Впервые за рулем Aston Martin DB5 Джеймс Бонд оказался в фильме «Голдфингер», снятом в 1964 году. Затем он гонял на Aston Martin и в других кинокартинах — «Золотой глаз», «Шаровая молния», «Завтра не умрет никогда», «Казино „Рояль“ и даже „Координаты „Скайфолл“.
Оригинал
Серийное производство Aston Martin DB5 продлилось всего пару лет — с 1963 по 1965 годы: автомобиль класса GT выпускался в качестве продолжения серии DB4. В общей сложности, производитель изменил по сравнению с предшественником почти две сотни деталей!
Модификация DB5 отличалась от DB4 увеличенным объёмом алюминиевого двигателя с 3,7 л. до 4.0 л. — такой мотор был доступен на DB4 Vantage с марта 1962 года, и стал стандартным для Aston Martin c выходом DB5 в сентябре 1963 года. Мотор получил название Tadek Marek от имени своего создателя — польского конструктора-иммигранта.
Габаритные размеры Aston Martin DB5 следующие: длина 4 572 мм, ширина 1676 мм, высота 1 346 мм. Колесная база автомобиля составляла 2 489 мм. Масса DB5 — 1466 кг. Привод — задний. В ходовой части были установлены дисковые тормоза Girling, которые до этого использовались исключительно на DB4 GT, и 15-дюймовые спицевые колесные диски.
Помимо мотора с увеличенной мощностью DB5 получил новую 5-ступенчатую трансмиссию ZF (кроме некоторых самых первых автомобилей), и три карбюратора Skinners Union. Хотя поначалу стандартной была 4-ступенчатая механика (с овердрайвом). В итоге автомобиль с шестицилиндровым 285-сильным двигателем мог развивать максимальную скорость до 233 км/ч (145 миль/ч). Разгон от 0 до 100 км/ч составлял всего 8 секунд — и это весьма неплохо для спорткара 60-х XX века.
В стандартную комплектацию DB5 входили такие приятные опции, как откидывающиеся кресла, шерстяные ковры, стеклоподъемники с электрическим приводом, два топливных бака, хромированные диски, масляный радиатор из магниевого сплава, созданный по технологиям Superleggera, кожаный салон и огнетушитель. А вот кондиционером, которые в то время были уже весьма актуальны, владельцы DB5 могли обзавестись лишь опционально. Главным недостатком считалось отсутствие усилителя руля. В качестве дополнительного оборудования была доступна 3-ступенчатая автоматическая коробка передач Borg-Warner, которую вскоре после выхода DB6 заменили на Borg-Warner Model 8. Все модели DB5 выпускались в 2-дверном кузове-купе на 4 места.
Уникальность
Aston Martin DB5 — очень редкий автомобиль, за два года серийного производства этой модели было выпущено лишь 1023 машины.
65 машин имели приставку в названии Vantage и отличались повышенной мощностью — до 315 л. с., а время разгона до 96 км/час уменьшилось до 6,5 секунд, усиленные за счет вакуумного резервуара тормоза стали приятным дополнениям для владельцев этой модели.
123 автомобиля имели кузов с откидным верхом, а леворульных кабриолетов было выпущено только 19 единиц. Из общего числа кабриолетов выделяются 12 машин с двигателями Vantage. До 1965 года включительно, кабриолеты назывались Aston Martin DB5 Cabriolet, и только в следующем поколении были переименованы в привычный Volante. Хотя и в 1965 году британцы выпустили три автомобиля Aston Martin Volante 1965, которые отличались от стандартных кабриолетов укороченной колесной базой и двигателями Vantage.
Самой редкой является модификация DB5 shooting brake, с кузовом типа четырехместный универсал, таких машин всего 12, причем единственный прототип был построен для владельца компании Дэвида Брауна, а еще 11 авто были переделаны в shooting brake независимым ателье Harold Radford & Co Limited по желанию обладателей Aston Martin DB5.
Классический Aston Martin DB5 — большая редкость, владельцам модели автомобиля, количество которых едва превышает тысячу, априори присваивается статус коллекционера и истинного ценителя истории автомобилестроения.
Киноверсия
Ян Флеминг, автор серии книг о британском суперагенте, восхищенный качествами собственного Aston Martin DB Mark III, ввел этот автомобиль и в свою книгу. Правда, в отличие от фильма, в книге автомобиль был оснащен весьма скудным набором вспомогательных шпионских опций.
