Старушка Бетси или как создавался Додж

Безусловно, все поклонники быстрых автомобилей знают о легендарном Dodge Challenger, супербыстром Dodge Viper, и даже старинный Dodge Roadster 1924 года с улыбкой вспоминает каждый американец. Но мало кто сейчас сможет сказать, как выглядела «Старушка Бэтси» — самый массовый автомобиль довоенной эпохи. Забытый герой XIX столетия. К доджевским суперкарам мы непременно еще вернемся, а пока...

Безусловно, все поклонники быстрых автомобилей знают о легендарном Dodge Challenger, супербыстром Dodge Viper, и даже старинный Dodge Roadster 1924 года с улыбкой вспоминает каждый американец. Но мало кто сейчас сможет сказать, как выглядела «Старушка Бэтси» — самый массовый автомобиль довоенной эпохи. Забытый герой XIX столетия. К доджевским суперкарам мы непременно еще вернемся, а пока...

В небольшом американском городке Найлз в штате Мичиган родились два брата. В семье английских переселенцев и потомственных работников железной дороги в 1864 году на свет появился Джон, а спустя еще четыре года, в 1868 году родился Горас. Рыжие мальчишки с еврейской кровью в жилах всю жизнь старательно подчеркивали свою независимость. Оставаясь неразлучными, они и покинули этот мир в один год. И вроде ничего особенного. Однако братья Dodge создали марку, ставшую символом национального автомобилестроения, и, без преувеличения, достоянием американского общества.

Путь к славе был долгим. Двум простым парням многое пришлось пережить прежде, чем с конвейера сошел их первый Dodge под названием Old Betsy.

Однажды, увидев у одноклассника дорогой велосипед «пенни-фартинг» с диаметром переднего колеса в пять раз больше диаметра заднего, подростки Додж позавидовали сверстнику и решили сконструировать чудо-машину самостоятельно. Используя отходы производства железнодорожной мастерской их отца и закрома домашнего чулана, братья взялись за дело. Мальчишки чрезвычайно гордились «изобретением», ведь оно работало ничуть не хуже оригинального магазинного варианта стоимостью в 200 долларов.

После этого Доджи начали свой путь к вершине автомобилестроения в своей маленькой пока еще велосипедной мастерской. Молодые гении пропадали там целыми днями, придумывая всякие новшества и ремонтируя все от телефона до сантехники.

Успех пришел в 1901 году на первом автосалоне в Детройте, где экспонировался изобретенный Джоном и Горасом одноцилиндровый двигатель Oldsmobile. Выпущенная ими в марте того же года двухскоростная коробка передач стала последним словом техники. Уже через два года Генри Форд заключил с братьями контракт на поставку партии двухцилиндровых двигателей в сборе с трансмиссией. Однако независимость братьев дала о себе знать в 1913 году. Они решили создать собственную автомобильную компанию, заявив, что «им надоело обитать в жилетном кармане Форда». Такая новость произвела эффект разорвавшейся бомбы — знаменитые поставщики лучших высококачественных двигателей будут сами выпускать автомобили.

В компании Джон занял пост генерального директора, а Горас — вице-президента. Однако владели предприятием они на равных правах. «Dodge Brothers Incorporated» была основана 17 ноября 1914 года, а через 5 месяцев появилась на свет Old Betsy, успевшая взбудоражить мир едва сойдя с конвейера. Привлекательный автомобиль с изящными для грузовика формами поразил 22 000 дилеров, пожелавших подписать контракт на эту модель задолго до старта официальных продаж. Хотя, конечно, тут был небольшой секрет — параллельно с созданием своей первой модели братья Dodge провели презентации и «подогрели» сеть дилеров по всей стране. Вдобавок они подняли шумиху в прессе и развернули масштабную рекламную компанию. Все это вызвало в обществе колоссальный ажиотаж.

И вот 50-летний Джон и 46-летний представили свой первый автомобиль Dodge Model 30, в дальнейшем шутливо прозванный «Старушкой Бэтси». Машина произвела фурор. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 л.с. был разработан лично Горасом. А революционный цельнометаллический кузов — идея Джона, который никогда не доверял распространенному тогда дереву. У Бэтси был электрический стартер, фары и даже спидометр. И хоть модель стоила почти на 300 долларов дороже захватившей просторы страны Ford Model T, в техническом плане и в плане надежности она была гораздо более «продвинутой», чем ее конкурент.

