В начале прошлого века один богатый англичанин построил несколько спортивных автомобилей на чистом энтузиазме. А уже к середине 20-х два десятка работников его фирмы изготовили около 50 машин. И пусть начало занимательной и, теперь уже можно сказать успешной истории Aston Martin туманно и переменчиво, как лондонская погода, успех поджидал, что называется, за ближайшим поворотом. Тот самый лондонский энтузиаст и богатей по имени Лайонел Мартин выиграл гонку близ холма Астон-Клинтон за рулем автомобиля собственного производства — Singer 10. Вероятно, в честь этого события компания и получила первую часть своего теперь уже знаменитого имени.
«Aston Martin Lagonda Limited» основали сам Мартин и его друг Роберт Бэнфорд в 1913 г. Ребята занимались продажей и обслуживанием автомобилей Singer, но через пару лет выпустили автомобиль, на который был установлен 1.4 литровый четырехцилиндровый двигатель. Однако всерьез заняться автомобилестроением помешала Первая Мировая Война. Тяжелые времена заставляли работать на нужды авиакомпании Sopwith Aviation Company, выпуская лишь 14 машин в год. После войны, дабы продолжить дело всей жизни, Бэнфорд арендовал бывшие конюшни на Абингтон Роуд. Именно там, спустя 5 лет появилась вторая модель Aston Martin.
В 1922 г. из-под крыла компании Мартина и Роберта вылетела последняя серия замечательных 4-цилиндровых 16-клапанных гоночных автомобилей. Два года спустя завод закрылся, объявив о банкротстве.
Однако, после приобретения фирмы У. С. Ренвиком (W.S. Renwick) и А. Ч. Бертелли (А.С. Bertelli) дела пошли на лад. Пять послевоенных лет спокойствия — на пользу. Первостепенную роль в судьбе английской автомобильной компании сыграли новый двигатель и переезд завода в Фелтхэм. Удачной разработкой братьев Бертелли была модель International. В 1927 году Aston Martin представили автомобиль, для которого А.Ч. Бертелли создал 1.5-литровый двигатель с верхним распредвалом и сухим картером, а Э. Бертелли сконструировал кузов.
Перед глазами любопытного общества, что пыталось забыть ужасы прошлых лет, предстал суперкар, с которого началась серия гоночных машин, изготовленных с 1929 по 1932 годы после Лондонского автосалона 1927 г.
Aston Martin International стали достоянием восьмидесяти одного отнюдь не скупого лондонца. Позже в компании выпустили International Le Mans с коробкой передач Moss и задним мостом ENV. Достижением стала коническая главная передача вместо червячной. За два года компания продала 72 экземпляра Le Mans с более низкой линией капота и наружной выхлопной системой.
В 1929 г. модель Aston Martin International создал себе имя, установив новые стандарты в поведении на дороге, при этом гоночная версия автомобиля помогала Бертелли оставаться в те годы конкурентоспособным в гонках Гран-При. Так появилась одна из самых популярных серий у Aston Martin. С названием «11.9 НР» она заслужила похвалу от журнала Autocar: «Это один из тех автомобилей, которые заставляют радостно биться сердце энтузиаста. И не только из-за того, что его поведение вызывает восторг на свободной дороге, но и из-за непередаваемо учтивых манер ходовой части».
Спортивный 2-местный кузов на стальной штампованной раме всем своим видом словно просит мчаться быстрее по мокрому асфальту Лондона. И хоть скорость у данной модели всего 135 км/ч, а мотор тянут всего семьдесят лошадок, более сотни счастливцев позволили себе прокатиться на новоиспеченных птенцах Ренвика и Бертелли. Особенно привлекал внимание дотошных англичан рычаг переключения передач в небольшой направляющей.
