Европейские гонки — это не только быстрые автомобили, полураздетые девушки и брызги шампанского под палящим солнцем. Даже один заезд по треку с целью показать лучшее время может вымотать похлеще, чем центрифуга. Вот только тем, кто проехал 24-часовую гонку, все это может показаться детским лепетом.
В этом году российские поклонники автоспорта впервые близко познакомились с гоночной серией Blancpain GT, включающей в себя формат Sprint и Endurance, один из этапов которой прошел на автодроме Moscow Raceway. Для многих тогда стало откровением, что там выступают не только две русские команды — GT Russian Team и SMP Racing, но и отдельно наши пилоты, выступающие в иностранных командах.
Одна из таких команд — Rinaldi Racing. Ее база и гоночная трасса находится недалеко от Нюрбургринга, там работают немецкие механики и два немецких пилота, но сама гоночная команда принадлежит российскому пилоту и бизнесмену Вадиму Когаю. Сам он в этом году не едет из-за полученной в прошлом году на гонке травмы. Впрочем, в этом сезоне за команду выступает Ринат Салихов и два постоянных пилота — Марко Зифрид и Норберт Сидлер, с которыми можно было познакомиться на Moscow Raceway. Тогда команда заняла третье место в своем классе.
В тот гоночный уикенд можно было не только понаблюдать за часовой гонкой, но и пообщаться с улыбчивыми членами команды, получить автографы и сфотографироваться с обворожительными грид-герл в мини-юбках и коротких шортах, благо жаркая погода лишь способствовала получению удовольствия от происходящего, лето же! Но гонка была часовой, а впереди было едва ли не главное событие сезона — Total 24 hours of Spa Blancpain GT Series.
Пробка до трека
За день до гонки на трассе Спа-Франкоршам погода не просто испортилась: температура упала до 14–16 градусов по Цельсию, а дождь и вовсе не способствовал хорошему раскладу — это реальность, с которой пришлось столкнуть не только командам, но и тысячам, повторяем, тысячам зрителей, которые, как и тучи, заполонили трассу.
Фанаты приезжали с трейлерами, палатками и просто с мангалами, чтобы безудержно провести эти 24 часа на треке. Чтобы вы понимали весь масштаб, то добавим: некоторым пилотам, стремящимся попасть на квалификацию, которая проходила за день до гонки, пришлось постоять пару часов в пробке из-за страждущих посмотреть гонку!
Не все зрители были подготовлены к погодным условиям на треке. Рядом могли идти люди в зимних пуховиках и тут же в промокших шортах и майках, но при этом их лица были радостные! Они предвкушали ночную гонку! Вот только в боксах команд их радость разделяли меньше…
Немного авантюризма Ferrari
На этот раз мы оказались в боксах команды, о которой уже упоминали выше — Rinaldi Racing. Добавим лишь, что четвертым приглашенным пилотом на «24 часах Спа» стал Стеф Ван Кампенхаут.
Rinaldi — не заводская команда, так что по сравнению с такими гигантами, как Audi, им приходится куда сложнее (в гонке 10 заводских команд). До последнего момента они были не уверены в том, что выйдут на старт, но все же в решающий час сошлись в мнении поехать на гонку.
Выезд на гонку — это не просто погрузить свою зелененькую Ferrari 458 Italia на автовоз, собрать друзей и устроить фуршет. Владелец команды с улыбкой вспоминал, что к нему иногда обращаются знакомые со словами «У меня тоже есть Ferrari, можно на гонки приехать?», но в реальности, конечно, все не так просто. Помимо того, что нужно организовывать выезд команды (а она далеко немаленькая), нужно успеть настроить автомобиль и решить множество организаторских вопросов. Шутка ли, один выезд на такую гонку обходится более чем в 200 000 евро. Без желания победить на гонке делать нечего.
К сожалению, настраивать Ferrari пришлось на треке. Из-за чего квалификация была, что уж скрывать, провалена. Стартовали с 34-й позиции.
Запуск на трек
Как только стартует гонка, вокруг все меняется. Главным в боксе, даже алтарем команды, становятся телевизоры, по которым транслируется видео с трека и времена. С пилотами, которые находятся на треке, постоянно поддерживается радиосвязь.
Всего за 24 часа предстоит провести 25 запланированных пит-стопов. Все остальное — это внештатная ситуация и потеря времени.
Из-за дождя приходилось не только соблюдать смены пилотов, но и просчитывать стратегию буквально по ходу гонки. Так, когда прекратится дождь, почти все команды поспешили сменить дождевую резину на слики, но решение это было поспешное, потому как дождь возобновился, впрочем, ненадолго. На гонках используются резина Perelli, всего они привезли 9000 шин. На гонку каждой команде отводится 20 комплектов.
К ночи погода смилостивилась, но темноте не даст расслабиться. Не говоря о том, что на трассе в «Спа» нельзя тормозить, скорости здесь запредельные — более 200 км/ч.
