами, сидя напротив 1000-футовой отметки. Чудом, учитывая мощность взрыва, лишь 14 человек получили легкие ранения.
После инцидента NHRA собрала специальную комиссию по расследованию причин случившегося, однако расследование зашло в тупик практически сразу, потому что от главной «улики», т.е. двигателя, не осталось ровным счетом ничего кроме исковерканных обломков, среди которых одним из самых больших оказался как раз тот самый клапан. Так или иначе, боссы NHRA решили заранее перестраховаться и внесли поправку в регламент, снизив максимально допустимое содержание нитрометана в топливе до 90%. Схожих по масштабу инцидентов с тех пор не происходило, однако и по сей день разрушительные фейерверки случаются практически на каждом этапе NHRA Mello Yello Drag Racing Series.
Клэй Милликан. IHRA Motor City Nationals. 2005
«Мы заключили контракт с Warner Bros на одну гонку касательно промоушена фильма Dukes of Hazzard. Наш болид должен был выехать на стрип в черно-оранжевой окраске с логотипом „01“ на борту. Вся ирония в том, что именно на том ивенте это и произошло», — Милликан с улыбкой вспоминает тот инцидент несколько лет спустя.
Примерно на середине стрипа передняя часть болида начала подниматься, и в итоге исправно работающие законы аэродинамики просто опрокинули дрэгстер колесами вверх на скорости крепко за 200 mph. Стеклопластиковую обшивку с каркаса сорвало как осенние листья с дерева, и на стойках заднего антикрыла и трубах каркаса безопасности 8000-тысячный монстр докатился до финишной линии. Сам пилот не получил никаких травм и отделался стрессом. Позже Клэй поделится в интервью одному популярному интернет-ресурсу: «Я понимал, чем все может закончиться, однако я до последнего не отпускал педаль газа, сказав себе „Да ты же мачо, у тебя все получится“, но по прошествии несколько сотых долей секунды, что-то предпринимать было уже поздно».
Примечательно, что первый, так называемый, blowover в классе Top Fuel пережил Дон Гарлитц еще в 1986 году, и несмотря на то, что причина случившегося была очевидна, до инцидента с Генералом Ли история насчитывает пару десятков подобных аварий. И лишь только после случая в 2005 году, наличие вилли-баров стало обязательным для всех категорий профессионально дрэг-рейсинга.
Скотт Калитта. Lucas Oil NHRA SuperNationals. 2008 год
Эта авария, безусловно, является одной из самых жутких и мрачнейших страниц в современном дрэг-рейсинге. Дрэгстер Скотта загорелся практически на финишной отметке на скорости свыше 300 mph, кузов болида был разрушен, и ни один из тормозных парашютов не раскрылся. В итоге Funny Car врезался в бетонный отбойник со скоростью 125 mph и взорвался. Шансов выжить у двукратного чемпиона NHRA попросту не было. После расследования стало ясно, что пилот пытался затормозить, используя стандартные дисковые тормоза, но их оказалось явно недостаточно для того, чтобы остановить дрэгстер, двигатель которого, несмотря на возгорание, продолжал работать с полностью закрытым сцеплением.
После этого трагичного инцидента нормы безопасности в NHRA были кардинальным образом пересмотрены. Дистанция заездов для нитрометановых классов (Top Fuel и Funny Car) была сокращена с четверти мили (1320 футов) до 1000 футов, а в болиды установлены дополнительные системы безопасности и пожаротушения. Так, например, с 2009 года был в обязательном порядке внедрен механизм, который в случае возгорания двигателя автоматически перекрывает подачу топлива и «выстреливает» парашюты. Помимо этого многие стрипы подверглись реорганизации, т.к. одной из основных причин смерти Скотта Калитты стал пресловутый бетонный отбойник в конце участка трека, отведенного для торможения. Обширная песчаная ловушка и сетчатое ограждение вполне могли спасти жизнь пилоту.
Далеко не всегда двигателем прогресса являются теоретическая база инженеров и технические изыскания, рожденные в процессе тестовых заездов. Порой толчком для перемен служат подобные инциденты. И, несмотря на то, что уровень безопасности растет из года в год, автоспорт всегда будет сопряжен с риском и травмами.