В 2008 году на Женевском автосалоне швейцарская компания Rinspeed представила всему миру экологичный чудо-автомобиль. Он может ездить по обычным дорогам, а при нажатии одной кнопки он способен погрузиться в водные глубины. Все детали автомобиля-амфибии созданы на основе нанотехнологий. Использование электродвигателей в конструкции подтверждает отсутствие вредных выхлопов из него.
Этот необычный автомобиль получил название sQuba. Кинокартина про Джеймса Бонда — «Шпион, который меня любил» (The spy who loved me, 1977) — вышла на экраны более 30 лет назад, в ней супершпион на своем автомобиле Lotus Esprit рассекал по подводным просторам. Именно этот фильм вдохновил главу компании RINSPEED Фрэнка Риндеркнехта (Frank M. Rinderknecht) на разработку водоплавающего суперкара.
Концепт с интригующим названием sQuba повторяет некоторые черты легендарной модели Lotus Elise (модель Esprit давно не выпускается) и имеет, помимо уникальной возможности передвигаться под водой, все функции привычного спортивного автомобиля.
На двухместном подводном авто установлено три электрических двигателя — один используется для движения по суше, а на плаву sQuba удерживается двумя электрическими пропеллерами, располагающимися сзади, а также специальными струйными агрегатами, которые увеличивают его движущую силу под водой. Источниками электроэнергии являются десять литий-ионных аккумуляторных батарей общей емкостью 10 кВт/час. Электродвигатель нового поколения мощностью 37 кВт обладает крутящим моментом 160 Нм. Сухопутный привод у автомобиля задний, трансмиссия с 2-мя режимами.
Погружаться sQuba может на глубину до 10 метров. Под водой это техническое чудо сохраняет поразительную маневренность. Чтобы прокатиться под водной гладью водителю и пассажиру необходимо предварительно надеть акваланги. Кузов sQuba состоит из легких углеводородных нанотрубок, которые связаны со специальной системой закачки воздуха, через нее пассажиру и водителю поступает кислород.
Фрэнка М. Риндеркнехта зацепила идея доказать, что автомобиль действительно может нырять глубоко под воду, причем не просто нырять, но и всплывать на поверхность воды. Для этого конструкторы перераспределили вес трех моторов так, чтобы машина устойчиво оставалась на плаву, а из салона забортная вода откачивается с помощью насосов.
В одном из своих интервью Фрэнк назвал Джеймса Бонда обманщиком, мотивируя это тем, что машина супершпиона с крышей имеет объем салона, где сидят люди, всего в 3 кубических метра. Чтобы автомобиль погрузился на дно, по физическим расчетам, нужно добавить 3 тонны для веса кузова. Но в таком случае машина станет безумно тяжелой и абсолютно бесполезной на дороге. А при ДТП, если такой автомобиль попадет под воду, люди не смогут выбраться из салона — из-за давления воды двери попросту заклинивает. Поэтому кузов кабриолет для sQuba выбран не только для красоты, но и из соображений безопасности: достаточно отстегнуть ремень и за пару секунд можно покинуть автомобиль через открытый верх.
Чтобы кабриолет не тонул, инженеры вмонтировали в корпус 300 куб. дециметров плавучего пенопласта, вес которого всего 75 грамм на 1 кубический метр. Он и обеспечивает sQuba плавучесть около 1 тонны. Благодаря такому специальному поплавку автомобиль, оставленный под водой, через какое-то время всплывает сам. Кстати, sQuba оснащен системой автоматического круиз-контроля производства фирмы Ibeo: концепт вполне самостоятельно может передвигаться на автопилоте и даже пропускать пешеходов благодаря системе лазерных сенсоров, фиксирующих движение объектов на дороге.
Дизайн суперкара sQuba близок к водной тематике: обтекаемой формы кокпит, шикарный салон отделан водостойким материалом, напоминающим рыбью чешую, с тиснением и сверкающим перламутром, а инкрустация драгоценным жемчугом и бриллиантами подчеркивает статус и уровень этого удивительного подводного автомобиля-амфибии. Уникальная приборная панель с водонепроницаемым защитным покрытием сделана на заказ конструкторами компании Continental. Она очень хорошо просматривается как на дороге, так и под водой, где мешает преломление. Панелью можно управлять даже в перчатках. Сила двух электромоторов контролируется педалями. Сиденья покрыты материалом с высоким коэффициентом трения — на глубине это помогает удерживаться пассажирам на своих местах без лишних приспособлений, кроме ремней.
ОКАЗЫВАЕТСЯ:
Проект sQuba — не первая работа компании RINSPEED в области подводных автомобилей. Швейцарцы уже представляли ранее в Женеве свой концепт Splash: суперкар развивал под водой скорость до 80 км/ч при помощи оборудованных «плавников». В прошлом глава компании RINSPEED выпускал огромный пикап, трансформирующийся в судно на воздушной подушке, а так же гоночный болид, который заправляется овощами. За такие выходки общественность прозвала Риндеркнехта «сумасшедшим». Впрочем, слава городского сумасшедшего вовсе не отпугивает серьезных и многочисленных спонсоров, таких, как, например, крупнейшие европейские фармацевтические фирмы или швейцарские банки.
Доступные источники дают следующие технические характеристики: габариты автомобиля sQuba достаточно компактны: длина — 3 785 мм, ширина — 1 820 мм, а высота — 1 117 мм. Колесная база длиной 2 300 мм, дорожный просвет — 130 мм. Вес при полной снаряженной массе — 920 кг. Максимальная скорость на суше — до 124 км/ч (очень даже неплохо для электрокара), скорость под водой — около 3 км/ч, а по поверхности воды — около 5 км/ч.
Передние колеса размером 7.5 x 17" обуты в шины Pirelli P Zero 205/40 R17, задние колеса при размерах 8 x 18" — в те же Pirelli, но маркировки P Zero 225/40 R18.
Создатели чудо-машины в обозримом будущем не планируют ее серийное производство. Существует пока только один опытный экземпляр. На воплощение этого концепта в реальность было потрачено около 1,5 млн. долларов. Директор компании заверяет, что если автомобиль все-таки станет серийным, то его цена окажется меньше, чем у Rolls-Roys. И, по его же мнению, этому автомобилю массовых покупок не видать, так что, скорее всего, удел sQuba остаться игрушкой для состоятельных персон.