Изюминка автомобилей Aston Martin между Первой и Второй Мировыми войнами — авто, приспособленные к скучной жизни без старта и финиша. Но разве должно английскому духу состариться и затормозить? Недаром Aston Martin заслужила звание «самая шпионская марка самого британского шпиона всех времен и народов». Символ элегантности и роскоши, тайного покорения лондонских закоулков и гоночных треков не может уйти на покой без победы. Бертелли обладали достаточным пафосом, чтобы свести с ума миллионы людей, мечтающих увидеть спортивный Aston Martin.
Маленький автомобиль с тем же полуторалитровым объемом двигателя, где те же четыре цилиндра неслабо подгоняли более семидесяти моторных лошадок, стал началом эры Aston Martin. За два года компания разработала несколько вариантов авто для выступления на всемирно известной гонке «Le Mans 24». В команде компании 1935 года выступили три модели LM18, 19 и 20 на третьем поколении шасси. Один из автомобилей добился 12 места в общем зачете и 5 место в своей группе. По слухам, его даже сфотографировала конкурирующая компания для фестиваля в Coys. Три гоночных бойца были похожи на модели 1934 года.
Сам Бертелли признался, что это были лучшие и самые любимые из его автомобилей. Специалистами модели LM c №18 по №21 расцениваются как вершина довоенного спорткаро-строения.
Однако, еще одним шикарным раритетом, заслуживающим внимания был автомобиль, который компания выпустила после блестящей победы на гонке Tourist Trophy в 1934 году. Тогда машины Aston Martin заняли все три призовых места. Буквально за неделю двадцать один экземпляр был раскуплен лондонской богемной общественностью. Стоимостью не менее $600 000 на сегодняшний день они бьют рекорд за рекордом.
Главным конструктором лучшей довоенной модели был сам Бертелли. И по совместительству он очень любил быть еще и гонщиком. Aston Martin Ulster — творение, созданное из желания и адреналина. Он вобрал в себя весь опыт гонок, накопленный Бертелли к тому времени. Скорость, которую развивало это чудо техники, была по тем временам просто умопомрачительной — 170 км/час.
Многое в этой модели может показаться современному автолюбителю странным. Педаль акселератора в центре, а, на привычном для нас месте, справа, уютно расположилась педаль тормоза. Включение передач к нашему удивлению зеркально противоположно современному.
Под длинным, как и положено родстеру, капотом, уже знакомый двигатель с четырьмя цилиндрами. Отличительная черта «полуторного» — два карбюратора и мощность 80 лошадиных сил. И, хотя чудес не бывает, и скорость 161 км/ч по нынешним меркам смешная, автомобиль ведет себя на трассе идеально, даже дожив до наших дней. Счастливчики, что получили возможность прокатиться на раритетном авто, смело заявляли: «Машина, вопреки всем ожиданиям, хорошо слушается руля и ведет себя на дороге довольно устойчиво».
Но, если вы все же решитесь сесть за руль этого прекрасного автомобиля, помните: момент зажигания регулируется в ручном режиме непосредственно на рулевом колесе. И главное, синхронизаторов в коробке передач нет и в помине, а значит «перегазовка» станет неотъемлемым началом вашего пути на автомобиле Aston Martin Ulster.
Коллекционеры очень ценят этот автомобиль, так что за спортивный, гоночный вариант будьте готовы выложить не иначе как больше миллиона.
История довоенных Aston Martin — путь от скуки до адреналина. Она началась и закончилась крушением. Вторая мировая война черной полосой легла на плечи всех автомобильных компаний. На заводах британской Aston Martin собирали детали для военных самолетов, и никому не было дела до гоночных суперкаров. Но легенде не суждено было растаять в послевоенном мраке.
В 1947 году под началом крупной промышленной группы «Дэвид Браун» (David Brown), что выпускала тракторы и сельскохозяйственную технику, автомобили Aston Martin фениксом возродилась из огня войны. А с годами автомобили этой марки приобрели всемирную славу. Чему немало способствовал и «самый британский шпион всех времен и народов».