Немецкая автомобилестроительная компания Audi AG (концерн Volkswagen Group) последней среди своих основных немецких конкурентов — Mercedes и BMW — приняла участие в «экологической гонке вооружения». В качестве своего первого «орудия» только в 2009 году Audi анонсировала в интернете 3D-модель концепта e-tron, а чуть позже продемонстрировала его «живую» версию на автошоу во Франкфурте.
Экоконцепт посторен на базе стандартного спорткара R8. Но отсутствие вредных выбросов — далеко не единственное достоинство R8 e-tron: в пружинах подвески нет ни грамма металла, тормоза обходятся без тормозной жидкости, а сам автомобиль — без коробки передач.
Что внутри
Audi R8 e-tron — заднеприводный 2-местный купе. На его задней оси установлены два электромотора мощностью 380 л.с. и 820 Нм крутящего момента, что позволяет суперкару разогнаться до 100 км/ч за 4.8 секунды.
Кузов R8 e-tron внешне схож с серийной моделью, но внутри эти автомобили очень различаются. Общий вес Audi R8 e-tron — 1780 килограммов. Для снижения веса прототипа использовались самые легкие материалы, насколько это возможно: была специально разработана алюминиевая силовая установка, большинство кузовных панелей и стабилизаторы поперечной устойчивости сделаны из углепластика, даже пружины подвески выполнены из армированного карбоном полимера.
Самая тяжелая часть силовой установки — это батареи. Они представляют собой Т-образный блок из 530 ячеек длиной больше двух метров и массой в 577 килограммов. Длина каналов внутри блока, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, в общей сумме составляет около 700 метров. Емкость аккумуляторов — 48.6 кВт/ч. Полный энергетический потенциал Audi R8 E-tron восстановит за 6–8 часов, однако специальная станция с током высокого напряжения сократит это время до 2.5 часов. А вот общий пробег автомобиля на полной зарядке не велик и составляет всего 215 километров. Для сравнения, электрокар Tesla Model S при меньшей стоимости производства и большем весе способен проехать около 500 км.
Максимальный момент двигатель развивает с «нулевых» оборотов. Чтобы избежать пробуксовок на низких скоростях автомобиль напичкали «умной» электроникой, которая и обеспечивает плавное начало движения. Хотя R8 e-tron способен развить скорость до 250 км/ч, его максимальная скорость искусственно ограничивается отметкой в 200 км/ч — на высоких скоростях расход электроэнергии слишком высок.
Из-за особенностей компоновки R8 e-tron по сравнению с обычной R8 имеет несколько заниженный центр тяжести, что улучшает динамические характеристики и управляемость. Для увеличения запаса хода компанией Continental разработаны специальные узкие шины с уменьшенным сопротивлением качению, размерность шин — 225/35 R19 спереди и 275/35 R19 сзади.
Электронная система Torque Vectoring в поворотах постоянно меняет величину подаваемого крутящего момента на каждое заднее колесо с частотой тысячи раз в секунду. Поэтому при переборе скорости на входе в поворот машину не сносит — колеса как бы сами доворачивают автомобиль. Данные в систему поступают со множества специальных датчиков в автомобиле. Специалисты Audi позиционируют эту систему контроля тяги скорее как защиту от неадекватного вождения, а не как страховку от грубых ошибок.
Привлекает внимание необычная тормозная система: спереди установлены карбон-керамические тормоза с 6-поршневыми суппортами, а сзади — с 4- поршневыми. Но задние тормоза дополнены электрическими генераторами, поэтому передние тормоза управляются непосредственно педалью, а задние — электроникой.
Система рекуперации энергии при торможении у Audi R8 e-tron реализована через подрулевые лепестки. В обычной машине они переключают передачи, у R8 e-tron отвечают за интенсивность рекуперации при нажатии/отпускании педали акселератора.
Интерьер и экстерьер во многом обязаны попыткам конструкторов «спрятать» блок батарей. Потому-то Audi R8 e-tron имеет карбоновое полотно вместо заднего стекла и перегородку за сиденьями, которая закрывает аккумуляторы и прочее оборудование. Чтобы водитель мог понимать, что же происходит на дороге позади его авто, помимо боковых зеркал в салоне сверху установлен экран, вместо зеркала заднего вида. На него транслируется изображение с камеры заднего вида, как у болида R18 e-tron quattro для гонок Le-Man.
Активные аэродинамические элементы на колесах — заслонки в колесных дисках — обеспечивают оптимальный температурный режим тормозной системы. Работают также на основе многочисленных датчиков. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx равен 0.27.
Концептуальное электрокупе имеет развитую мультимедийную систему Car-to-x Communication: она обменивается информацией с окружающим миром, получает данные об обстановке на дороге — трафике, заторах, режимах работы светофоров и кучу всего прочего.
Цена
Audi R8 — дорогое удовольствие. Текущее поколение R8 на российском автомобильном рынке стоит более 5 млн. рублей за кузов-купе. Spyder R8 — не меньше 6 млн. рублей. GT-версия с 5.2-литровым мотором и мощностью 560 л.с. обойдется в сумму свыше 8 млн. рублей. Стоимость же Audi R8 e-tron 2014 предположительно составит около 9 млн. рублей.
Когда же уже
Предсерийная версия суперкара была представлена общественности в 2010 году, а серийное производство анонсировалось к 2012-му. Затем компания по решению руководителя отдела исследований и разработок Audi Вольвганга Дюрхаймера приостановила проект электрического R8. На момент же написания этой статьи (май 2014 года) свет увидели всего 12 электрических прототипов e-tron. Оказывается, на постройку каждого экземпляра компания потратила больше миллиона евро. Именно дороговизна производства аккумуляторов и послужила основанием для заморозки проекта.
Но в июне 2013 года Дюрхаймера сменил Ульрих Хакенберг, а проекту дали новое развитие. В процессе возобновленных работ над e-tron пробег электромобиля смогли увеличить с 215 до почти 400 км, в итоге руководство компании подтвердило серийное производство.
Точные сроки появления серийного Audi R8 e-tron 2014 пока не названы. Ожидается, что это случится не раньше второй половины 2014 года в Европе и к 2015 году в США. Кузов автомобиля следующего поколения будет заметно легче предшественника, будут установлены более мощные силовые агрегаты — V8 (450 л.с.) и V10 (550 л.с.).
Интересные факты
— Один из прототипов Audi R8 e-tron участвовал в Silvretta E-Auto Rally Montafon 2010 под пилотированием заводского пилота Audi Лукаса Лура. R8 e-tron выиграл гонку среди 23 других электрических автомобилей в трехдневном соревновании.
— Одобрено Тони Старком: R8 e-tron, ставший воплощением передовых технологий и роскошного дизайна от Audi, «засветился» на большом экране в фильме «Железный человек 3» (Iron Man 3).