Один из членов команды, напряженно наблюдая за сменой позиций, сказал: «Как хочется, чтобы у всех остальных было на 50 сил меньше! Так бы снять сразу 15 секунд на квотере, ну а потом все остальные могут вернуться обратно в гоночный режим!» Но, конечно, об этом можно лишь мечтать.
Сила — в команде
Гонки непредсказуемы. Можно потерять время на смене пилотов, если перекрутился ремень, или получить контактный «привет» от своего конкурента, приняв удар в колесо. Может пропасть связь с пилотом из-за неожиданно выпавшего или сломавшегося наушника. Что уж говорить, из-за столкновений на трассу выпускают Safety сar, так что гонщики выстраиваются в очередь и безропотно едут в режиме «такси до булочной»: в гонке был момент, когда на трассе 40 минут чинили забор, который успешно проломила одна из вылетевших машин.
Всего пару часов потребовалось команде, чтобы отыграть позиции и подняться до девятого места в «Абсолюте». Вот только ночью Ferrari получила пинок от McLaren, из-за чего пришлось менять подвеску. Автомобиль перестал быть конкурентоспособным, а потом еще и один раз автомобиль вылетел с трассы. Все это повлияло на ход гонки, и было потеряно немало времени. Хотя автомобиль был быстро приведен в порядок, но настроить подвеску и сход/развал было невозможно — нет времени.
К слову, в команде девять механиков и инженер. Каждый механик отвечает за свою работу: коробка, двигатель, колеса, заправка, доставка колес до пит-стопа — все расписано, никто друг другу не мешает.
Кто-нибудь здесь спит?
24 часа напряженной гонки — это испытание, тем более для пилотов, которые за рулем находятся в предельном сконцентрированном состоянии. В лучшем случае они могут немного вздремнуть в техничке час-другой после смены, но сном это назвать сложно.
В боксе команды ночью было меньше 10 градусов, зато уже с утра над трассой показалось солнце. Механики поочередно закрывали глаза, сидя прямо на шинах. Они во время гонки напоминают миньонов из мультфильма, особенно во время пит-стопов, с одним лишь уточнением — комбезы у них черные, но в остальном они такие же заводные и веселые.
Минута слабости
После всех передряг с заменой подвески и вылетом стало ясно, что о лидерстве можно забыть, а вот потерять автомобиль вполне возможно, если случится еще пару контактов или ошибется пилот. В какой-то момент в воздухе повис вопрос, не снять ли машину с гонки? Но через пару часов было решено — финишируем.
Победы и поражения
Первым же финишировавшим экипажем стала команда Belgian BMW Sports Trophy Team Marc VDS, которая не дала Audi вырвать у них победу, хотя вначале гонке именно они вырывались вперед. Победа бельгийской команды на их же домашней трассы — это двойная победа, такого раньше не было!
Несмотря на то, что на трассе были не только бельгийские поклонники, но и немцы, французы — все ликовали. Во-первых, не так легко было «пережить» эту гонку не только в команде, все ждали финиша. А во-вторых, если команда оказалась первой, значит, именно она стала сильнейшей, независимо от каких-либо факторов: сошел соперник, изменилась погода или улыбнулась удача.
На этом этапе из российских команд были лишь GT Russian Team, но в ходе гонки сошли обе Mercedes SLS из аварий. Впрочем, самый обидный сход был у команды Roal Motorsport на BMW Z4 в классе Pro, которая была подготовлена специально для Алессандро Дзанарди, который в 2001 году попал на гонке в аварию и потерял две ноги.
«Я давно мечтал выступить в гонке на выносливость, вроде этой, и здорово, что в BMW осуществили эту мечту в реальность», — делился радостью пилот перед гонкой. Вот только почти перед финишем у автомобиля возникли технические проблемы, так что финишировать и попасть на подиум у них не получилось, хотя были на это все шансы.
Если бы можно было дать специальный приз за мужество, то он бы точно был присвоен Дзанарди.
Вместо кубка — гамбургер!
Для команды Rinaldi Racing все сложилось не так, как они ожидали, но главное — они финишировали! Да, могло быть лучше, но добраться до финиша 7-ми в своем классе и 24-ми в «Абсолюте» тоже дорогого стоит. Отдельно стоит сказать, что для Рината — это была первая 24- часовая гонка, и именно он последним пилотировал автомобиль.
Перед тем как крайний раз сесть в машину, он получил напутствие — доехать до финиша в спокойном темпе. Ринат был действительно спокоен, ведь острой борьбы уже не было. Он настолько легко был настроен, что не просто берег Ferrari, но и стал показывать отличные круги, улучшая с каждым кругом свое время, что приводило в восторг всю команду.
На финише его встретили коллеги, наградив долгожданным и заслуженным гамбургером, который он хотел съесть во время гонки. Еще несколько дней пилот не мог прийти в себя, и ему казалось, что вот-вот и нужно будет садиться в машину и ехать свою смену.
Так оно и есть, только случится это на следующем этапе в Португалии, который пройдет в начале сентября!
Фото: blancpain-gt-series.com, Денис Зарубин