Дотошные фанаты Бонда подметили, что при знакомстве агента 007 со своим новым боевым конем произошла нестыковка: «А где Bentley?» — спросил Бонд. «Bentley отжил свое», — отрезал Q. Звучит весьма странно, поскольку это был личный автомобиль Бонда и к организации M16 не имел никакого отношения.
Изначально по сценарию агент мистер Бонд должен был управлять Aston Martin DB Mark III, спортивной версией модели DB2. Но когда пришло время съемок, уже появилась модель DB5. Этот автомобиль, заряженный разнообразными гаджетами, стал настоящей звездой киноленты «Голдфингер».
Aston Martin DB5 превратился в шпионский супермобиль после того, как над ним в фильме поработал инженер-мастер на все руки под странным именем «доктор Кью», который и в последующих сериях занимался шпионской амуницией агента 007. Он, по сюжету, оборудовал авто Бонда максимумом возможной шпионской начинки: пулеметами Brauning, гранатометами, лезвиями в ступицах колес, дымовой шашкой, и даже функцией разлива масла перед преследователями. Водительское кресло имело бронеспинку и систему катапультирования. Стволы пулеметов выдвигались из подфарников, дымовая завеса выходила из выхлопной трубы, масло брызгало оттуда же. Чтобы сойти «за своего» во Франции или Швейцарии, агент 007 мог изменить номерные госзнаки, не выходя из салона при помощи кнопки — таблички менялись специальными крутящимися барабанами. Кончено, без радара и радиотелефона шпион тоже не мог обойтись. Дополнительной защитой были бронированные стекла по периметру, монитор слежения на приборной панели обладал дальностью действия на 150 миль.
Где можно встретить
«Голдфингер» стал третьим по счету фильмом про Джеймса Бонда: невозмутимый Шон Коннери, сыгравший агента 007, умело манипулируя рычажками и кнопочками с секретными функциями супергеройского авто, безжалостно уничтожает своих преследователей, чем явно поражает свою прекрасную спутницу. Именно с этого фильма «бондмобиль» стал «бондмобилем» — спортивный, желательно серебристый и с неотъемлемыми шпионскими функциями, заботливо установленными отделом доктора Кью.
В дальнейшем этот автомобиль можно встретить еще как минимум в пяти фильмах про агента британской разведки. В 1965 году вышла новая кинокартина под названием «Шаровая молния» (Thunder ball), в котором Шон Коннери вновь сидел за рулем Aston Martin DB5. Теперь в арсенале суперагента был джетпак, позволяющий автомобилю в экстренном случае летать.
Затем легендарный Aston Martin DB5 можно увидеть и в дебютном фильме Пирса Броснана, сменившего Шона Коннери по роли Джеймса Бонда. «Золотой глаз» (Golden Eye) начинается с кадров, где агент 007 находится за рулем спорткара DB5. Больше в картине автомобиль не появлялся.
В одном из эпизодов знаменитый Aston Martin DB5 мелькнул и в следующем фильме Бондианы — «Завтра не умрет никогда» (Tomorrow Never Dies) 1997 года, чтобы вновь возвратиться на экраны через девять лет. В 2006 году в фильме «Казино Рояль» (Casino Royale) были показаны сразу два автомобиля марки Aston Martin, одним из которых был простой серийный DB5 1965 года выпуска, да еще и с левым рулем. Его-то герой Дэниела Крейга, сменивший уже Пирса Броснана, и выигрывает в покер у одного из своих оппонентов.
Последнее полноценное появление Aston Martin DB5 произошло в картине «007: Координаты Скайфолл» (Skyfall). Время выхода фильма в прокат учитывало празднование 50-летия бондианы, так что создатели фильма просто не могли не использовать этот автомобиль.
Самый красивый, самый желанный
DB5 часто признавалась самой красивой моделью из всех, что когда-либо производились Aston Martin. DB5 из-под Джеймса Бонда на сегодняшний день является самым дорого оцененным автомобилем, имевшим отношение к киноиндустрии, имидж которого стал тесно ассоциироваться с легендарным суперагентом.
Всего создатели фильма использовали четыре автомобиля: два из них непосредственно были задействованы на съемочной площадке, два других использовались для рекламы фильма «Голдфингер» 1964 (Goldfinger).