Уже в течение ближайших недель братья получили более 70 тысяч заказов. Выполнив план в 249 экземпляров до конца года, братья Додж полностью окупили идею «грузовичка на все случаи жизни». В 1915 году из заводских ворот выехало уже более 45 тысяч автомобилей под маркой Dodge. В 1916 — модель была усовершенствованна и стала первым автомобилем с цельнометаллическим кузовом, который выпускала компания Budd и в открытом, и в закрытом вариантах. К 1919 году продажи «Dodge Brothers Incorporated» превышали 100 000 экземпляров.

«Старушка Бэтси» с первых же километров утвердила за компанией репутацию надежных и прочных автомобилей. Братья создали автомобиль потрясающей практичности и удивительно бюджетный. Old Betsy оказалась неприхотливой и выносливой. Однако, ее уникальность заключена не только в новейших технологиях XIX века. Детали кузова вида были единственными в своем роде. Ни у одного послевоенного Доджа вы не увидите эту фирменную эмблему. На верхнем бачке радиатора у Бэтси красовался земной шар в центре звезды Давида. Братья Dodge никогда не забывали свои корни, именно поэтому их творение гордо носило символ их рода.

Красота и лаконичность марки Dodge прослеживалась на протяжении всего модельного ряда. Old Betsy впитала технологические новинки того времени, в том числе и черты фордовской стандартизации и поточной сборки. Генри Форд даже предъявлял претензии к братьям, но все они растворились в суде, словно назойливые тучи на ясном небе Америки.

Джон и Горас Dodge были традиционалистами. Они верили в практичность и честную цену доллара, поэтому никогда не думали о создании спортивного автомобиля. История гоночных суперкаров марки Dodge с их непревзойденной мощью и харизмой витала в атмосфере ближайшего десятилетия, а пока простые американцы восхищались милой Betsy с героической патриотичностью.

Самый желанный автомобиль столетия. Словно Детройская Леди, Betsy была на слуху у каждого. Продуманный до мелочей элегантный кабриолет идеально подошел не только для обычной жизни, но и стал настоящим бойцом американского фронта. О героизме этого Доджа можно слагать легенды. Однако информации о нем ничтожно мало. Например, в двух разных источниках рассказывается о приключениях Старушки Бэтси в одном и том же событии Первой Мировой Войны.

Известный генерал американской армии Джон Дж. Першинг назвал Old Betsy синонимом слова «надежный» и заказал большую партию грузовиков.

В тоже время в 1916 году в Мексике была проведена операция против полководца Панчо Вилья, которую возглавил лейтенант Джордж Паттон. Именно на автомобилях Dodge его полк участвовал в том, что сейчас можно назвать первой «механизированной кавалерией».

В одном ли подразделении были тогда генерал и лейтенант — неизвестно. Но 250 самолетов с Доджами на борту приземлились тогда у мексиканской границы.

Компания Додж поддерживала армию США вплоть до Второй Мировой Войны, предлагая свои автомобили под девизом: «Dependable». Первые грузовики Dodge использовали как штабные и санитарные машины. Модель Old Betsy с честью выдержала испытания, спасая множество жизней. Великая депрессия, которая обрушила бурно развивающуюся экономику страны в пучину банковского кризиса, стала финальной точкой для элегантного кабриолета. Большинство автомобильных компаний находились в убытке. Но, даже в этих условиях, Old Betsy благодаря доступной цене и низким затратам на обслуживание была на втором месте после компании Форд. И даже во времена затишья в продажах авто «Старушка Бэтси» значилась на 4-м месте среди автомобилей марок Chevrolet, Ford и малознакомых нам сестер Плимут де Соро.

Первая Детройская Леди среди автомобилей позволяла провожать ее взглядом каждому американцу, руки которого тут же тянулись к шляпе дабы снять черный цилиндр в знак любви и уважения.

Мария Ковалюк специально для Dragtimes.ru
Фото: alldayplus.ru, landavto.com, strand-cafe-lang.de, siriusauto.com.ua, mattsuess.com, conceptcarz.com

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.