Машина, участвовавшая в съемках фильма, была самой первой производственной моделью DB5. Через шесть недель, пройдя через руки специалиста по спецэффектам Джона Стирса и его команды, автомобиль превратился в супергаджет и завоевал огромное количество поклонников по всему миру.
Летом 1997 года культовый автомобиль непримиримого борца с мировой преступностью, был похищен у его американского владельца из ангара, в котором он хранился, и до сих пор находится в розыске. По одной версии он был уничтожен, по другой — превратился в коралловый риф, неподалеку от берегов Флориды. Похитителя можно понять — раритетные автомобили ценятся очень высоко: один из первых бондовских DB5 был продан на аукционе в 1986 году за 275 тысяч долларов.
Второй был продан с завода-изготовителя в далеком 1969 году за $12 000 покупателю по имени Mr. Jerry Lee — это авто благополучно дожило до 2010 года. В 1968 году сотрудник компании Aston Martin заявил, что по завершении съемок автомобиль был полностью восстановлен, перед тем как поступил в продажу, и стал стандартной моделью, как все остальные. К счастью для поклонников бондианы, новый владелец автомобиля восстановил все опции, придававшие невероятную «крутизну» автомобилю. После реставрации его приобрел частный коллекционер из Цинциннати Гарри Игги (Harry Yeaggy) на аукционе в Лондоне за 4,6 млн. долларов.
Ранее в 2006 году с аукциона за 2,1 млн. долларов был продан и один из Aston Martin DB5, участвовавших в рекламе. Его напарник по промоакциям по сей день находится в музее в Голландии и также оценивается в баснословную сумму.
Между прочим
Аббревиатура DB —это инициалы Дэвида Брауна (David Brown), владельца компании Aston Martin в период с 1947 по 1972 гг.
Именно Дэвид Браун предложил кинокомпании United Artists использовать Aston Martin DB5 в качестве «продакт плэйсмент» — это прием скрытой рекламы, когда демонстрируется сам рекламируемый продукт или его логотип, либо он упоминается в хорошем качестве. Принятое предложение окупило киноленту «Голдфингер» еще до выхода на экраны.
После выхода фильма автомобиль стал настолько ассоциироваться с транспортом Джеймса Бонда, что Брауну предложили изменить свои инициалы на JB. Владелец компании Aston Martin согласился, но при условии, что теперь за «продакт плэйсмент» киношники будут платить ему. Из названий модификаций современных моделей понятно, чем закончилась эта история.
Aston Martin DB5 появлялся и в других фильмах: «Гонка Пушечное ядро» (1969); «Ангелы Чарли» (2003); анимационный фильм «Тачки 2» (2011), где именно DB5 стал прототипом персонажа Finn McMissile.
Штирлицу и не снилось
Посмотрев фильм «Голдфингер», доставленный в СССР по дипломатическим каналам, председатель КГБ тех времен генерал-полковник Владимир Ефимович Семичастный собрал ученых с требованием создать такой же автомобиль для агентов КГБ. По его распоряжению был собран автомобиль ГАЗ «Волга»: в передних крыльевых нишах маскировались два пулемёта ПКТ, глушитель снабдили дымообразующим устройством, внедрили даже систему переворачивания номера. Единственный экземпляр этого автомобиля был переправлен в советское генеральное консульство в Западном Берлине. Супер «Волга» прослужила там 25 лет, а после объединения Германии была списана и продана частному коллекционеру.
Дела музейные
15 января 2012 уникальный выставочный зал Британского Национального музея автомобилестроения в поселке Бьюли открылся для посетителей выставки автомобилей знаменитого британского шпиона. Выставка проводилась в честь 50-летия фильмов о Джеймсе Бонде и продлилась год. В честь такого события впервые были собраны все автомобили, мотоциклы, самолеты, лодки и прочие приспособления из фильмов об агенте 007. Экспонаты собирали со всего мира: организаторы выставки обратились за помощью к Eon Production (производителям бондианы), к Фонду Яна Флеминга, музею Louwman в Голландии, музею Volvo в Швеции и автомобильному музею Флориды Dezer.
Сложнее всего оказалось получить именно Aston Martin DB5: музей Louwman готов был предоставить автомобиль на 3 месяца, но компания Aston учредила компенсацию за предоставление музейного экспоната, это позволило продлить срок до полугода.